Архнадзор при поддержке прокуратуры добился отмены сноса кругового депо николаевской железной дороги

Архнадзор при поддержке прокуратуры добился отмены сноса кругового депо николаевской железной дороги

В Москве транспортная прокуратура остановила работы по сносу монумента промышленной архитектуры — Кругового депо Николаевской железной дороги в районе трех вокзалов, сообщили в публичном перемещении «Ахнадзор». В правоохранительные органы обратился сам «Архнадзор», потому, что разрушение объекта культурного наследия есть уголовно наказуемым деянием, предусмотренным ст.

243 УК.

«На месте день назад не было найдено никаких документов, разрешающих производство работ, — поведал «Газете.Ru» координатор публичного перемещения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. — Не было в прорабской ни ордера административно-технических инспекций, ни разрешения Мосгорстройнадзора, ни разрешения Мосгорнаследия (департамент культурного наследия столицы. — «Газета.Ru»). В наличии выяснилось лишь разрешение на производство работ до границы охраны монумента».

Подрядчик работ — ООО «Эпоха ренесанса» — подтвердил эти сведенья (клиентом выступает ОАО РЖД). Как поведал «Газете.Ru» исполнительный директор компании Сергей Разумеев, подрядчик взял предписание прокуратуры приостановить работу и дать надзорному органу нужные документы, что и будет сделано.

«В случае если будут какие-то недоразумения, будем их исправлять, — отметил он. — Мы думаем, что делаем верное дело. И имеется приверженцы того, дабы были новые город и железнодорожные пути жил обычной судьбой.

Но имеется и второе вывод, на котором возможно вечно пиариться».

Первое паровозное депо в Москве, выстроенное в середине XIX века, были помехой для постройки новых ЖД веток рядом с Ленинградским вокзалом.

Круговое депо

Монумент промышленной архитектуры Круговое депо Николаевской железной дороги — одно из древних паровозных депо Москвы, спроектированное в середине XIX века Константином Тоном. Строение имеет статус распознанного объекта культурного наследия.

Круговые депо, спроектированные Тоном, были приняты примером не только в Российской Федерации, но и за границей. Потом депо по подобным проектам строились на западе.

В связи с замыслами по расширению главного пути показался проект сноса, главный этап реализации которого уже начался. Как поведал «Газете.Ru» координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин, работы по демонтажу велись с зимы, но они не касались элементов, защищаемых законодательством о культурном наследии. «До сих пор разбирались более поздние постройки, расчищалась база — старейшее ЖД сооружение работы выдающегося архитектора Константина Тона 1849 года, — поведал он. — Но на данный момент работы перешли границы разрешённого здравым смыслом.

И начался стремительный снос сводов семи секций депо». Но, скелет строения — разделявшие паровозные стойла между собой несущие внешние стены и арки — до тех пор пока целы, что делает обстановку обратимой, отмечают градозащитники.

Как растолковывают в самом ОАО РЖД, занятая строением паровозного депо территория нужна для постройки дополнительного главного пути на участке Москва — Крюково Октябрьской железной дороги, что разрешит обеспечить перевозку большего количества пассажиров на этом направлении и в особенности из Москвы в Петербург. В ноябре 2011 года компания попросила Москомнаследие исключить депо из реестра объектов культурного наследия столицы.

По словам главы ОАО РЖД Владимира Якунина, сохранить строение в первозданном виде нереально из-за повреждения поясного кольца стенки, и оно будет разрушаться в будущем, что повлечет угрозу безопасности судьбы, безопасности движения и здоровья граждан поездов.

«Строение депо формально числится как распознанный объект культурного наследия, но по факту таковым не есть. Во-первых, контур строения был демонтирован еще в 60-е годы прошлого века, оно было надстроено третьим этажом без учёта и проекта архитектуры строительства.

Внутренние помещения кроме этого много раз перепланировались. Ликвидированные конструктивные элементы стали причиной потере архитектурного зодчества.

Во-вторых, фасад со стороны Ленинградского вокзала укреплен подпорной стенкой из силикатного кирпича», — написал в собственном блоге Якунин.

Но, в то время департамент культурного наследия Москвы согласился с заключением национальной историко-культурной экспертизы, совершённой под управлением помощника генерального директора Музеев Кремля Андреем Баталовым, о признании Кругового депо объектом культурного наследия. В соответствии с распоряжению № 165, которое Мосгорнаследие выпустило 1 декабря 2011 года, в соответствии с актом экспертизы сокровищем владеет не отдельная часть депо, а все строение полностью. «Это монумент XIX века, что ясно как реставрировать.

Это сооружение понесло кое-какие утраты из-за безжалостного обращения в советское время. Защита Кругового депо нужна прежде всего как защита истории развития железной дороги», — выразил тогда собственную точку зрения Баталов.

Но 25 апреля 2013 года Мосгорнаследие выдало ОАО РЖД разрешение на проведение работ по «Проекту приспособления к современному применению распознанного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги», которым практически разрешено разрушение 40% количества монумента.

В ходе проекта реставрации и приспособления к современному применению Кругового депо велись пока только «первостепенные противоаварийные мероприятия», растолковали в пресс-службе компании. А сам проект согласован департаментом культурного наследия. «Проект предусматривает расчистку объекта от пристроек позднего периода и воссоздание потерянных исторических элементов, например, предполагается вернуть каменный цоколь строения в первозданном историческом виде.

Одна из задач реконструкции — это приспособление строения для современного применения, и обеспечение нормативного надёжного расстояния от объекта культурного наследия до ЖД дорог», — поведал пресс-секретарь.

Он утвержает, что рассматривались и иные варианты реконструкции Кругового депо, среди них и перемещение строения. Но был сделан вывод, что «горизонтальное либо вертикальное перемещение многократно перестроенного объекта культурного наследия, потерявшего начальную совокупность конструктивных связей, приведет к его полному разрушению».

Исходя из этого от этого варианта было решено отказаться в пользу «сохранения строения депо, а вместе с ним и водонапорной башни и градостроительного ансамбля».

Как сказал во вторник журналистам глава Мосгорнаследия Александр Кибовский, ОАО РЖД действует в ходе проекта, что был утвержден градостроительно-земельной рабочей группой (ГЗК) в сентябре прошлого года. По словам Кибовского, ГЗК разглядывала четыре варианта реконструкции, и самому ему больше импонировал вариант, при котором монумент был бы поднят на 8 метров над почвой.

Но реставраторы растолковали невозможность реализации для того чтобы проекта — строение может . В итоге ГЗК остановилась на нынешнем варианте, при котором разбираются 9 секций монумента (из 22). В разрезанного депо пускаются поезда, а пассажиры смогут разглядеть монумент изнутри.

По оценке Кибовского, это в полной мере европейский проект, нужный не только РЖД, но и городу. В Европе кроме этого частично или полностью сносятся объекты промышленной архитектуры, если они мешают транспортным коридорам.

Что до уникальности Кругового депо, то, согласно заявлению главы Мосгорнаследия, совершенно верно такие же строения по проекту Тона были выстроены в Петербурге и Твери. И их состояние значительно лучше, чем у в далеком прошлом утратившего купол столичного монумента.

Согласно точки зрения свободных специалистов, и Круговое, и уничтоженное ранее Веерное депо — полезнейшие образцы промышленной архитектуры XIX века, и сомневаться в их исторической значимости смогут только люди, далекие от культуры.

«Депо расположено не в километрах от вокзала, а есть частью вокзального комплекса, — заявил «Газете.Ru» искусствовед, член президиума экспертно-консультативного публичного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Все это визуальные следы ЖД архитектуры — огромного явления в истории архитектуры и культуры. Гражданские инженеры (архитекторы) и инженеры-путейщики финиша XIX — начала XX столетий покинули по окончании себя множество достижений а также шедевров, каковые на данный момент бездумно уничтожаются».

Для решения проблемы расширения железной дороги совсем не обязательно уничтожать депо, считает Клименко. В первую очередь нужно создать рабочую группу с участием свободных специалистов и экспертов-транспортников, которая разглядела бы другие варианты прокладки ЖД пути, и возможности применения строения самого депо в качестве дополнительного вокзального павильона. «Это не такая уж неразрешимая неприятность, основное — грамотно подойти к делу, — пологает аналитик. — И не обязательно, дабы дороги шли прямо до строения Ленинградского вокзала.

Депо — высокое и широкое сооружение, в нем возможно организовать филиал вокзала, сделав эргономичные выходы и разгрузив главное строение. Так делается во всем мире».

В «Архнадзоре» уверены в том, что разрешившее «продавить» данный проект правительство Москвы просто не справилось с задачей сохранения культурного наследия.

«Круговое депо есть распознанным монументом, что так и не дождался решения главы горадминистрации об отнесении к монументу регионального значения, — вычисляет Рахматуллин. — Нужно было настаивать на проектировании другого сохранения прокладки предмета и варианта путей охраны, что включает полный периметр строения. Вместо этого состоялась некая договоренность, и был согласован проект уничтожения практически половины монумента, к тому же под маркой реставрации».

По словам Рахматуллина, возможно сказать «о преференциях для федеральных застройщиков», среди которых Дом Волконского, реконструируемый с ужасными нарушениями, и вертолетная площадка в Кремле.

РЖД не бережет монументы культуры, не обращая внимания на


Читать также:

Читайте также: