Минобрнауки представило план деятельности на ближайшие пять лет

Минобрнауки представило план деятельности на ближайшие пять лет

Замысел деятельности Министерства образования на ближайшие пять лет, представленный пару дней назад, есть ответом министерства на указ Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2012 года, касающийся госполитики в сфере науки и образования. По указу правительство должно обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования, реализовать переход к нормативно-подушевому финансированию в высшем образовании и т.д.

Замысел деятельности является списком обещаний, каковые собирается выполнить министерство, но из него неясно, как вероятна их реализация. «Газета.Ru» вместе с специалистами разбиралась в обещаниях, данных ведомством в области образования.

Дошкольное образование

К декабрю 2013 года, в соответствии с опубликованному замыслу, обязана начаться реализация нового федерального стандарта дошкольного образования, в котором главный акцент будет делаться на личное развитие ребенка, а не на подготовку к школе.

К концу 2015 года ведомство обещает ликвидировать очереди в детские сады. Научный руководитель Университета образования Высшей школы экономики Исак Фрумин поведал «Газете.Ru», что это самая трудная задача из тех, что поставило перед собой Минобразования.

«В советское время норма обеспеченности детей детскими садами составляла 65—75%. на данный момент 90% своих родителей желают, дабы их дети приобретали дошкольное образование. Дошкольное образование в Российской Федерации весьма дорогое, не смотря на то, что немногие его ценят», — говорит Фрумин.

Как мы знаем, что на 2013 год 329 тысячам дошкольников не достаточно мест в детских садах.

«Возможно это намечать как ориентир, но реально в различных регионах события будут различная. А ответ данной задачи лежит на субъектах, потому что именно они будут финансировать строительство детских садов.

Ясно, что будут вложения из центра, но введение новых мест предполагает особенную региональную политику.

В Москве в 2009 году заявляли, что за три года решат эту проблему, выстроив 300 детских садов, но ясно, что очереди в детские сады до сих пор имеется», — растолковывает «Газете.Ru» директор Университета социологии образования РАО Владимир Собкин.

«Устранить очереди возможно, увеличив количество детей в группах, но тогда снизится уровень качества. В случае если делать все по совести, то сложно быть оптимистичным.

Неприятность так как не только в строительных работах и вводе новых детских садов, должны прийти опытные педагоги. А институты сейчас не восполняют потребность в экспертах дошкольного образования», — говорит Собкин.

Он утвержает, что имеется и другие пути ликвидации очередей в детские сады, в частности создание групп кратковременного нахождения либо частные детские сады.

«Это снова же зависит от региональной политики — будет ли она поддерживать личное предпринимательство в сфере дошкольного образования», — додаёт Собкин. Со своей стороны, количество частных детских садов по замыслу министерства возрастет с 5 до 10% к 2018 году.

К августу 2017 года министерство обещает, что будут совершены повышение и переподготовка квалификации всех педагогов, каковые обучают дошкольников. «Формы переподготовки смогут быть различными — и сетевые, и заочные формы. Это реально организовать при выделении средств.

Но принципиально важно осознать, для чего нужна переподготовка и каковы ее рамки. В связи с новым стандартом учители должны пройти подготовку к личной форме обучения детей, в частности одаренных либо отстающих детей, детей мигрантов и т.д.

Возможно так как формально прослушать все направления, а возможно создать совокупность, которая вправду сможет переподготовить воспитателей», — говорит Собкин.

Школьное образование

Министерство собирается обеспечить соответствие школьного образования способностям и предпочтениям школьников, и «перспективным задачам развития России». Для этого планируется повысить результаты участия русских школьников в международных сопоставительных изучениях качества образования — в частности, до 73—80% по итогам PISA, до 93—97% по итогам TIMSS, до 98% по итогам PIRLS.

По словам Фрумина, это в полной мере реализуемая задача, в особенности по окончании введения нового стандарта школьного образования.

«Во-первых, имеется примеры успехи таких результатов в других государствах, в частности в Германии либо Польше. Во-вторых, неприятность этих результатов — это неприятность стандартов образования, переподготовки преподавателей, обновления учебных программ, исходя из этого введение новых стандартов должно сработать на то, дабы уровень качества образования выросло и улучшились результаты русских школьников в данных изучениях», — отмечает Фрумин.

На обучение по образовательным программам нового федерального образовательного стандарта (ФГОС) все школьники должны перейти к декабрю 2015 года.

К началу осени 2016 года должна быть обеспечена возможность обучаться по «личным образовательным траекториям» для старшеклассников. По сути, это профильное обучение для старшеклассников, которое покажется с введением ФГОС.

«Новый школьный стандарт допускает богатый выбор. В случае если всецело реализовать стандарт старшей школы, то возможно организована личная траектория: у каждого ребенка будет собственный комплект типов и предметов занятий, благодаря которым он будет проходить школьную программу.

Это не означает, что будет безграничное разнообразие, легко быстро повысится масштаб выбора направлений, проектной деятельности и учебных дисциплин», — говорит Исак Фрумин.

Еще одна цель, которую формулирует Министерства образования, — уменьшение соотношения образовательных результатов школьников в лучших и нехороших школах. Оно измеряется через отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с отличных показателей к среднему баллу ЕГЭ в 10% школ с нехорошими результатами.

Причем, конечно, в школах с нехорошим показателем нужно будет наращивать уровень качества образования, дабы уменьшить данное соотношение.

По словам Фрумина, школы, каковые показывают нехорошие результаты, должны будут подтягиваться до лучших. Министерства образования совершит конкурсы инновационных школ, дабы реализовать и распространить лучшие главные образовательные программы в соответствии с ФГОС.

Внешкольная деятельность

Ведомство собирается увеличить количество детей 5—18 лет, каковые занимаются по программам дополнительного образования: в 2013 году таких детей 59%, к 2018 году должно быть уже 71%. Количество детей, каковые занимаются образовательными программами по техническим направлениям, должно увеличиться с 240 тысяч до 820 тысяч. «Сейчас такие кружки не пользуются популярностью.

Кроме того цифру 240 тысяч школьников, каковые занимаются на данный момент в таких кружках, я бы поставил под вопрос», — растолковывает Владимир Собкин из Университета социологии образования.

Должно увеличиться количество детей, каковые посещают спортивные секции, с 1,7 млн до 2,87 млн человек.

По словам Владимира Собкина, в дополнительное образование нужно включать детей с низким материальным статусом, из неблагополучных семей. «Причем принципиально важно, дабы эти дети были включены не только до седьмого класса, но и в старшей школе. В большинстве случаев потенциала таких детей не достаточно на долгую расстояние.

Они рано уходят из дополнительного образования, не только из-за его платности, но и по причине того, что семья не всегда поддерживает ребенка в дополнительных занятиях», — растолковывает Собкин.

Он утвержает, что в эту сферу необходимо завлекать коммерческие структуры, каковые бы выступали спонсорами организаций дополнительного образования.

«Снова же поднимается вопрос — кто будет обучать этих детей в кружках? И из-за чего в том направлении должны пойти вузовские учители либо инженерная интеллигенция?

Допустим, на каждого учителя приходится три кружка по 15 человек в каждом. Это значит, что должно прийти порядка 30 тысяч педагогов, каковые бы занимались с детьми дополнительным образованием», — вычисляет Собкин.

К августу 2016 года должно быть создано четыре специальных учебно-научных центра при ведущих университетах. В текущем году о создании собственного лицея уже заявил НИУ ВШЭ.

«По новому закону институты смогут реализовывать программы неспециализированного образования и приобретать на это бюджетное финансирование. Другими словами университеты смогут открывать школы.

До недавнего времени таких примеров было мало: МГУ, Новосибирский университет, Главный ВУЗ Санкт-Петербурга, на данный момент это будет более распространенная практика», — говорит Фрумин. Он вычисляет данное новшество очень нужным, потому, что это разрешит выделиться в совокупности неспециализированного образования инновационным учреждениям, обеспечить их громадную независимость, и создать условия для обучения высокомотивированных парней.

Профобразование

Громкие цели заявлены и в высшем образовании.

В частности, к 2018 году восемь университетов должны войти в топ-200 ведущих мировых университетов в соответствии с одному из глобальных рейтингов. «Это в полной мере выполнимая цель. Тут нужна политическая воля.

Уже 5—6 июля в Министерства образования пройдет совещание интернациональной рабочей группе, которая выберет институты, талантливые претендовать на попадание в эти рейтинги. на данный момент заявки подали уже 34 института. Мне думается, что мы именно весьма поздно поставили перед собой такую цель.

Япония в текущем году планирует, дабы 10 их институтов входили в сотню лучших университетов мира к 2020 году», — говорит Фрумин.

Планируется, что 30% студентов будут обучаться по стандартам высшего образования прикладного бакалавриата, что в какой-то степени создается как альтернатива «умирающему» среднему особому образованию. Помимо этого, должно быть создано 250 многофункциональных центров прикладных квалификаций, другими словами тренинговые центры, каковые готовят рабочих различных профессий, нужных для данного населенного пункта.

К примеру, в Москве эти центры будут производить рабочих для сферы ЖКХ, питания, денежно-банковской, ЖД и других сфер. «Все будет зависеть от того, как эти программы будут реализованы. Возможно так как новое наименование ветхим учебным заведениям, а возможно вправду создать новую совокупность, которая будет производить рабочих прикладных профессий.

Неприятность в том, что у нас государство не имеет возможности создать совместно с бизнесом такие рабочие места, куда бы пошли выпускники аналогичных центров», — растолковывает Фрумин.

В декабре 2013 года обязана стартовать модернизация педагогического образования. Об этом науки и министр образования Дмитрий Ливанов сказал много раз.

Речь заходит о том, что педагогическое образование будет привлекательным для молодых гениальных педагогов, каковые должны прийти в школу на смену поколению преподавателей, через пара лет уходящему на пенсию, в то время, когда Российская Федерация столкнется с дефицитом качественных педагогических кадров.

«Это весьма трудновыполнимая задача, но реализовать ее вероятно. Мы имеем дело с большим сопротивлением среды.

Сложившаяся за 100 лет совокупность подготовки преподавателей не изменялась все это время. Выросло поколение, вычисляющее, что иное нереально.

Главная неприятность данной совокупности пребывает в том, что она была создана в условиях жёсткого рынка ограничения и регулируемого труда мест в вузах. А на данный момент, в то время, когда рынок труда не регулируется, а в высшии учебные заведения начало поступить так же легко, как выпить стакан воды, то в педагогические институты люди прекратили деятельно идти.

Сделать с этим что-то сложно», — говорит Фрумин. на данный момент в министерстве создана коммисия по разработке соответствующей программы, которая обсуждает неприятности педагогического образования в различных регионах.

Министерства образования обещает, что вырастет среднестатистическая заработная плата профессоров и преподавателей по отношению к средней заработной плату по региону.

В частности, заработная плат учителей среднего профобразования обязана сравняться со средней по региону, а заработная плат докторов наук вырасти вдвое к 2018 году.

К апрелю 2014 года состоится переход к нормативно-подушевому финансированию высшего образования.

«В большинстве развитых государств существует как раз таковой подход к финансированию профобразования. Существует некая норма финансирования одного студента в зависимости от профессии, по ней раздаются деньги в зависимости от того, сколько мест в том либо другом институте», — говорит Исак Фрумин.

Он утвержает, что нормативно-подушевое финансирование приведет к тому, что институты начнут соперничать за студентов, а помимо этого, создаст солидную прозрачность финансирования.

«Финансирование в образовании весьма инерционно, университетам запрещены резкие скачки в финансировании — это не магазин, что легко перепрофилировать либо закрыть.

Так что тут все будет зависеть от того, как скоро будет вводиться переход на новые совокупности финансирования, как долгим будет адаптационный период. В случае если адаптационный период будет сберигаться хотя бы 4—5 лет, то совокупность безболезненно перейдет на данный принцип, а потом будет функционировать более рационально.

В случае если вводить его «кавалерийски», быстро уменьшая бюджеты либо увеличивая, то будет мучиться уровень качества», — вычисляет Фрумин.

Имеется в плане пункты, касающиеся обеспечения доступа к высшему образованию парней с ограниченными возможностями здоровья. К 2018 году с 8 до 20% возрастет число образовательных учреждений, каковые смогут обеспечить доступ для проживания и обучения таких студентов.

Оценка образования

В феврале каждого года в соответствии с замыслу министерство будет отчитываться о итогах реализации замысла, а в марте готовить доклад о итогах развития образования по результатам мониторинга. Помимо этого, в рамках реализации замысла обязан будет проводиться федеральный мониторинг образовательных достижений школьников в соответствии с ФГОС.

Кроме этого Министерства образования обязуется создать свободную совокупность оценки образования, которая к 2018 году обязана будет охватить 95% образовательных учреждений.

«Речь заходит о том, что сейчас образовательные организации сами учат, сами оценивают и являются достаточно непрозрачными для потребителей. В советское время потребности во внешней оценке образовательных учреждений не было, не смотря на то, что практически она была, по причине того, что все экзамены были стандартизованы.

Все, кто получал образование советское время, не забывают, как ученикам раздавали однообразные ручки на выпускном произведении, дабы возможно было исправить неточности.

Начальником экзаменационной рабочей группе был «внешний» человек, но реально он не имел возможности обеспечить того, дабы выпускные экзамены принимались честно.

на данный момент, в условиях высокой отвлечённой автономии, у нас разнообразные стандарты для экзаменов и в высшей школе, и в школе . Но нужно, дабы общество и государство имели возможность приобретать сопоставимую данные о качестве образования на различных уровнях. Это не обязательно экзамены.

Это смогут быть особые мониторинговые изучения, как не редкость в различных государствах, но эта задача требует важной разработки. Если она будет решена примитивно, посредством несложных ответов, она позовёт такую же критику, как сейчас вызывает ЕГЭ», — вычисляет Фрумин.

Смерть Ан-148, новое рыло Родченкова и Tesla в космосе


Читать также:

Читайте также: