Тихоокеанский посол
Илья ЛАГУТЕНКО – рок-музыкант, вокалист, создатель песен, а ещё кавалер ордена «За заслуги перед Владивостоком» первой степени. Возможно, для большинства россиян (для молодых уж совершенно верно) наименование «Мумий Тролль» в первую очередь связано не с книгой, а с его группой.
— Три года назад вы поведали отечественной газете о фестивале V-ROX («Рок Владивостока») как о попытке сделать русский рок мировым достоянием: «Желаем открыть дверь активным русским музыкантам в Азиатско-Тихоокеанский регион, к которому относятся и Америка с её наибольшим музыкальным рынком, и Австралия, и Япония, и Корея, и Китай. Мы пригласили людей из всех этих государств: президентов звукозаписывающих компаний, промоутеров концертных агентств, журналистов.
Было необходимо вести индивидуальные переговоры с каждым из них в течение нескольких лет». В какой мере вам удалось достигнуть желаемой цели?
– Главным результатом работы за четыре года стало, фактически, познание процессов, происходящих во всемирной фестивальном движении и музыкальной индустрии. Мы смогли поставить V-ROX на мировую карту музыкальных событий аналогичного формата, другими словами творческих «конференций и фестивалей открытий».
Но фестиваль – как живой организм, и, дабы он имел возможность продолжать собственное существование, необходимо вовремя реагировать на мировые тенденции. И наряду с этим учитывать локальную специфику.
Думаем «глобально», действуем «локально».
Во-первых, музыканты видят собственных сотрудников из «экзотических» приятель для приятеля государств, и это неповторимый момент «просветления». Это как зеркало, где ты сходу видишь все минусы и свои плюсы, собственный потенциал для другого города либо страны.
Ты начинаешь значительно более здраво оценивать амбиции и свои возможности на примере сотрудников по цеху. Во-вторых, это возможность завязать прямые контакты с организаторами фестивалей и концертными промоутерами из вторых регионов.
И, не смотря на то, что мы предоставляем эту возможность, немногие среди отечественных начинающих музыкантов (да и не только начинающих) оказываются к ней готовы. Жизнь в современном рок-н-ролле имеет большое количество «отягчающих» факторов.
Необходимо не просто научиться играть на гитаре, но ещё быть открытым к освоению «смежных» профессий: дизайнера, звукорежиссёра, водителя, в итоге. И всё это упирается в одно – как ты готов жертвовать собой для грезы.
Если вы сумели доказать собственную состоятельность сотне, а лучше – тысяче человек, у вас имеется все шансы доказать это и сотне тысяч. Владивосток, с одной стороны, имеет грандиозный потенциал чтобы быть вписанным в концертную программу Азиатско-Тихоокеанского региона.
Но, иначе, на данный момент Владивосток не имеет собственной ясной современной сцены, которая имела возможность бы быть занимательна глобальному слушателю. Моя задача – сделать всё вероятное, дабы исправить это.
– А каковы удачи на интернациональном поприще конкретно у вашей группы? Весной «Мумий Тролль» выпустил уже второй английский альбом, что дешёв в государствах Северной и Южной Америки, Германии, Австрии и Швейцарии.
Как он пользуется спросом в этих государствах? Русский несколько Louna хвастается, что их песня вошла в первую сотню сводного национального чарта США, заняв 89-е место.
А вам имеется чем похвалиться?
– «Мумий Троллю» по окончании 20 лет постоянной концертной истории необходимо обосновывать значительно меньше, чем среднестатистическому новому коллективу. Причём данной историей я обязан только самому себе, а не каким-то мифическим компаниям либо спонсорам.
Иначе, я ни при каких обстоятельствах не рассматривал историю «Мумий Тролля» на уровне одной песни-хита либо возможности записи альбома на том либо другом языке. Я постоянно старался видеть картину значительно шире, посмотреть за горизонт.
Фактически, я и придумал группу чтобы создать некую модель жизненного пространства, которое бы было связующим звеном между культурами и разными людьми. Последние 20 лет я открывал мир через собственную музыку, а мир принимал меня через неё.
В случае если взглянуть на долгожителей музыкальной сцены, которых уважают и обожают слушатели, это именно те, кто покинул след в культурном слое, а не в той либо другой таблице популярности. Лишь время расставляет всё на собственные места.
– Не почувствовали ли вы изменений в отношении к себе со стороны западных западных коллег и слушателей из-за интернациональной напряжённости?
– (Смеётся.)Ну вы меня рассмешили, ей-всевышнему Поверьте мне, зрителя и мирового слушателя не интересуют ни ваша прописка, ни ваш паспорт. Ему либо нравится то, что вы делаете, либо не нравится, ровно равно как и вам.
Все отечественные неприятности малопонятны среднестатистическому меломану в различных государствах мира. Приблизительно так же, как читателя «АН» вряд ли заботит политический вопрос КНР и Тайваня либо споры за территорию Боливии и Чили.
На мой взор, отечественные госструктуры по солидному счёту ничего не делают чтобы сегодняшняя глобальная молодёжь определила, чем живёт их настоящий ровесник в Российской Федерации, что он слушает, что кушает, что наблюдает.
– Как по большому счету вы относитесь к тому, что кое-какие из музыкантов впутываются в политику?
– Ну отчего же «впутываются»? В случае если слесарь либо разведчик желает быть в политике, то из-за чего им возможно, а музыканту запрещено?
– Я о том, что кое-какие западные группы по политическим соображениям отказались от приезда в Россию. Возможно ли именовать это неуважением к русскому слушателю?
Не подливают ли они тем самым масла в пламя?
– Из-за экономической ситуации наша страна на данный момент не есть привлекательным рынком для зарубежных гастролёров. Затраты на проведение громадных концертов, а это и транспорт (самолёты, фуры с аппаратурой), и аренда комнат, и другое, и другое, – будут быть больше рублёвые доходы с продаж билетов.
Люди в Российской Федерации на данный момент сильно экономят на развлечениях. на данный момент кроме того в столице клубный концерт – практически очень трудная ноша для промоутера. Риски громадные.
Артисты – живые люди, работа нервная, и они предпочитают концентрироваться на более предсказуемых для них рынках, другими словами на вторых государствах. В «тучные» годы большая часть русских промоутеров предпочитали трудиться с несколькими зарубежными артистами из поколения 90-х и раздувать цены на концерты в Москве, а не развивать новые имена и инфраструктуру гастролей в регионах.
Так что, вероятнее, отечественные промоутеры поскользнулись на масле, которое сами и разлили.
– Вы не в серьез именуете себя «тихоокеанским послом». Правильно ли, что одно из призваний музыки – стирать границы между населениями украины?
Как ей это удаётся? А лично вам?
– Я считаю, фестивалем V-ROX мы вправду смогли доказать, что место «музыкальному подвигу» имеется. География участников фестиваля из года в год расширяется.
К нам уже едут не только из соседних Кореи и японии, а сейчас уже и из Мексики, Норвегии, ЮАР. Хорошее слово среди артистов и промоутеров значит значительно больше, чем отчётная статья в газетах.
Гости фестиваля не скрывают, что при всех минусах и плюсах Владивостока они приобретают неповторимый культурологический опыт. Но самое основное – нам удалось доказать самим себе, что отечественный зритель однако возможно весьма благодарным, искренним, разделять эмоции артистов, которых видит первый раз в жизни.
– Вы живёте на три города (Лос-Анджелес, Владивосток и Токио) и большое количество путешествуете – чего лишь стоит ваша кругосветка на яхте. Где в мире жить прекрасно?
– Такому человеку, как я, прекрасно в том месте, где ему весьма интересно. Дело не в нажитом и комфорте добре. Для меня серьёзен постоянный процесс взаимопроникновения идей.
Я не индивидуалист, мне весьма интересно трудиться с различными людьми. Я не «тыкаю» никому «непониманием» и не жалуюсь на «недалёкость».
Напротив, мне весьма увлекательны те люди, каковые находят выходы из сложных обстановок благодаря идеям, а не кулакам.
Я до сих пор удивляюсь: ну как Лос-Анджелес, что находится на глобусе так на большом растоянии от всего, смог стать центром всемирный концертной индустрии? А из-за чего Токио и Владивосток, пребывав друг от друга в часе лёта (либо одна ночь на пароме), до сих пор принимают друг друга как экзотику из экзотик?
Но, иначе, как раз моё владивостокское начало дало мне хватает уверенности в том, что идеи, каковые я вынашивал ещё ребёнком, перебираясь с сопки на сопку, оказываются пользуются спросом как раз в этих городах.
– По образованию вы африканист и востоковед, защитили диплом на тему «Развитие приграничной экономики между Китаем и Россией». Выбор профессии был обдуманным либо случайным?
Вычисляете ли вы, что отношения с Востоком для России перспективнее, чем отношения с Западом?
– Мои дед и отец были весьма значимыми архитекторами (дедушка Ильи – Виталий Лагутенко, создатель проекта хрущёвок. – Ред.). Но я желал быть моряком, дабы путешествовать.
Поступил на восточный факультет вследствие того что учил китайский с детства. Думал, путешественнику понадобится.
Но по судьбе стал музыкантом. Говорят, архитектура – это застывшая музыка.
Такие вот видоизменения.
А самые перспективные отношения – это дабы не только с Западом и Востоком было всё прекрасно, а ещё и с Севером, и Югом. Чего всем нам и хочу.
– В 2001 году «Мумий Тролль» воображал Россию на Евровидении. Вы говорили, что не разглядываете его как состязание между странами, подобное спорту.
А что для вас данный конкурс?
– Я считаю, что это легко телепередача из прошлого века. Суть и сущность которой, мне думается, не оправдывает ни моего, ни вашего внимания, ни средств. И вот ещё какая вещь: собственную жизнь измеряешь событиями и моментами, участниками которых конкретно был.
Для меня Евровидение осталось в памяти забавными встречами с людьми, с которыми я ни при каких обстоятельствах бы в противном случае не встретился, – от управления Первого канала до неожиданных датских поклонников. А по большому счету я кроме того и не помню, кто в том месте ещё принимал участие. Честное слово. (Смеётся.)
– Ваши слова: «Я считаю перестройку лучшими, золотыми временами русского рока, но я ценю ту музыку за богатое художественное наполнение, а не за правдорубство». Из-за чего, на ваш взор, художественное наполнение обеднело?
– Правда в том, что оно не обеднело. Совсем. на данный момент много увлекательных и актуальных исполнителей.
И они живут не только в сети, кстати. От Лизы Монеточки до Оксимирона, от «Сансары» до Антона Маскелиаде Легко «широкая общественность» якобы интересуется тем же самым, что и 40 лет назад. Но не все около дедушки и бабушки, имеется ещё девушки и парни.
Те же рок-клубы 80-х – это всё-таки клубы по заинтересованностям, где было задействовано не так уж большое количество человек. на данный момент около любого городского клуба либо кафетерия больше людей вращается.
– Ещё ваши слова: «Мне серьёзен кроме того внешний образ исполнителя – в некоторых случаях лучше его не видеть». Кого вы вычисляете лучшим фронтменом в истории русского рока?
– Лучший в истории русского рока – конкретно Константин Кинчев, безумно харизматичный, верный себе и полностью органичный во всём, что он делает. Дай всевышний здоровья ему!
Малосольная селедка дома