Как москвичи праздновали рождество раньше и как его отмечают сейчас
Сеем-посеваем, полицию не вызываем
Советская эра успела приучить многих к тому, что праздник Рождества стал чем-то наподобие приложения к Новому году. А в это же время традиционно в Киевской Руси это было одним из основных торжеств года, со ритуалами и своими традициями.
«Это был второй по значимости праздник по окончании Святой Пасхи. Его ожидали, подготовились заблаговременно, в особенности молодежь. В зданиях было принято все прибирать, дабы встретить праздник в порядке и чистоте.
Рождественский, либо, как его именовали, Филиппов, пост завершался незадолго до Рождества, в сочельник, в то время, когда по традиции готовили особое блюдо из пшеницы с медом (сочиво), давшее имя дню.
И угощение в сочельник было еще скромным. А с Рождества начинались Святки, каковые продолжались 14 дней — до Крещения.
В этот самый момент уж наступала стихия праздника.
Молодежь отправлялась колядовать, девушки гадали, по улицам ходили ряженые», — поведал «Газете.Ru» кандидат исторических наук, специалист Столичного дома национальностей Александр Некрасов.
На протяжении колядок девушки и парни ходили по зданиям, пели хвалебные песни их хозяевам в надежде взять за это какое-нибудь угощение. Время от времени текст этих рождественских напевов был совсем незамысловатым: «Сеем-сеем-посеваем, с Рождеством вас (Новым годом) поздравляем.
Открывайте сундучок, добывайте пятачок».
Как ветхая Москва встречала Новый год
49% россиян планируют отмечать ветхий Новый год. Об этом, по крайней мере, свидетельствует опрос портала Superjob.ru. «Газета.Ru» предлагает…
Кое-какие люди кроме того Сейчас занимаются колядками, причем стараются, дабы это мероприятие проходило с национальным русским колоритом.
«Мы уже пара лет с детьми в данный сутки надеваем русские народные костюмы и едем в различные районы Москвы, стучимся и звоним в разные квартиры. Стараемся попасть в том направлении, где нас уже самую малость хотя бы знают», — поведала «Газете.Ru» начальник детского фольклорного ансамбля «Веретенце» Валерия Петрушина.
Она утвержает, что тексты колядок они стараются выбирать аутентичные, каковые они записывали у разных обитателей сел России на протяжении культурологических экспедиций. Наряду с этим участникам ансамбля в большинстве случаев дают прочие сладости и конфеты. «Мы ни разу не сталкивались с агрессией, поскольку у нас по большей части дети участвует в этом.
Но на всякий случай с нами ходят их отцы — один-два человека.
Не редкость, что люди просто не открывают двери. А один раз кто-то кроме того милицию позвал.
Но часто слушают, и с наслаждением.
Не смотря на то, что по реакции людей чувствуется, что традиция колядок потеряна. Один раз, к примеру, мужчина нас слушал-слушал, а позже говорит «А я по большому счету не осознал, что же вы от меня желаете?» — поведала Петрушина.
Но, на Рождество были распространены и другие традиции. Считалось, что от того, как человек совершит Рождество, будет зависеть да и то, как он проживет следующий год.
Исходя из этого в сам праздник были распространены гадания, кроме этого в канун Рождества и сразу после него действовали негласные запреты на определенные действия.
«Рождество есть началом Святок, дней почитания мертвых. Святки длятся до дня Крещения (19 января).
У людей данный период считался самым действенным для совершения разнообразнейших гаданий. Сейчас была полностью запрещена охота на зверей и птиц.
Обширно распространенным рождественским обычаем в сёлах было сооружение во дворе, а после этого сожжение соломенного стога. Вся родня наряду с этим стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала всецело.
По поверью, погибшие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажженного их потомками», — продолжает Некрасов. Он утвержает, что в прошлом
у русских земледельцев считалось плохой приметой, в случае если в сутки Рождества из посторонних людей первой в жилище входила дама; считалось, что в этом доме женская добрая половина семейства будет болеть целый год.
Помимо этого, конкретно к ужину было принято приглашать одиноких привычных людей либо путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, дабы волки, «отведав и познав людскую доброту», не вредили крестьянской скотине, пояснил Некрасов.
Красивый пассаж
Для современных москвичей в Рождество имеется много мест, каковые возможно посетить. И это не только ближайшая церковь, где в ночь на 7 января пройдет рождественская работа, но и в полной мере светские дома либо улицы.
К примеру, исторически сложилось так, что рождественские подарки москвичи постоянно покупали в Гуме и Петровском пассаже, на Кузнецком Мосту, в Столешниковом переулке.
Петровский пассаж был создан в 1903 году на деньги известной Веры Фирсановой, мецената, которая обладала более чем двадцатью зданиями, комплексом и усадьбой Сандуновских бань.
Фирсановский пассаж собрал под собственными сводами более пятидесяти разных торговых павильонов, включая магазины известных торговых домов: «Маркушевич и Григорьев. Шелковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья» — поставщика Императорского двора, «Весельков и Ташин — актуальные материалы для женских платьев».
Торговали в том месте конфетами и пастилой известного кондитера Абрикосова, и фото- и видеотехникой французской компании «Гомонъ».
Освещение в том месте было электрическим, что было чрезвычайным явлением для Москвы того времени.
Дело в том, что у Фирсановой была личная электростанция — в районе Сандуновских бань.
По окончании революции пассаж национализировали. В различное время в том месте размешались: кинотеатр, выставочный и аукционный залы а также мастерская по созданию дирижаблей, где довелось поработать известному итальянскому мастеру Умберто Нобиле.
По окончании ВОВ в том месте некое время была коммуналка, в которую поселили людей, утративших жилье из-за бомбежек. Торговля возвратилась в пассаж лишь в 1960-х годах. В 1988–1991 годах пассаж реконструировали, наряду с этим его уникальная планировка была нарушена.
Церемонию открытия реконструированного Петровского пассажа освятил Патриарх всея Руси Алексий II. Строение до сих пор есть монументом архитектуры финиша XIX – начала XX века.
«Я бы запретил 40-летним встречать Новый год»
Как встречали 1917 год футуристы, за что Юрий Никулин обиделся на Деда Мороза и как проходил новогодний утренник в блокадном Ленинграде — в…
Столешников переулок (а изначально — два переулка, от Петровки до Громадной Дмитровки, переулок от Громадной Дмитровки до Тверской улицы соединили позднее) продолжительное время был местом, где жили и трудились столичные ткачи. Их именовали столешниками, из этого и наименование этого места.
По окончании большого пожара в 1812 году в переулке появляются каменные строения, раскрываются магазины и купеческие лавки, где и затоваривались столичные обитатели на Пасху и Рождество. В десятнадцатом веке тут строятся и прибыльные дома.
В первые годы по окончании Октябрьской революции все торговые помещения Столешникова переулка стали складами, но со временем в них опять открылись магазины. В советские годы Столешников переулок был известен в первую очередь собственными книжными магазинами — его букинистические лавки считались лучшими в Москве.
Кроме этого на месте ветхого участка полиции тут создали Университет марксизма-ленинизма. По окончании распада СССР переулок неспешно заполонили фешенебельные бутики и магазины разных западных брендов.
Национальный универмаг, либо Верхние торговые последовательности, на Красной площади показался при Екатерине II. Действительно, тогда это было не нынешнее прекрасное строение, а хаотично расположенные и трудившиеся торговые последовательности.
По окончании дискуссии столичных государственныхы служащих, которая продолжалась практически 40 лет, наконец-то началось строительство нового строения, которое в итоге было открыто во второй половине 90-ых годов XIX века. Строение, выстроенное в псевдорусском стиле, стало результатом коллективных упрочнений архитекторов Александра Померанцева, Петра Щекотова и Владимира Шухова.
В советское время назначение ГУМа не изменялось — в том месте размешался основной столичный универмаг, куда водили гостей столицы.
Не «Щелкунчиком» единым
Запрещено сказать о Рождестве, не упоминая столичные театры, каковые постоянно радовали в данный сутки жителей торжественным репертуаром. К примеру, во МХАТе уже свыше сотни лет проходит постановка известной рождественской сказки Мориса Метерлинка «светло синий птица».
Данный шедевр был написан в 1908 году, и с этого года он идет во МХАТе, причем первую постановку осуществил лично легендарный Константин Станиславский. По сюжету, в ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль посещает фея Берилюна.
Ее внучка больна, а спасти ее может лишь светло синий птица. Благодаря чудесному подарку Феи дети видят души вещей. Неживые предметы (Часы, Пламя, Вода, Хлеб, Молоко) преображаются в живых существ со своим характером.
Дружно они отправляются в страшное путешествие за сказочной Синей птицей.
Громадный театр кроме этого предложит всем желающим особую рождественскую программу. В том месте зрители уже что год смогут взглянуть «Щелкунчика» Римского-и Снегурочку «Корсакова» Чайковского.
Пьеса о основной героине зимней сказки была окончена Александром Островским в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века, в сутки его пятидесятилетия. Сюжет основан еще на языческих верах славян и повествует о том, как Снегурочка находит любовь и дарит ее любимому, но наряду с этим сама погибает от теплых лучей солнца-Ярила.
Эта пьеса была создана практически случайно. В первой половине 70-ых годов девятнадцатого века Небольшой театр был закрыт на капремонт, и его труппа переехала в строение Громадного.
Рабочая группа управления императорскими столичными театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой принимали участие бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная.
С предложением написать такую пьесу в весьма маленький срок обратились к Островскому, что с радостью на это дал согласие, решив применять сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка».
Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана тогда молодому композитору Петру Чайковскому. Оба трудились над пьесой с огромным увлечением, весьма скоро, в тесном творческом контакте.
Деда Мороза выгоняют из Украины
Приближающийся Новый год мэрия и горсовет Киева не хотят встречать с Дедом Морозом, которого именуют «пережитком советского прошлого». На смену зимнему…
Что касается второго хрестоматийного произведения, то балет на музыку Чайковского по сюжету сказки Гофмана «Мышиный король и Щелкунчик» в первый раз поставили в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре в первой половине 90-ых годов XIX века. В Громадном театре Москвы его поставили намного позднее, в 1919 году.
Примечательна история самого театра. Он был основан во второй половине 70-ых годов восемнадцатого века, изначально его труппа складывалась из музыкантов и крепостных актёров, выкупленных казной.
Пара раз строение этого культурного учреждения было стёрто с лица земли разными пожарами. Самый сильный случился в первой половине 50-ых годов XIX века, в то время, когда строение выгорело дотла.
В этом же году архитектор Константин Тон внес предложение проект того строения, которое сейчас стало известным на всю землю. Оно выполнено по канонам классицизма в архитектуре.
Первые годы по окончании революции Громадной театр употреблялся по большей части не по назначению.
Так, в первой половине 20-ых годов XX века в том месте проходил I Всесоюзный съезд Советов, в 1925-м в нем прошел показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», а в первой половине 30-ых годов двадцатого века на сцене прошел волейбольный матч между сборными Днепропетровска и Москвы.
Кстати, один из сортов голландских тюльпанов, известных собственной красотой во всем мире, также связан с Громадным театром. Цветовод, посетивший в 50-х годах ХХ века Москву, был так впечатлен, что вывел новые сорта и назвал их «Большой театр» и «Галина Уланова».
Эти два сорта сейчас высаживают ежегодно на Театральной площади перед строением Громадного.
Христиане в Алеппо празднуют первое за пара лет Рождество без войны