Польша и россия не могут договориться о длине памятника на месте крушения ту-154
Пять лет назад под армейским аэропортом Смоленск-Северное разбился самолет Ту-154. На его борту пребывали президент Польши Лех Качиньский и члены польского правительства. В пятницу тут пройдет памятная церемония.
Как стало известно «Газете.Ru», Польша будет представлена делегацией во главе с министром культуры Малгожатой Омилановской. Кроме государственныхы служащих в делегацию войдут родственники погибших.
Ровно в 10.14 на место крушения будут возложены цветы, пройдет траурная церемония.
На месте крушения уже два года назад должен был быть установлен монумент, но до сих пор работа находится на стадии согласования проекта. Обе стороны не смогут договориться о размере монумента.
Проект монумента
«К сожалению, на данный момент не совсем согласован с польской стороной проект монумента, например, по обстоятельству необходимости сокращения его длины, на что польской стороне с 2012 года много раз указывалось, приводилась детальная аргументация», — сказала «Газете.Ru» помощник министра культуры Анна Манилова.
Мемориальная стенки у березы
Об установке монумента еще в 2011 году договорились фавориты Польши и России Медведев и Бронислав Коморовский. «Выбранный вариант монумента будет в обязательном порядке согласован с Россией», — дал обещание тогда Коморовский. Была создана рабочая группа, заявлен интернациональный открытый конкурс на лучший проект.
Скульпторы отправили более чем 90 работ из России, США, Литвы и Польши. В итоге был выбран лучший, на взгляд жюри, монумент авторства трех скульпторов — Анджея Солыги, Дариуша Смиховского и Дариуша Коморека.
Монумент представляет собой тёмную стенке высотой 2 м и длиной 115 м с именами погибших.
В месте, где будут высечены имена жертв авиакатастрофы, стенки будет прерываться. Через проем возможно выйти конкретно к месту трагедии.
Его предполагалось кроме этого оформить плитами тёмного гранита, лишь уложенными горизонтально. Проект предполагает сохранение символических элементов, которые связаны с катастрофой, — березы, в которой застряли обломки самолета, креста-и камня обелиска.
Россия в лице Министерства культуры, заметив в марте 2013 года, за месяц до намеченной даты открытия монумента, предложенный проект, попросила сократить его длину.
«Сразу после конкурса к нам поступили предложения польской стороны о многократном повышении размеров мемориала», — говорит Манилова. На этом переговоры забуксовали.
«Мы много раз информировали сотрудников о неосуществимости установки монумента необходимости и подобного размера его сокращения до сорока метров в длину, — говорит заместитель министра культуры Манилова. — Это не прихоть министерства — нужно учитывать требования к безопасности полетов, нормативы, накладывающие определенные ограничения на объекты, находящиеся вблизи аэропортов, и утвержденные замыслы развития аэропорта».
Нельзя исключать, что обстоятельством конфликта стало непонимание. В 2013 году шла переписка между Маниловой и ее сотрудником, заместитель министра национального наследия и культуры Польши Моникой Смолень (копия имеется в распоряжении редакции).
В письмах Смолень показывает, что регламент интернационального конкурса на лучший проект монумента отводит под него площадь 400 кв. м. Вот скульпторы и применяли целый количество. Но Манилова в ответном письме информирует, что эта территория отводится на целый проект, что кроме монумента предполагает ландшафтно-архитектурное оформление мемориальной территории.
Монумент двигают к заводу
В переписке между помощниками министров культуры двух государств кроме этого говорилось, что размещение монумента на протяжении траектории падения Ту-154 не представляется вероятным. Манилова информировала, что вопрос об установке мемориала был обсужден с Минобороны РФ и администрацией Смоленской области.
С учетом норм годности к эксплуатации аэропортов было выбрано место, где монумент не будет мешать армейским самолетам. Это участок, примыкающий к территории ОАО «Смоленский летный завод», говорится в письме. «Наряду с этим территория, на которой будет размешаться монумент, не должна быть больше 40 х 10 м (с ограничением монумента до пяти метров)», — указано в письме.
Если судить по спутниковым картам, завод находится практически в 100 м от парковки самолетов.
Но линия забора не прямая, в том месте имеется пара участков, где имел возможность бы подняться монумент.
В правительстве Смоленской области «Газете.Ru» объявили, что ожидают окончательного утверждения проекта монумента, по окончании чего уже возможно будет сказать о территории, где его возможно было бы установить.
Комментарий представителя ВВС Минобороны РФ не удалось взять. На запрос ведомство не ответило.
Заместитель министра культуры России Манилова сказала, что они неоднократно приглашали польских сотрудников приехать в Москву на переговоры и отыскать устраивающее всех ответ, но встреча так и не состоялась. «Мы ожидаем приезда польских сотрудников в последних числах Апреля. Сохраняем надежду, что откровенный разговор с ними окажет помощь продвинуться в ответе спорных вопросов», — добавила «Газете.Ru» Манилова.
Она заверила, что Минкультуры России так же, как и прежде заинтересовано в скорейшем завершении данного проекта и всецело открыто к любым переговорам по этому вопросу с представителями национального наследия и министерства культуры Польши.
«Уверены, что память о погибших должна быть достойно увековечена, Россия приложит все усилия с целью достижения данной цели», — выделила Манилова.
По словам польских собеседников «Газеты.Ru», привычных с обстановкой, переговоры и конкурс шли в полной мере поступательно до вступления в должность министра культуры РФ Владимира Мединского в 2012 году. «Сейчас российский Минкульт предлагает сократить длину стенки на 40 м, польский минкульт урезать размер монумента на две трети не соглашается», — говорит источник. на данный момент обе стороны не смогут назвать кроме того начала работ согласования и приблизительные сроки проектов.
Заболоченные задворки аэропорта
В числе международного жюри, которое выбирало победителя, было двое россиян — скульптор Юрий Волчок из НИИ градостроительства и теории архитектуры и столичный искусствовед Валерий Перфильев. Скульптор Волчок поведал «Газете.Ru», что авторы проектов пробовали вписать монумент в место катастрофы. «Среди заявок на конкурс было большое количество хороших вещей — часовня, еще один монумент, на что мы дали согласие, но позже ходили-ходили и передумали.
В том месте такая местность, что, как ни поставь монумент, постоянно получается, что он стоит спиной к месту крушения. А эти скульпторы внесли предложение умную вещь — огородить место крушения таковой стеной», — говорит Волчок.
Еще одной подробностью, тревожившей жюри, было вывод польского народа, которое очень неоднородно в собственных оценке крушения и политических взглядах Ту-154.
«Но данный проект всех примирил», — отмечает скульптор.
Он уверен в том, что споры около территории установки монумента раздуты. «Это задворки завода и аэродрома, местность в том месте заболоченная, так что какое имеет значение протяженность монумента? Он же не в центре Смоленска будет установлен.
Плюс поляки готовься в том направлении проложить дорогу, которая также нужна», — говорит Волчок.
председатель совета директоров ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев поразился размерам монумента. «Боже мой! Что-то это многовато», — отреагировал он, услышав про длину.
Горбачев сходу отыскал в памяти, что поляки всегда ищут вину русских диспетчеров в крушении. «Они ищут всё какие-то запятые, всё желают отыскать отечественную вину в данной трагедии. Непонятная вещь, в то время, когда уже всё доказано, документально зафиксировано», — говорит он.
Наряду с этим Горбачев не уверен в том, что стенки может оказать влияние на авиационную безопасность: «Это не гражданский, армейский аэропорт, так что в том месте не так много посадок и взлётов. В итоге, возможно же не прямо по курсу взлетной полосы поставить, возможно сместить влево либо вправо на полкилометра.
В случае если сказать о высоте, то тут также имеется ограничения. Запрещено ставить пяти- либо десятиметровые стелы.
А вот гигантоманией не нужно увлекаться».
Необходимо подчеркнуть, что на этой неделе показались расшифровки переговоров из кабины пилотов Ту-154. Если судить по ним, рядом с летчиками был посторонний, предположительно главноком ВВС Польши Анджей Бласик.
Исследователи записи уверены в том, что Бласик сообщил следующую фразу: «Это факт, мы должны это сделать, до конца». Чуть позднее, на высоте 300 м над почвой, он сказал: «Поместишься. Легко».
Сам пилот за четверть часа до крушения борта предлагал уйти на запасной аэропорт Минск либо Витебск и предлагал возвратиться в салон неустановленному третьему лицу.
Скандал с «обменом монументами»
На данный момент в Польше обиженны предложением российского министра Владимира Мединского совершить «обмен монументами». На встрече в последних числах Марта с послом Польши в Российской Федерации Катажиной Пелчиньской-Наленч Мединский заговорил о необходимости большого упрощения бюрократических процессов, которые связаны с созданием мемориалов, и внес предложение поставить монумент полякам, павшим на Бородинском поле.
Со своей стороны, отметил Мединский, Польша имела возможность бы установить мемориал на Раковицком кладбище в Кракове, где погребено более 1,2 тыс. солдат Красной армии, погибших в 1919–1920 годах. Тогда же русский министр отыскал в памяти и про монумент на месте смерти Леха Качиньского, выразив надежду, что переговоры в последних числах Апреля завершатся удачно.
Глава горадминистрации Кракова Яцек Майхровский уже объявил, что Раковицкое кладбище не лучшее место для аналогичной инициативы. Он назвал солдат Красной армии захватчиками и объявил, что жители не поклоняются подобным монументам.
Министр иностранных дел Польши Гжегож Стехына подчернул, что нельзя сравнивать монумент на месте крушения Ту-154 и монумент на кладбище для воинов Красной армии. Смоленская стела «весьма символична» для поляков, «это была тяжелая потеря для страны», цитирует Стехыну польская газета Wyborcza.
А вот говоря о монументе для красноармейцев, «нужно осознавать», что речь заходит о «осуждённых, каковые были пленены и погибли по большей части от тифа», заявил глава польского министерства.
Станислав Линдовер — масса, жир и рельеф / #ПоТок