Проверка масленицей
В старину истосковавшиеся да на печи залежавшиеся обитатели Руси-матушки отчаянно ожидали весну, приход которой знаменовала Масленица. Аниматоры да агитаторы в те красивые времена ещё не народились, посему любой сам в прямом и переносном смысле выступал кузнецом собственного масленичного счастья.
Современный люд сам себя развлекать поотвык: большая часть россиян вынуждены принимать участие в придуманных за них гуляньях, покорно выстраиваясь в длиннющие очереди за недешёвыми и не всегда вкусными блинами. Большая часть, да не все!
Как гуляли Подмосковье и Москва на проводах зимы, выясняли обозреватели «НА» и студенты «Школы межэтнической журналистики».
Мишку жалко
Парк Неприятного встречал гостей птичьими трелями, доносящимися из установленных у входа «скворечников». На Крымской набережной возможно было забраться на большой столб, послушать фольклорные коллективы, попытаться блины с различными начинками, и оказать помощь кузнецам в их нелёгком труде.
Вместо привычной соломенной Масленицы соорудили пятиметровую пещеру с сидящим в медведем. Мысль конструкции в собственности венгерскому живописцу Габору Жоке.
По задумке автора пещера, которая символизирует зиму, обязана сгореть, а медведь в остаться невредимым. Уникальная мысль оказалась по душе не всем гостям парка:
– Медведь – это знак России, а его пещеру планируют сжигать! Как-то это неправильно…
Классическое чучело больше соответствует образу зимы, – роптали зрители.
Да и сама процедура сожжения отправилась не совсем по замыслу. Днём в Москве была мокрая погода, выпал снег, и пещера отсырела, исходя из этого пламя продолжительно не разгоралось.
В итоге пещера вспыхнула, сгорела, рассыпалась, и показался сидящий в медведь высотой три с половиной метра. Из толпы раздались крики: «Медведь! Мишку-то за что в пламя?»
и зайца также!
Анималистическая тема в текущем году не давала спокойствия живописцам. Среди чучел «приговорённых» организаторами Масленицы на ВДНХ были увидены медведь и заяц-баянист.
Но, классическая соломенная баба кроме этого находилась.
Не обращая внимания на гуляющий по широким аллеям ветер, на ВДНХ было многолюдно: ежегодный предвесенний поход на основную выставочную площадку страны – хорошая традиция многих россиян.
Вес не забран
Масленица в саду «Эрмитаж» встречала гостей фургонами с азиатской едой и доносящимся со сцены «…мне сейчас морской по нраву сатана» в исполнении снеговиков. Но, русская классическая начинка праздника обнаружилась в глубине парка – в павильонах и мастерских кузнецов, кольчужников, мастериц плести лыко и вырезать по дереву.
Давешняя традиция «Эрмитажа» – выпекание блина-рекордсмена. В текущем году долгожданный огромный блин, знак Масленицы, в седьмой раз не был приготовлен.
На монументальной 800-килограммовой сковороде команда из десяти человек пробовала совершить неосуществимое – перевернуть узкий слой блинного теста диаметром практически три метра. Этот этап и не даёт «мастерам-блинопёкам» побить рекорд, установленный много лет назад, – «блинчик» в два с половиной метра.
Блин неизменно рвётся, и замёрзшие, проголодавшиеся зрители так же неизбежно налетают на неудавшийся шедевр. Через пара мин. безлюдная сковорода сияет чугунным глянцем, а внимание гостей переключается на большой улыбчивый скелет, развлекающий публику у сцены.
Творцы огромного блина «жадно курят в сторонке»:
– Это ж нужно тренироваться, пробовать… А нам за три дня сверху пришло указание «сделать блин».
В четыре утра, перед открытием ярмарки, была совершена главная и, по словам пекарей, весьма успешная репетиция. Им удалось поджарить и перевернуть-таки блин диаметром 2,75 метра!
В 12 часов дня повторить рекорд принародно не получилось.
Дом культуры за 500 руб. на семью
Дабы попасть в Измайловский кремль, нужно было приобрести билет, 200 руб. – взрослый, 100 руб. – детский. За эти деньги гости имели возможность взглянуть на работу кузнецов, прикупить хенд-мейд сувениры, поучаствовать в кулачных битвах.
Данный вид развлечений пользовался особенной популярностью у компании футбольных болельщиков, каковые намерено пожаловали на Масленицу себя продемонстрировать да вторых взглянуть.
Но, ожидаемого радости так и не получилось. Кузнец из города Мышкин с грустью увидел, что ситуация напоминает ему праздничные дни в зданиях культуры советских времён. А приглашённые ряженые тут не сравнятся с «настоящими» участниками фестиваля русской культуры в его родном городе:
– Мы снежную крепость дома выстроили, забрали её с детишками. Устраиваем «лодку» – такая народная драма.
Колядуем неизменно.
Тайный праздник
Громадное скопление любителей «настоящего» праздника обнаружилось в ближайшем Подмосковье – на «тайной» Бакшёвской маслЯнице (как раз через «я»). Информация о том, где именно она проводится, имеется лишь в сети – в сообществе энтузиастов-поборников классической русской культуры.
На торжественной поляне нет гостей – все хозяева. Нет приглашённых аниматоров, и любой развлекается как желает.
Возможно побегать в хороводах, попеть и послушать песни, продемонстрировать собственную ловкость в прыжках через верёвку, сшибках, классических играх, покачаться на огромных качелях, заблудиться в чёрном снежном лабиринте, залезть на столб за призом, слепить снеговика, прокатиться с горы.
На поляне запрещена торговля: в текущем году организаторы отказались кроме того от продажи блинов – любой имел возможность приготовить их самостоятельно в блинной крепости. Но, чтобы пройти на поляну, заплатить всё-таки приходилось – песней, частушкой, пляской либо баранкой для ряженых.
С каждым годом программа праздника одинаковая: собравшиеся хором будят медведя, что прячет масленичное чучело в огромной четырёхметровой снежной крепости. По окончании того как воевода отдаёт приказ, самые отчаянные идут на штурм.
Остальные поддерживают нападающих снежками. Захваченное чучело сжигают под хороводы и традиционные песни.
Но, предсказуемость праздника никого не смущает: из года в год желающих «верно» встретить весну всё больше.
Гармонисты-провокаторы
Гильдия межэтнической журналистики резонно рассудила, что одной по-настоящему народной Бакшёвской масляницы на целый мегаполис очевидно мало, и решила заслать на «официальные» площадки собственный сугубо неофициальный «гармонь-десант».
В парк Неприятного, «Эрмитаж» и на ВДНХ выдвинулись «провокаторы» – опытные гармонисты, перед которыми была поставлена приятная задача: самим не скучать да вторых вовлекать.
Гармонисты Юрий Богатырёв, Александр Святослав и Соболев Шершуков,привыкшие трудиться на городских площадках лишь по окончании согласований с властями, заметно нервничали: как встретят их руководство и публика парков?
Их опасения были напрасными: гуляющий народ неформальное появление людей с гармонями воспринял «на ура»!
– Ой, как чудесно! Вот это я осознаю – выступление!
Где же вы раньше были? – пеняла Юрию в парке Неприятного москвичка, представившаяся бабой Лидой.
– А возможно вам песню заказать? Про Саратов и огни? – задавала вопросы в том месте же женщина лет 20.
В самый разгар импровизированного концерта на ВДНХ один из зрителей попросил у Александра гармонь да так вдарил, что все около ахнули. Выясняется, выросший в сибирской деревне, Николай, как и многие его земляки, гармонь освоил в ранней молодости.
– Кто прекрасно игрался, те весьма популярны были на селе, – радуется он.
И лишь в пафосном «Эрмитаже» собравшаяся около гармониста «из народа» плотная масса людей привела к тревожному интересу у администрации: охранник парка крутился около радостной компании и что-то шёпотом передавал по рации. Но, к гармонисту Святославу никто из организаторов официальных гуляний так и не подошёл.
Кто знает, возможно, страж порядка впечатлениями с приятелями, зазывая их кинуть неинтересную работу и влиться в искренний, развесёлый песенно-танцевальный марафон?
Вернуть праздник
Каждый год на проведение Масленицы лишь в одной Москве тратятся огромнейшие деньги из бюджета города, но вместо настоящего народного праздника обитателям мегаполисов как правило навязывают суррогат. Как ещё возможно назвать действо, подменяющее саму сущность классического гулянья, где любой может и обязан показать себя – и не только тем, сколько денег он выложит за блины да аттракционы?
Неслучайно так как в той же Москве стихийно набирает силу перемещение других официальным – районных праздников и дворовых. Всё больше людей желают вернуть себе праздник и не планируют мириться с ролью сторонних наблюдателей.
Они, подобно своим предкам, готовы быть участниками судьбы во всех её проявлениях, а также собственной весельем и энергией оказать помощь весне по-настоящему вступить в собственные права на родной почва.
В масленичных гуляньях принимали участие: обозреватели «НА» Ольга Богун и Ольга Переслегина и студенты «Школы межэтнической журналистики» А. Азимжанова, Р. Багаутдинова, М. Вахрушева, Е. Голенкова, А. Ефремова, З. Керимова, О. Когинова, Д. Милинтенкова, М. Михалева, В. Смирнов, Л. Шаляпина.
Проверка лайфхаков с Нутеллой | Годовой запас Nutella