А.н. ефимов: на фронте оценивают и выдвигают не по возрасту и званиям

А.н. ефимов: на фронте оценивают и выдвигают не по возрасту и званиям

За время войны отважный летчик А.в наше время. Ефимов совершил 239 боевых вылетов на штурмовку вылетов и войск 49 противника на их разведку. Он удостоен высших призов.

Ефимову два раза присвоено звание Героя СССР.

В июле 1942 года первые шесть летчиков,прошедших подготовку на самолете Ил-2 в Ворошиловградской авиационной школе, пребывавшей тогда в г. Уральске, были направлены в запасной полк, где им предстояло осваивать боевое использование этого самолета. Но авиационная индустрия уже начала выпускать каждый месяц много, а позже и тысячи таких самолетов.

Подготовленных летчиков для них не хватало, и нас безотлагательно направили на фронт под Москву в 1-ю Воздушную армию, в штурмовой авиаполк.

Тут мы освоили боевое использование Ил-2, другими словами выполнили пара десятков полетов на бомбометание и нас направили в 198-й авиаполк под Волоколамск. Встретили нас приветливо, но в первую очередь задали вопрос, на чем мы летали и какой у нас налет.

Выяснив, что на Ил-2 отечественный налет всего 10 часов, комполка помрачнел и заявил, что придется все затевать сперва.

Нам было нужно детально изучить район военных действий, поскольку штурмовики летают на малых высотах и нужно все время знать, где ты находишься и как возвратиться на собственный аэропорт по окончании исполнения боевого задания. Первый бой И вот в последних числах Ноября комполка по окончании разбора полетов за сутки объявляет, что на следующий сутки полк будет наносить штурмовые удары по минометным и артиллерийским железнодорожным узлам и батареям противника.

На станцию Осуга отправится четверка Ил-2 Васильева (я – в ее составе), и додаёт, дабы строго делали все правила полетов.

Меня охватила радость: наконец я стану настоящим боевым летчиком и на деле смогу защищать отчизну. Но было и беспокойство, как я справлюсь с заданием.

Я подошел к начальнику звена Васильеву с целью уточнить задание для меня, но тот улыбнулся и сообщил, дабы я прекрасно выспался, а все указания он даст на следующий день перед вылетом.

Я поднялся рано и в первую очередь взглянуть на небо. Оно было затянуто тучами, но тумана не было, значит, вылет состоится.

На аэропорте начальник звена выстроил отечественную четверку и детально поведал о порядке отечественных действий на всех этапах полета. Я лечу справа ведомым второй пары, обязан не отрываться и повторять все действия ведущего.

Сели в самолеты. Ожидаем. Вот – зеленая ракета. Это сигнал нам. Запустили двигатели и вырулили.

Взлетели прекрасно и скоро собрались. Линию фронта пересекли на малой высоте, вышли на железную дорогу и забрали курс на станцию.

Над нами низкая, целая облачность, она выручает нас от вражеских истребителей. Им тяжело отыскать и нападать нас, но мы все время крутим головами, а что если истребители покажутся.

Вот по радио голос начальника: «в первых рядах цель!» Мы видим строение и пара эшелонов. Со станции тут же по нам стали бить автострадами зенитных снарядов «эрликоны» – скорострельные зенитные орудия.

Разрывы вспыхивают то вверху, то сбоку от нас. в первых рядах облако разрывов. Делаю противозенитный маневр, ухожу вправо и перевожу самолет на понижение. Четко вижу в первых рядах внизу четыре зенитных орудия.

Перевожу самолет в даю и пологое пикирование по ним очередь из пушек. Разрывы снарядов накрывают батарею. Германские артиллеристы падают и разбегаются.

Вывожу самолет из пикирования, но собственную группу не вижу. Произошло самое нехорошее: до тех пор пока я атаковал батарею, несколько ушла вперед.

Вижу вторую батарею неприятеля, ведущую пламя в первых рядах, по всей видимости по отечественной группе.

Меня им не видно. Отлично. Прицеливаюсь и произвожу 4 реактивных боеприпаса, каковые разрываются среди орудий.

Батарея замолкает. Вижу в первых рядах собственную группу. Скинув бомбы на эшелоны, они уже уходят от станции.

Мне нужно лететь за ними, но у меня не скинуты бомбы. Разворачиваюсь опять на станцию, прицеливаюсь и вижу, как мои бомбы рвутся среди эшелонов.

Станция на долгое время выведена из строя. А около меня – разрывы зениток, но их намного меньше, и я, не обращая на них внимания, разворачиваюсь к себе. Бросаю взор на горящие эшелоны, ищу собственную группу, но ее нет Беру курс на аэропорт.

Лечу, лечу, но его все нет и нет, значит, я заблудился. Что делать? Осматриваю местность.

Наконец вижу летное поле и на нем самолеты Ил-2, но носы у них окрашены в желтый цвет. Это отечественный братский полк.

Сажусь. Лучше сесть у друзей, чем с малым остатком горючего лететь к себе.

Тут заправили мой самолет, указали направление, и через 7 мин. я уже приземлился на своем аэропорте. Определю, что меня посчитали сбитым. Само собой разумеется, отругали, «проработали», но спасло то, что это был мой первый боевой вылет.

И все же в этом вылете я сделал много: вывел из строя две вагоны и зенитные батареи с снарядами. Станция долгое время не трудилась, тем более что по ней еще пара дней бомбили отечественные самолеты.

Каким-то образом в штабе дивизии поступила информация, что одинокий летчик штурмовал станцию Осуга, и комдив приказал поощрить его. Тогда меня прекратили укорять и уже всегда допускали к боевым полетам.

На фронте летчика оценивают и выдвигают не по возрасту, а по боевому опыту, по качеству и количеству боевых вылетов, по эффекту военных действий. И не так долго осталось ждать меня стали выпускать уже ведущим групп штурмовиков.

Это произошло тогда, в то время, когда при очередном боевом вылете у отечественного начальника звена по окончании взлета начались неполадки с двигателем, и он отправился на посадку.

В этом случае руководство принимает ведущий второй пары, а я именно был ее начальником. Делаю круг над аэропортом и беру курс к линии фронта.

По заданию мы должны были стереть с лица земли вражеские эшелоны на второй станции. Ведомый начальника звена пристраивается ко мне, и мы втроем летим на запад. Пересекаем линию фронта, подлетаем к железной дороге.

Через пара мин. в первых рядах вижу станцию и стоящие на ней эшелоны.

У меня сходу кончились все беспокойства. Цель в первых рядах и прекрасно видна. Покачиваю крыльями, даю осознать ведомым, что начинаем атаку.

Перевожу самолет в пикирование. На снегу замечательно видны эшелоны. Прицеливаюсь, с ходу сбрасываю бомбы.

Ведомые делают то же самое. Взрывы бомб видны и на вагонах, и на дорогах. Повторяю атаку, открываю пламя реактивными боеприпасами.

От ведомых летят кроме этого «эрэсы».

Эшелоны покрываются дымом и пламенем. Выйдя из повторной атаки, беру курс на восток, к себе. Летим над самой почвой.

Возможно, нас уже ищут «мессершмиты», дабы наказать за разгром станции, и нам нужно уходить скрытно. За линией фронта набираем высоту и пробуем отыскать аэропорт, но его опять нет.

Наконец видим железную дорогу, идущую на восток. Она именно проходит около аэропорта.

Вот и он.

Комполка выслушал мой доклад и лишь сообщил: «Еще один ведущий показался». С того времени я стал начальником начал и звена самостоятельно водить группы на боевые задания. Вылеты следовали друг за другом. В большинстве случаев, действовали мы удачно.

Но один раз нам попался тяжёлый орешек – ЖД мост через реку Вазуза. Три первых попытки уничтожить его не имели успеха.

Зенитный пламя был таковой интенсивный, что прицеливаться было трудновато, и бомбы падали мимо моста. Перед четвертым вылетом я внес предложение начальнику выделить особую группу для подавления зениток.

По всей видимости, мне прекрасно запомнился мой первый боевой вылет, в то время, когда я уничтожал зенитки. Комполка одобрил мое предложение.

Мы вылетели восьмеркой. в первых рядах летела моя пара, и, подойдя к мосту, я перешел в пикирование, обрушил ракеты и бомбы на зенитную батарею, после этого пушечным огнем начал подавлять другую. Сейчас подошли остальные шесть самолетов.

Зенитчики, занятые мной, прозевали их, и отечественные свободно скинули бомбы. Кое-какие из них попали в фермы, и мост разломился на части. Мы же без утрат возвратились на аэропорт.

Отечественный опыт был отмечен руководством и начал активно использоваться.

Сотый вылет

На следующий сутки, 28 июня, состоялся мой сотый боевой вылет. Мне весьма везло. В большинстве случаев штурмовиков сбивают на 15 – 20 вылете, а тут уже целая сотня, и все проходит благополучно.

Иду четверкой на протяжении реки Березина. Где-то должна быть переправа, но ее пока не видно. Внезапно вижу что-то похожее на мост.

Подлетаю ближе и вижу понтонный мост, по которому переправляется техника. Даю команду на атаку, направляю самолет на мост и сбрасываю бомбы.

Ведомые делают то же самое.

Разрывы бомб накрывают мост. Техника и люди летят в воду. Переправа стёрта с лица земли. 24 июля мне поручают вести полк в составе 3 эскадрилий на уничтожение танков недалеко от реки Неман.

Взлетаю и собираю группу, пересекаю реку и вижу многочисленную группу танков.

Направляю самолет на них. Ведомые эскадрильи следуют за мной. Неожиданно передо мной появляются много разрывов. Отворачиваю вправо, после этого влево и перевожу самолет в пикирование.

Вот цель поймана в прицел. Бросаю бомбы, вывожу самолет из пикирования и начинаю разворот для повторения атаки. Внезапно мощный удар. За ним еще и еще.

Самолет накреняется и переходит на понижение. В кабину врывается дым, бьют брызги тёплой масла и воды.

Мотор очень сильно трясет. в первых рядах – Неман, за ним – отечественные войска, за ним – спасение. Неожиданно – тишина мотор останавливается, самолет быстро понижается, вот он уже над водой, в первых рядах берег.

Поднимаю шнобель, вода кончается, и машина плюхается на землю. Удар! Я поднимаю ноги и упираюсь ими в приборную доску, это выручает мою лицо и голову. Наконец самолет останавливается.

Пара секунд отделяли меня от верной смерти.

Осматриваюсь и вижу приближающихся солдат. Кто они? Собственные либо немцы.

Слышу крики: «Не стреляйте! Мы собственные!» К вечеру добираюсь к себе, на собственный аэропорт.

Тут меня ожидала печальная новость: не считая меня были сбиты еще два начальника эскадрильи.

5 мая 1945 года сделал последний вылет на порт, где в складах забаррикадировались остатки германских армий. Двумя четверками штурмовиков, ракетами и бомбами мы перевоплотили баррикады в развалины.

Вечером мы слушали приказ Главнокому, что войска 2-го Белорусского фронта овладели большим портом и военно-морской базой немцев на Балтийском море. В 1945 году, перед штурмом Рейхстага, по приказу маршала Жукова было зажжено 240 прожекторов. Это был финиш войны

Свет

Победа мне видится светом,

но не символическим, нет,

а в смысле еще не прославленном,

прямом, как прожекторов

свет.

В ту ночь они, двести и сорок,

войну ослепили в упор.

Зажглись они разом, как

порох,

но так и не меркнут с того времени.

И думается: всё, с чем

дружили,

что может светиться в ночи,

тогда мы собрали, сложили

и в эти положили лучи.

Вулканную гнев Урала,

громов реактивных валы,

и плошку под сводом подвала –

печальную люстру войны.

Звезду, что ушла

партизанить

и искоркой стала во мгле,

и ту, что взошла у Рязани,

на столбик, привстав

на бугре.

И свечи старая женщина богомолок

в заждавшихся окнах в селе,

во вдовьих глазах комсомолок

на, Всевышнего проклявшей, почва.

И отечественных снегов

беспредельность,

и отечественных сердец чистоту,

и правого дела смертельность,

и веры собственной наготу.

А тот, кто прологом

к Победе

зарю среди ночи зажег –

мальчишка, кому двадцать

третий

чуть улыбнулся годок,

остался невидим за светом,

зажженного им же луча.

Только в каменных пальцах

планеты

державная светит свеча.

И помнится ей, как когда-то

прожекторов били лучи

Приди на могилу воина

и факел зажги от свечи!

М. МАКСИМОВ

О проекте Лица Победы

Куда исчезают знаменитости?Ефимов В.А. [Товарищ Правда]


Читать также:

Читайте также: