Шутки шутить – в гармонии жить!
шутки и Смех — обязательный атрибут культуры каждого народа. У русских большое количество смешных рассказов про чукчей, каковые потешно, нелогично ведут себя.
А на Чукотке вам с наслаждением поведают забавные истории про геолога — это собирательный образ европейца — человека, что приехал на Север и считает, что лучше знает, как и чего тут делается. В отечественной многонациональной стране принципиально важно мочь осознавать друг друга, не обижаться на шутки представителя второй национальности.
Над чем в Российской Федерации принято смеяться, «Национальному выговору» поведал Игорь МОРОЗОВ — ведущий антропологии и Института научный сотрудник этнологии РАН.
— У этносов, живущих рядом, было принято смеяться приятель над втором?
— Да, на праздниках раньше это прекрасно было заметно по тому, во что облачались ряженые. Не только в забавные одежды, костюмы другого пола, но и в костюмы вторых национальностей.
У русских, к примеру, рядились в цыган, у удмуртов и мордвы — в черемисов (до 1918 года наименование марийцев. — Прим. ред.), у украинцев и литовцев — довольно часто в иудеев либо поляков. Та же черемисенка в ряженьи удмуртов, с броскими деталями одежды, казалась им необычно, кроме того смешно одетой.
Но тут мы говорим о хороших шутках. Так как хохот имеет различное значение.
Имеется хороший, а имеется не добрый.
— На Камчатке рядом живут эвены, каковые весьма сдержанны в чувствах, и коряки, каковые всегда шутят. Кроме того Кутх — всевышний, что их создал, — есть у коряков предметом для шуток.
Эти народы уже много лет живут совместно и так по-различному относятся к хохоту. Из-за чего?
— По этому поводу существует большое количество точек зрения. Быть может, это связано с некоторыми психофизиологическими чертями, с темпераментом.
У некоторых народов в определенные эры хохот купил особенные функции. К примеру, социальные. О чем говорят нам изучения поведения современных школьников?
Больше всего смеются те, кто пользуется авторитетом.
— Тот, кто смеется больше, в жизни не редкость более успешным?
— Это, само собой разумеется, не научное утверждение, но мы так как знаем, что американцы весьма обожают смеяться. Радующийся до ушей человек — знак Америки.
— Давайте возвратимся в Россию. Над чем принято смеяться, к примеру, у кавказцев?
— У всех народов шутить было принято на протяжении праздничных дней. У адыгских народов существовали забавные диалоги, на каковые планировало время от времени все селение.
Это необычные ритуальные смеховые поединки, они известны у большинства народов.
— Практически интеллектуальное сражение?
— Да. Это игра. Цель ее участников — не только рассмешить окружающих, но и победить собственного соперника хохотом. Хохот тут выступает как оружие.
Подобные поединки имеется и у других народов. У русских это частушечный перепев. Весной девушки из различных сёл выходили на горушки и попеременно пели.
В песнях перечисляли недостатки девушек и свои достоинства из соседних селений. Такие же соперничающие партии составляли время от времени и юноши.
Перед драками задирали друг друга частушками.
— Напоминает обмен речевками у футбольных фанатов различных команд. Так они показывают собственную готовность к агрессивным действиям.
— Но имеется теория, что изначально хохот все-таки был средством выплеснуть весёлые чувства. Агрессия привнесена культурой позднее.
В архаических обрядах мы с данной исконной функцией сталкиваемся. К примеру, у русских, мордвы в обрядах, которые связаны с земледельческими весенними праздниками.
Тут же возможно привести как пример Троицкий обряд «шута хоронить», на протяжении которого над шутом все смеются, а позже разрывают его на куски и разбрасывают по полю. Считалось, что это должно содействовать хорошему урожаю.
Время от времени хохот в архаических проявлениях древних сопутствовал смерти. И это одна из самых таинственных изюминок хохота.
— Кое-какие народы смеялись над смертью?
— Да, к примеру, еще в начале XX века у марийцев, удмуртов принято было радоваться у гроба с покойным. Выдающийся фольклорист Владимир Яковлевич Пропп именовал таковой хохот обережным. Веселье должно было отогнать смерть от живых и стереть с лица земли зло.
У народов Крайнего Севера сохранились разные формы обрядового хохота. У якутов еще в начале XX века было принято, в то время, когда убиваешь зверя, в обязательном порядке смеяться.
В то время, когда в самострел попадал сохатый, на него вскакивали, плясали, сидели на нем и смеялись. Шаман на протяжении обряда частенько пробует привести к смеху, пытается развеселить духов, каковые ему сопутствуют, дабы они лучше помогали.
Все участники для того чтобы действа перед камланием шутят. Чем больше будет хохота, тем успешнее будет камлание.
Это хороший, продуктивный хохот.
— Люди в далеком прошлом говорят, что хохот жизнь продлевает и от заболеваний лечит, а ученые им не возражают. Получается, что предки в далеком прошлом это знали и применяли?
— Не только. Хохот — действенный метод борьбы с социальными недугами. Мы знаем, что отечественные правители впредь до Екатерины Великой в обязательном порядке имели при себе шутов, каковые постоянно могли сообщить правду.
Кстати, одна из изюминок всей смеховой культуры и по большому счету всего, что связано со хохотом, — свойство изобличать неправда. Юродивый кроме того перед лицом царя не очень-то стеснялся и сказал то, что думает.
— И вдобавок говорят — обезоружить хохотом.
— Это весьма действенный метод изобличения порока. Исходя из этого для юродивых все-таки остается некая ниша в христианской культуре, не обращая внимания на то что хохот официально табуирован.
— В нынешней культуре хохот тесно связан с возлияниями и застольем. Мы разучились радоваться без внешних стимуляторов, либо это также таковой ритуал?
Раньше так как многие населения украины по большому счету не употребляли спиртного. Мы что-то утратили, либо в этом имеется какие-то корни?
— Пожалуй, застолье — единственный осколок естественной торжественной судьбе, не той официальной, которую навязывают извне, а той, которая идет от души. Исходя из этого оно сосредоточило в себе все символы радости, каковые характерны празднику.
Это единственный островок, что остался у нас от дионисийской стихии, которая была характерна для архаических праздничных дней. И это было у всех народов. Быть может, способы стимуляции были вторыми.
Не смотря на то, что у греков — это вино, у кавказцев — буза, у тюркских народов — кумыс. У русских с покон веков пиво либо медовуха.
И радоваться необходимо не только чтобы встало настроение, но и чтобы все было прекрасно.
— Это таковой метод гармонизации пространства?
— Как раз. Веселье увеличивает плодородие, дарует порядок в окружающем мире, имеет примиряющие функции. Посредством него неизменно легче соединить враждующие стороны.
Это база, на которой смогут сойтись совсем ярые противники.
Павел Воля — Как обучиться смешно шутить