Почему россии нужен левада-центр — «наука»

Почему россии нужен левада-центр - «наука»

Свободные социологические изучения в Российской Федерации подвергаются важной угрозе. Заявленный «зарубежным агентом», ветшайший аналитический центр России может прекратить собственный существование.

5 сентября Минюст России внесло в реестр некоммерческих организаций, делающих функции зарубежных агентов, «Аналитический центр Юрия Левады», широко известный как Левада-центр. Власти обвиняют Левада-центр в получении зарубежных грантов на ведение политической деятельности.

Директор Левада-центра Лев Гудков уже объявил, что у Министерства Юстиции не было юридических оснований для зачисления организации в реестр НКО—зарубежных агентов. В поддержку Левада-центра выступило Объединение общественного мнения и исследователей рынка (ОИРОМ), куда входят ведущие социологические работы России.

Левада-центр — не первая исследовательская организация, заявленная «зарубежным агентом». В данный перечень уже внесены петербургский Центр свободных социологических изучений и саратовский Центр социальной гендерных исследований и политики, что был должен прекратить существование.

на данный момент и предстоящая деятельность Левада-центра находится на грани. Разумеется, что власти обиженны результатами недавних опросов «Левады» перед думскими выборами.

В реестре «зарубежных агентов» около 150 организаций, и все же случай с Левада-центром особенный: он играется неповторимую роль не только в социологическом сообществе. Эта исследовательская организация вот уже четверть века делает неповторимую функцию для всего русского общества.

Левада-Центр для активной части россиян стал нарицательным понятием, обозначающим «опросы публичного мнения». Но само собой разумеется, роль этого университета в фиксировании, анализе и осознании процессов, происходящих в современной России, значительно шире и больше, чем фактически результаты опросов, каковые появляются в масс-медиа.

Левада-Центр для активной части россиян стал нарицательным понятием, обозначающим «опросы публичного мнения»

Команда исследователей объединилась около философа и социолога Ю. А. Левады еще во второй половине 80-ых годов двадцатого века. Тогда был создан неповторимый свободный университет, в котором опросы по актуальным и горячим событиям и темам соединились с осмыслением процессов и теоретическим анализом, идущих в обществе.

До 2003 года данный университет именовался ВЦИОМ — Общероссийский Центр Изучения Публичного Мнения.

Девиз исследовательского центра — «От точек зрения к пониманию» — в полной мере совершенно верно высказывает то, что его команда постоянно стремилась делать: не только собирать и предъявлять обществу информацию о рейтингах правительства, электоральных предпочтениях, о реакции на громкие события — но и обрисовывать и разбирать происходящие процессы.

Левада-центр появился в конце 80-х, рос и развивался вместе с обществом, которое он изучал. На рубеже 80-х-90-х общество, в сущности, в первый раз заметило себя в зеркале опросов — ему стало одновременно и жутко, и весьма интересно.

С того времени социологические опросы «от Левады» стали частью новой действительности. Необходимо понимать, что вся индустрия опросов в Российской Федерации — а на данный момент это как раз громадная и развивающаяся отрасль — практически вышла из «ветхого» ВЦИОМа Левады (простите за путаницу с заглавиями, но так уж обстоят дела).

Организация была школой прикладной социологии — в ней практически набирались первого опытного опыта многие нынешние фавориты в данной сфере, во ВЦИОМе в первый раз испытывались, отрабатывались, придумывались способы изучений — уличные и телефонные опросы, ежемесячные и долгие мониторинги точек зрения населения по самым различным вопросам, фокус-группы.

В 90-е, в то время, когда рушились символы и старые порядки, а характер и ритм публичной судьбе был поразительно интенсивным, хоть и тяжелым, Левада-центр (тогда — ВЦИОМ) был на острие событий. Он, пожалуй, был одним из знаков нового времени, полного невзгод, надежд и потрясений.

В те времена обилия свободных СМИ цифры опросов оказались на ТВ и в газетах фактически каждый день. на данный момент мы отвыкли от этого — а тогда это было практически частью повседневной жизни. Понятия, каковые, думается, мы в далеком прошлом усвоили и легко ими оперируем в беседах о политике и публичных настроениях — рейтинги доверия основным институтам и президенту, готовность голосовать и идти на выборы, удовлетворенность положением дел в стране и т. д. — все они вошли в обиход благодаря опросам Левада-центра/ВЦИОМа.

Социологи Левада-центра вместе с обществом переживали и фиксировали в собственных опросах перепады и ключевые моменты публичных настроений — иллюзии стремительного и безболезненного перехода к рынку и к европейским сокровищам, идеологическое и символическое противостояние между «демократами» и «коммунистами», отношение к войне в Чечне, череду выборов и усиливающееся разочарование в них, постепенное сползание публичных настроений к недоверию, апатии и изоляционизму.

Фактически, уже тогда, в конце 90-х, социологи говорили о тенденциях в публичных настроениях, каковые на данный момент стали мейнстримом и нормой — антизападничестве, объединении и поиске врага около этого поиска, обращении к прошлому в отыскивании хороших смыслов.

Уже в конце 90-х социологи говорили о антизападничестве, поиске неприятеля обращении к прошлому в отыскивании хороших смыслов

В 2000-е, не обращая внимания на первый «наезд» страны и утрату бренда ВЦИОМ, университет Левады устоял и работал . В 2003 году государство предприняло первую атаку на университет Левады, пробуя навязать собственную свой руководство и опеку, что неизбежно означало подконтрольность и потерю объективности влияниям. Вся команда ВЦИОМа во главе с Ю. А. Левадой ушла и создала новую организацию, которую мы уже 13 лет знаем называющиеся «Левада-центр».

В 2006 году Ю. А. Левады не стало, директором центра стал его коллега и ученик Лев Гудков.

В случае если использовать примитивно-социологический подход, возможно заявить, что Левада-центр делает разные, но значительные функции для групп и разных слоёв в обществе, говорит со всеми. Так, для «обывателя» в широком смысле опросы Левада-центра, фактически, и означают социологию.

Да, «простые люди» не идут дальше несложных цифр, вряд ли вчитываются в аналитические статьи социологов, редко прислушиваются к их комментариям. Но все-таки они знают, что имеется такое зеркало, в которое время от времени стоит вглядеться, не смотря на то, что ему не всегда склонны верить, предпочитая его кривым.

Кремль наказал «Левада-центр»

ИноСМИ09.09.2016Никакого негатива к властям России

Delfi.lt23.05.2016Россияне оценили «эру Путина»

Русская служба RFI02.03.2016Для «грамотного класса» Левада-центр олицетворяет независимость, профессионализм и объективность. Государство, проводники «официозной», квазипатриотической точки и позиции зрения, подчиняющиеся ему напрямую либо косвенно — везде, и в первую очередь в массмедиа.

Но обществу нужно слышать другие голоса — и, без сомнений, Левада-центр — один из них. Не смотря на то, что сейчас было большое количество обвинений «и 86%» критики рейтинга в недобросовестности, но сотрудники Левада-центра детально разъясняли, что стоит за этими цифрами.

Социологи Левада-центра в комментариях к своим данным не скрывают собственной критической по отношению к власти позиции, но это не искажает саму картину. Исходя из этого обществу полезна и нужна их трезвая, здравая, без панегириков, но и без истерики, комментарии и интонация.

Социологи Левада-центра в комментариях к своим данным не скрывают собственной критической по отношению к власти позиции, но это не искажает саму картину

Но не считая опросов и рейтингов имеется еще научный масштаб центра, его значимость для научного сообщества и социальных наук. Люди, составившие славу и репутацию Левада-центра — сам Юрий Александрович Левада, сегодняшний директор центра Лев Гудков, покойный Борис Дубин, Алексей Левинсон — броские, разнообразные по типу дарования и своим интересам ученые.

Наряду с этим они, будучи столь различными индивидуальностями, создали как раз команду, «кружок», научную школу, и начиная с середины 80-х, обсуждали и разбирали социальные и социокультурные трансформации в русском обществе.

Исследовательская команда левадовцев в эти десятилетия практически создала «с нуля», развивала и производила понятия и научный язык, благодаря которым возможно обрисовывать и осознавать социальные процессы, идущие в Российской Федерации. Как раз они заметили, «назвали», думали над такими понятиями как двоемыслие как свойство массового сознания «советского человека», негативная идентификация (массовое сознание и общество пытается объединиться около отрицательных установок и «образа» врага), патернализм и имперское сознание (тяга к символам и имперским смыслам и апелляция к стране), адаптация как тип социальной реакции на публичные перемены, самоизоляция (у нас особенный путь), атомизация общества (слабость горизонтальных связей, вакуум доверия социальным университетам, опора лишь на семью и ближайший круг).

Быть может, самый узнаваемый и фундаментальный «концепт» Левада-центра — проект «Коммунистический человек». Это долгая работа, продолжающаяся уже третье десятилетие — посредством разрешённых опросов «вытащить», заметить с различных сторон, постараться осознать социально-антропологический «тип» человека, сформировавшийся в советское время.

В начале 90-х, в то время, когда проект лишь начинался, «левадовцы» (как и большинство общества) полагали, что это «уходящая натура» и как раз исходя из этого ее нужно поскорее обрисовать. Но со временем иллюзии рассеялись, содержания и цели проекта изменились.

Социологи стараются осознать, из-за чего так сильна инерция «советского человека» в современном нам постсоветском человеке, как и в чем мы остаемся советскими и как мутируют ценности и эти установки — от пассивного неучастия в публичной судьбе до декларативной мобилизации.

на данный момент уже не только социологи все чаще говорят о неоконсерватизме, о симбиозе патриархальных сокровищ с ностальгией по СССР, о поиске неприятелей — и все это на фоне длящегося общего ощущения и экономических трудностей нестабильности, неуверенности а также страха за будущее. Наряду с этим нам не достаточно уважения и взаимного доверия, свободных других механизмов и общественных институтов гражданского общества, каковые имели возможность бы нам оказать помощь совладать с системным социальным кризисом.

Левада-центр нужен, по крайней мере, чтобы общество не обманывалось довольно себя и собственного состояния.

Убедят ли Россию в пользе увеличения пенсионного возраста?


Читать также:

Читайте также: