Квас не очень люблю, но ещё меньше люблю пепси-колу

Квас не очень люблю, но ещё меньше люблю пепси-колу

Довольно продолжительное время в постперестроечное время слово «патриотизм» было чуть ли не ругательным, в особенности в либеральных кругах. Но вот обстановка начала меняться. С чего внезапно?

Что же такое патриотизм сейчас? есть ли он настоящим ресурсом развития и единения страны?

На эти и другие темы, касающиеся патриотизма, отечественный обозреватель Елена Богданова разговаривает с Александром Леонидовичем КАЗИНЫМ, профессором философии , доктором наук, и.о. директора Русского университета истории искусств, завкафедрой Петербургского университета кино и телевидения. Он член Союза кинематографистов и Союза писателей России, создатель многих статей и книг по философии культуры, его перу принадлежат глубокие и концептуальные исследования европейского и русского мастерства, культуры, историософии.

— Александр Леонидович, в начале отечественной беседы хочется привести кое-какие цифры последнего времени: в случае если в 2012 году лишь 23% россиян утверждали о наличии в стране народного единства, то в 2015 году данный процент вырос до 56. Более чем в 2 раза!

Для обычного развития страны нужны единство общества, его консолидация. Однако государственники придерживаются позиции, в которой интересы страны превалируют над заинтересованностями личности, а либерально ориентированные граждане, наоборот, полагают интересы личности первичными, а страны – вторичными.

Как достигнуть единства при столь взаимоисключающих векторах?

– Это неестественное противопоставление, которое, к сожалению, довольно часто видится, вернее, его довольно часто применяют в полемических целях. Как говорят философы, это фальшивые антиномии.

Личность живёт в стране, а государство складывается из их групп и личностей, классов, сословий, наций. Кратко говоря, государство – это политически организованный народ. Одно без другого нереально, как неосуществим скелет без тела, и напротив.

Кстати, как раз либерал-революционеры больше вторых склонны к такому противопоставлению. Для них идеал страны – это «ночной сторож», что ни во что не вмешивается.

В Киевской Руси власть постоянно уважалась как олицетворение народной мощи («жизнь за царя») не смотря на то, что её отдельные представители имели возможность приводить к отвращению а также неприязнь. Что касается революций, то они заменяли одну национальную совокупность второй, но монархический принцип власти оставался у нас по факту без трансформаций.

– Как лично вы осознаёте, кто таковой патриот?

– Патриот – это человек, любящий собственный народ и страну и вольно разделяющий их земную судьбу.

– В случае если сравнительно не так давно отечественный президент заявил, что у России нет и не может быть второй национальной идеи, не считая патриотизма, то ещё в 2004 году он же утверждал, что национальная мысль для России – это конкурентоспособность страны и её граждан. Мне думается, тут нет несоответствия.

Патриотизм предполагает не только любовь к Отечеству, но и заботу о его благе и благе всех граждан, что, фактически, совершает страну конкурентоспособной и привлекательной.

– Всё дело в том, как осознавать это благо. комфорт и Сытость – красивые вещи, но в то время, когда они становятся самоцелью – смыслом жизни, человек преобразовывается в животное, а народ – в толпу обывателей. Превосходный германский мыслитель Вальтер Шубарт увидел, что Америка сооружает собственную страну как процветающую банковскую корпорацию, Германия – как казарму.

Франция – как красивый салон, а Российская Федерация – как храм. И я с ним согласен.

Обе формулировки президента хороши, но я предпочитаю недавнюю.

– И всё-таки, на ваш взор, патриотизм – это политическая идеологема либо развития страны и реальный ресурс единения?

– Это совсем настоящий ресурс единения страны. В то время, когда идеи (а также политические) овладевают весами, они становятся настоящей силой.

2014 год, Донбасс и Крым продемонстрировали, что русские способны постоять за себя. Вот вам пример перехода идеологии в жизни и жизнь в идеологию.

Возможно именовать это пропагандой, но в действительности это выбор народа, что доказал, что он патриот.

– У слова «патриотизм» имеется два малопривлекательных эпитета: квасной и казённый. Так что такое патриотизм: лояльность власти либо любовь к Отечеству с соответствующими обременениями и ответственностью?

– Я не знаю, что такое «квасной» патриотизм. Данный эпитет разрешили войти в движение те же либерал-революционеры ещё в начале ХХ века, дабы собрать политические очки в борьбе с русским национально-патриотическим перемещением.

Я квас не весьма обожаю, но ещё меньше я обожаю пепси-колу. Что касается казённого патриотизма, то тут имеется в виду патриотизм фальшивый, лозунговый, возможно сообщить, приобретённый. Патриотизм за деньги либо по приказу.

Но нельзя приказать обожать и нельзя купить любовь за доллары США либо рубли. Известно, как такая любовь именуется. И ответственности никакой она не предполагает.

Настоящая любовь в Отчизне, как и к второму человеку, жертвенна. Я не дал согласие бы переехать в другую страну ни за какие конкретно деньги.

– В либеральных кругах обожают утверждать, что патриотизм – всего лишь инструмент манипулирования публичным сознанием.

– Либералы и сами не прочь время от времени именовать себя настоящими патриотами. И такие либералы были в истории русской философской и политической мысли, к примеру, кое-какие славянофилы ХIХ века.

Иначе, разве сам либерализм не есть идеологией, манипулирующей публичным сознанием в собственных заинтересованностях? Послушайте кое-какие отечественные радио- и каналы, и вы убедитесь, что в том месте каждая новость, любой факт подаются как раз с либеральной точки зрения.

Имеется и примеры принципиально консервативной подачи материала. В этом замысле все хороши.

– Определённые персоны и определённые СМИ систематично призывают российское общество к стыду и покаянию за собственное историческое прошлое. Но в русском менталитете не принято стыдиться ни за маму, ни за отчизну.

Другие же, наоборот, предлагают сохранить и возродить то, чем мы должны гордиться, а не стыдиться. Где верный путь?

– Без финиша стыдиться за собственное историческое прошлое – такое же сумасшествие, как и вечно гордиться им. У каждого народа, как и у каждого человека, имеется победы и свои достижения, но имеется и поражения. Народ – это коллективная личность истории.

Представьте себе человека, что ненавидит сам себя – на что он способен, не считая уныния? Ему остаётся лишь погибнуть. Как раз этого, кстати, и желают от нас отечественные «покровители».

А вот Суворов восклицал: «Мы русские – какой восхищение!» Вот это верный путь, суворовский.

– Патриотизм – это не только гордость за прошлое страны, это ещё и устремлённость в будущее. Кстати, советская идеология эту устремлённость систематично подпитывала. А что в постсоветской России?

Кризис, кризис, кризис, надежды на благоприятный курс доллара и стоимость бареля нефти – вот и вся отечественная устремлённость в будущее.

– Каждая идеология, как мы знаем, запрещена у нас соответствующей статьёй ельцинской Конституции. Но государств без идеологии не бывает, так же как и людей без мировоззрения.

Настоящая идеология – это совокупность сокровищ, для которых люди живут и умирают. «Времена не выбирают, в них живут и умирают», по слову поэта. Да, мы прошли весьма тяжёлое время, в то время, когда, не считая кризисов и американских долларов, в публичном сознании практически ничего не было.

Но на данный момент дело неспешно изменяется. Сходите 12 сентября – в Сутки небесного покровителя Петербурга князя-солдата Александра Невского – на Невский проспект: для того чтобы крестного хода из десятков тысяч людей вы нигде больше не заметите.

И слава всевышнему! Будущее в руках тех, кто к нему идёт.

– Как вы полагаете, какой патриотизм нужен России? И какая национальная мысль может действенно трудиться в современных русских условиях?

– России нужен обычный здоровый цивилизованный патриотизм, а не русофобский нигилизм, поливающий страну грязью, и не шовинизм, ненавидящий другие народы как «недочеловеков». И того и другого, к сожалению, сейчас хватает и внутри наших границ, и вовне.

Национальная мысль – это верное религиозное, публично-политическое и культурное самосознание народа, познание его исторического назначения.

КОКА КОЛА НУЖНА? Убийственные факты // MOGOL ЗНАЕТ


Читать также:

Читайте также: