Почему в индии начались кастовые бунты — «наука»

Почему в индии начались кастовые бунты - «наука»

Индия широко известна собственными межрелигиозными столкновениями. Чуть меньше столкновениями межэтническими.

Но последнее время стране все чаще приходится сталкиваться еще c одним видом беспорядков — с кастовыми. В феврале в штате Харьяна, одном из самых промышленно развитых, представители бессчётной тут касты джатов громили лавки и магазины, поджигали машины а также перекрыли канал, снабжающий водой треть столичного округа Дели.

Разъяренные толпы устроили битвы с полицией. Влияниям было нужно перебросить в Харьяну войска, взявшие приказ открывать пламя по погромщикам.

В итоге, согласно данным из официальных источников, убито 28 человек, более двухсот без шуток ранены, число пострадавших идет на многие много, а штат с грустью подсчитывает убытки.

Требование обиженных харьянских джатов на первый взгляд достаточно необычно. Громя магазины и поджигая машины, они получали того, дабы их включили в официальный перечень «отсталых каст».

Данный перечень открывает возможности льготного получения работы на госпредприятиях, места в финансируемых страной вузах, дает ряд других привилегий. Еще сравнительно не так давно многие касты получали увеличения собственного статуса, но вот сейчас все больше делается тех, кто, напротив, желает принимать во внимание «отсталыми».

Положение усложняется тем, что харьянские джаты к низким кастам очевидно не относятся, но льгот хочется и им.

Данный кастовый бунт стал результатом борьбы индийских правительства за социальное равенство, против дискриминации низких практики и каст неприкасаемости, которая остается одной из самых больных неприятностей Индии.

Проклятие в две тысячи лет

«Мы прокляты уже большое количество столетий, как минимум несколько тысяч лет, – убеждал меня на одной из демонстраций мусорщиков в Дели местный активист. — Мы неприкасаемые, и чистые касты вычисляют нас людьми второго сорта. Индия именует себя самой громадной народовластием мира, но нас эта народовластие не касается».

Уроки Индии: расслабьтесь и разрешите поменять себя

BBC06.10.2015Смертельные города Индии

Project Syndicate25.08.2015Китай замедляется, Индия крепнет — ну и что?

Bloomberg18.06.2015Много тысяч ночуют под открытым небом

Русская служба BBC27.04.2015До сих пор многие индусы верят, что прикосновение либо кроме того приближение к человеку из низкой касты может осквернить. Отношение к нечистым поразило в свое время пришедших на Индостан европейцев.

Наименование одной из южноиндийских каст неприкасаемых, парийяр, кроме того вошло в европейские языки как «пария» — изгой, униженный. И таких в сегодняшней миллиардной Индии, согласно данным из официальных источников, около 17,7%, другими словами более двухсот миллионов человек.

Неприятность кроме того не в том, что далиты (угнетенные) либо списочные (этими политкорректными эвфемизмами принято сейчас именовать представителей неприкасаемых каст) более бедные и менее образованные, чем другие обитатели Индии. Основное, что положение неприкасаемых освящено индуизмом — религией, которую исповедуют около 80% населения страны.

Классические индусы уверенны: положение нечистых каст дается более чем — за грехи в прошлых рождениях. Дескать, жил неправедной и преступной судьбой — сейчас отвечай.

Из этого удивляющее собственной жестокостью отношение чистых каст к нечистым — так как индийцы в массе собственной не злые люди. Но что ни семь дней, в индийских СМИ появляются сообщения, что где-то избили далитов, изнасиловали списочных девушек, изгнали неприкасаемых из неспециализированной процессии и т.п.

О обстоятельствах появления неприкасаемых до сих пор спорят эксперты. Индийское общество еще в древности разделилось на четыре группы: брахманы (жрецы, ученые люди), кшатрии (солдаты, властители), вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники) и шудры (зависимые люди, слуги).

В последнюю категорию попали, полагают, покоренные чужими ариями местные обитатели. Но были и те, кто по большому счету не попал в варновую структуру, вот они-то и стали неприкасаемыми, нечистыми.

Потом любая варна распалась на множество каст, и число их сейчас идет на тысячи.

Исторически каста человека определяется профессией, которой занимается его семья. Имеется чистые профессии, и имеется нечистые.

Ясное дело, неприкасаемые — это, в первую очередь, те, кто делает грязную работу: мусорщики, уборщики нечистот, кожевники (потому, что имеют дело с мертвой плотью), прачки (в Индии это тяжелая мужская работа) и т.п. Но к нечистым кастам в ряде регионов кроме этого отнесены ткачи, рыбаки, сборщики пальмового сока, плетельщики корзин, красильщики, кроме того изготовители стеклянных браслетов либо уже упомянутые парийяры (музыканты, играющие на тамильском барабане).

Подчас требуется историческое расследование, чтобы выяснить, из-за чего так произошло.

Любой член касты обязан выполнить собственную карму: пахарь карму пахаря, а кожевник — кожевника. Это относится и неприкасаемых: нагрешил, отсиди собственный в мусорщиках, позже, в случае если будешь хорошим человеком, родишься в касте получше.

В традиции смена касты вероятна лишь по окончании смерти — в следующем рождении. Древнеиндийский свод предписаний и правил «Законы Ману» гласит: «Лучше не хорошо выполнять собственную карму, чем прекрасно — чужую», «Выполняющий чужую карму — безбожник».

Само собой разумеется, Сейчас правила не столь строги и смена профессии бывает, лишь вот печать, что человек происходит из семьи нечистых, будет преследовать всю жизнь. Ни достаток, ни образование, ни профессия не поменяют данный статус. Лишь смерть.

И преодолеть эту освященную религией сегрегацию будет посложнее, чем, к примеру, расовую сегрегацию в Соединенных Штатах — так как в отличие от индуизма христианство говорит о равенстве. Наряду с этим тех, кого многие индусы вычисляют людьми второго сорта по рождению, назвать меньшинством язык не поворачивается — далитов в Индии больше, чем все население России.

Все грезы Индии о превращении в супердержаву, в одного из мировых экономических фаворитов уже к середине XXI века чуть ли достижимы, пока практически пятая часть населения считается изгоем и с трудом включается в современные экономические отношения.

Перечни счастья

То, что практика неприкасаемости тормозит Индию, осознавали еще британцы — как раз английские колониальные власти начали вводить льготы для париев, дабы оказать помощь им социализироваться. В 30-е годы прошлого века англичане составили первый правительственный перечень низких каст, для которых резервировались места на госслужбе.

Тогда же показалось официальное и не унижающее преимущество наименование таких каст: scheduled castes, списочные касты, либо кратко — списочные.

Фавориты индийского национально-освободительного перемещения также боролись с неприкасаемостью. Махатма Ганди умышленно принимал списочных у себя, ел вместе с ними (принимать пищу с низкими — грех в представлении чистого индуса), именовал их «хариджанами» (детьми всевышнего).

Известна его дискуссия со жрецами храма в Вайкоме: неприкасаемым запретили пользоваться дорогой, идущей мимо храма, и Ганди привёл к брахманам на религиозный спор. «Как возможно запретить пользоваться дорогой якобы низким по рождению людям, в случае если по ней ходят и преступники, а также собаки, и скот?» — задавал вопросы Ганди. «Такова их карма, соответственно, воля Всевышнего», — ответствовали жрецы. «Но кто мы, дабы подменять Всевышнего и усугублять их наказание?» — парировал Ганди. Спорили пара часов, в итоге дорогу расширили, выделив полосу для неприкасаемых.

Просматривать доводы сторон неординарно забавно, в случае если забыть, что дело происходит в двадцатом веке и что это настоящая судьба, а не «Имя розы».

Индия взяла независимость во второй половине 40-ых годов двадцатого века, и ее Конституция, вступившая в силу в 1950-м, официально отменила кастовые привилегии — все граждане равны. Вот лишь победить кастовые предрассудки выяснилось непросто — списочные в глазах чистых индусов так же, как и прежде не считаются равными.

Исходя из этого власти составляют кастовые перечни, по ним резервируются места в органах власти, на госпредприятиях, в национальных вузах и т.п. Сейчас в перечень, попасть в который уже грезят многие, на федеральном уровне внесено около 1100 каст.

Так, в парламенте страны из 543 мест 84 места (15,47%) зарезервированы за списочными кастами и 47 мест (8,66%) за списочными племенами (поддерживающими классический образ судьбы, чистые индусы также вычисляют их нечистыми). Резервируются места и на уровне штатов (процент зарезервированных мест тут зависит от числа участников списочных племён и каст, живущих в регионе).

Индия весьма гордилась данной хорошей дискриминацией: среди далитов показались доктора, учителя, предприниматели, политики. И вот тогда власти решили распространить эту практику и на другие низкие касты, другими словами те, каковые не смотря на то, что и не считаются неприкасаемыми, но стоят внизу социальной лестницы (они были обиженны, что не приобретают таковой помощи как неприкасаемые, не смотря на то, что всегда напоминали, что они также бедные и отсталые).

В первой половине 90-ых годов XX века правительство принялось резервировать места на госпредприятиях, в вузах, в правительственных структурах и для куда более бессчётных, чем далиты, представителей «вторых отсталых категорий» (Other Backward Class). К примеру, в национальных вузах за ними закрепили 27% мест, в дополнение к списочным племенам и списочным кастам, на каковые приходится 22,5%.

Скоро начались неприятности. Правильнее, они зрели в далеком прошлом — в индийской прессе много говорили, что совокупность резервирования и квот породила особенную далитскую элиту, которая замечательно освоила эти самые квоты и сейчас расставляет на хорошие места и направляет в хорошие институты собственных.

А молодежь из чистых каст не имеет таких привилегий.

Обстановка обострилась еще больше, в то время, когда в 2014 году к власти пришел глава правительства Нарендра Моди, что избирался под лозунгом защиты классических индусских сокровищ. На протяжении избирательной кампании Моди также много говорил о равенстве, но неприятность в том, что традиции индуизма именно подразумевают отсталое положение низких каст.

И традиционалисты из высоких каст принялись потребовать от правительства защиты этих традиций — но уже для себя.

Первые кастовые бунты случились в прошедшем сезоне, в то время, когда в августе начались беспокойства в родном для Моди штате Гуджарат. Толпы представителей влиятельной касты патель вышли на улицы, требуя всецело отменить практику резервирования.

В первых последовательностях митингующих шли юные люди, очень обиженные тем, что менее подготовленная и грамотная, согласно их точке зрения, молодежь из списочных занимает места в вузах и на фирмах.

Глава митингующих, двадцатидвухлетний Хардик Патель выдвинул лозунг: «Или высвободите страну от квоты, или загоните в нее всех!» Дело дошло до ожесточенных столкновений с полицией, в уличных стычках погибло десять человек. Власти Гуджарата были вынуждены заявить, что разглядят возможность выделить пакет помощи чтобы получить образование хорошим молодым людям из более высоких каст.

Уже тогда многие предвещали, что пример гуджаратских пателей окажется заразителен. Ожидать продолжительно не было нужно: сейчас на улицы вышли хариянские джаты.

Основное, что ни патели, ни джаты не являются угнетенными либо отсталыми: в собственных штатах это очень бессчётные и влиятельные кастовые группы. Но недовольство демонстрируют как раз они — кастовые группы, каковые исторически занимали высокое положение, но сейчас были потеснены из-за хорошей кастовой дискриминации.

Но, в отличие от пателей джаты не требуют отмены квот. Напротив, они получают, дабы в перечень льготников включили и их.

Причем получают этого уже давно — около двадцати лет. По окончании продолжительных рассмотрений власти республики в 2014 году кроме того дали согласие внести их в заветный перечень, но Верховный суд в 2015-м отменил это решение — дескать, через чур состоятельная и влиятельная каста, дабы принимать во внимание отсталой.

Сейчас борьба длится в парламенте. Исходя из этого джаты вышли и устроили громкий протест: молодежь из данной кастовой группы уверена, что без попадания в перечень нельзя устроиться на хорошую работу либо поступить в хороший вуз.

Специалисты тем временем уверены в том, что совокупность резервирования вправду испытывает недостаток в реформах, но всецело отказаться от нее не окажется – без этого проблему низких каст не победить. Но на деле выходит, что борьба с кастовой дискриминацией лишь усиливает старую совокупность в целом, в то время, когда как раз доставшаяся по рождению каста делается и главным причиной в карьере, и фундаментальным принципом самоорганизации общества.

Из-за чего в Индии твёрдая кастовая совокупность Андрей Верба 00


Читать также:

Читайте также: