Реконструкцию кругового депо в ржд называют «европейским проектом», а градозащитники его уничтожением
ОАО РЖД нарушило договоренности с Северной транспортной прокуратурой, достигнутые на протяжении заседания на объекте 29 мая и возобновило снос монумента промышленной архитектуры — Кругового депо Николаевской железной дороги в районе трех вокзалов, сообщило в пятницу публичное перемещение «Архнадзор». «Эмбарго на работы было заявлено до утра пятницы, 31 мая. За это время прокуратура должна была совершить диагностику правомерности выдачи Мосгорнаследием разрешения на работы по проекту приспособления Кругового депо к современному применению.
Но снос возобновился уже в четверг. Наряду с этим охрана мешала съемке происходящего», — поведали в «Архнадзоре».
По словам находящихся на месте активистов, на данный момент идет снос внешнего периметра стен XIX века тяжелой строительной техникой — на объекте культурного наследия трудится экскаватор.
Историческое наследство РЖД
На сегодня на территории Москвы в собственности ОАО РЖД находятся последовательность исторических объектов недвижимости, имеющих статус объектов культурного…
Первое паровозное депо в Москве, выстроенное в середине XIX века, были помехой для постройки новых ЖД веток рядом с Ленинградским вокзалом. Работы по демонтажу велись с зимы, но они не касались элементов, защищаемых законодательством о культурном наследии: разбирались более поздние постройки, расчищалась база монумента.
Но во вторник начался деятельный снос сводов секций самого депо. «Архнадзор» обратился в транспортную прокуратуру, и работы были остановлены.
«Совершено правонарушение, предусмотренное 243 статьей УК (разрушение и культуры памятников и повреждение истории), — вычисляет координатор «Архнадзора» Юрий Егоров. — В законе прямо написано, что, во-первых, сносить монументы запрещено, а во-вторых, в случае если намечается какое-то строительство, в первую очередь должна быть обеспечена сохранность монумента. Однако день назад недалеко от 10 вечера был начат снос строения Кругового депо при наличии очевидно незаконно выданных согласований, о чем мы уже неоднократно говорили.
Это совершённая по заказу РЖД экспертиза, в которой прямо пишется, что проект реставрации депо не соответствует требованиям действующего законодательства и утвержденного Мосгорнаследием объекта охраны. Но в итоге на проект дается хорошее заключение.
И Мосгорнаследие как-то весьма скоро с этим соглашается».
Егоров напомнил, что существует заключение более ранней национальной историко-культурной экспертизы о признании Кругового депо объектом культурного наследия, совершённой в 2011 году под управлением помощника генерального директора Музеев кремля Андреем Баталовым. В соответствии с распоряжению № 165, которое Мосгорнаследие выпустило 1 декабря 2011 года, в соответствии с актом экспертизы сокровищем владеет не отдельная часть депо, а все строение полностью. «Это монумент XIX века, что ясно как реставрировать.
Это сооружение понесло кое-какие утраты из-за безжалостного обращения в советское время. Защита Кругового депо нужна прежде всего как защита истории развития железной дороги», — выразил тогда собственную точку зрения Баталов.
«В первых числах Марта 2013 года произошло совещание особой рабочей группе Мосгорнаследия по рассмотрению предмета охраны монумента. И в том месте кроме этого все дали согласие, что строение должно сохраниться полностью», — поведал Егоров.
Но уже 25 апреля Мосгорнаследие выдало ОАО РЖД разрешение на проведение работ по «Проекту приспособления к современному применению распознанного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги», которым практически разрешено разрушение практически половины монумента.
Как сказал во вторник журналистам глава Мосгорнаследия Александр Кибовский, ОАО РЖД реализует в полной мере европейский проект, нужный не только самой компании, но и городу.
В Европе кроме этого частично или полностью сносятся объекты промышленной архитектуры, если они мешают транспортным коридорам. Что до уникальности Кругового депо, то, согласно заявлению главы Мосгорнаследия, совершенно верно такие же строения по проекту Тона были выстроены в Петербурге и Твери.
И их состояние значительно лучше, чем у в далеком прошлом утратившего купол столичного монумента.
По словам Егорова, на данный момент обстановка уже необратима: монумент XIX века утратил 40% количества объекта охраны.
«За ночь успели сломать довольно много, и по сей день снос длится, — поведал он. — Фактически все, что желали, они уже так или иначе затронули. Наряду с этим так спешат, что кроме того не остановили перемещение поездов по соседнему ЖД пути: в нескольких метрах от места сноса идут электрички, и обломки строения в полной мере смогут попасть в окно».
Что касается обещания не возобновлять работы до утра пятницы, то, по словам Егорова, начальник работ внес предложение ему сперва доказать, что такая договоренность по большому счету была (документально устные договоренности обоснованы не были). Иначе, отмечает он, транспортная прокуратура фактически «часть того же ЖД ведомства» и на нее имели возможность «надавить сверху».
Взять комментарий в прокуратуре в пятницу не удалось.
В самих же РЖД заявляют, что не было ни каких-либо договоренностей с прокуратурой, ни тем более «эмбарго» на осуществление работ.
«Прокуратура по большому счету не имеет возможности наложить эмбарго (временный запрет), она или что-то разрешает, или запрещает на основании документов и через суд, — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства. — Прокуратура запросила у нас разрешительные документы, и 30 мая все эти документы были посланы».
Что до происходящего на данный момент сноса, то, согласно заявлению представителя РЖД, как таковые работы «по приспособлению» Кругового депо ведутся в далеком прошлом и не приостанавливались, просто не всегда эти работы «связаны с техникой». Связанные с техникой работы начались не в четверг, а в пятницу, 31 мая, растолковывают в пресс-службе (дни начинаются с нуля часов).
Помимо этого, утверждают в РЖД, не соответствует действительности информация о том, что снос депо мешает перемещению электричек и угрожает пассажирам: «работы ведутся в полном соответствии с требованиями безопасности перемещения».
«Цель строительства — в далеком прошлом назревшая необходимость максимально разгрузить каждый год растущий пассажиропоток на направлении от Ленинградского вокзала до станции Химки, — растолковывают в компании.
— Силами ОАО РЖД и привлеченными группами экспертов изначально было создано пара вариантов предложений, разрешающих сохранить как строение Кругового депо, так и обеспечить прохождение ЖД дорог на его территории. В итоге за базу был забран вариант реставрации, предусматривающий расчистку объекта от пристроек позднего периода и частичный демонтаж паровозных ячеек-стойл со стороны проектируемых дорог.
Этот вариант разрешает приспособить строение для современного применения, максимально сохранив его объём и исторический облик с воссозданием потерянных элементов, и обеспечить нормативные расстояния до ЖД дорог. В следствии совершённой национальной историко-культурной экспертизы сделан вывод о соответствии указанного проекта требованиям законодательства.
Реализация проекта будет являться хорошим примером цивилизованной европейской практики по использованию и сохранению объектов культурного наследия мирового значения».
Новости ОТР — Застройка центра Санкт Санкт-Петербурга