Прикасаясь к будущему

Прикасаясь к будущему

Одно из основных чудес, даримых Новым годом, – чувство, что прямо на данный момент наступает Будущее. Провожая уходящий год, «АН» решили поболтать о литературе, для которой Будущее реально, – о фантастике.

Отечественный собеседник – мастер фантастики и фэнтези Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, создатель экранизированного «Ночного дозора», «Лабиринта отражений», «Рыцарей сорока островов» и другого, и другого.

Провидцы?

— Начнём с Жюля Верна – отца-основателя фантастики. Он обрисовал множество технических достижений будущего: самолёт, вертолёт, полёты в космос и а также на Луну, модернизированную подлодку, электрический стул И не только.

Недавно, в 1994-м, был издан его «затерявшийся» роман «Париж в двадцатом веке». В том месте обрисованы ксерокс, факс, видеосвязь, телевидение.

А также подобие компьютера: «Инструмент, чем-то напоминающий громадное пианино. Вы нажимаете на клавиши и в тот же час приобретаете эти любого характера, производите расчёты и различные операции».

Фантазёры уверены: Жюль Верн не предвещал, а пересказывал, поскольку побывал в будущем.

— Возможно, я вас разочарую, но Жюль Верн – никакой не провидец. Он великий популяризатор науки. Автор обожал её, пристально смотрел за ней и старался как возможно бросче представить успехи прогресса.

Всё, что он обрисовывал, – следование тогдашним тенденциям, научным прогнозам. Где-то это выглядит смешно, кроме того нелепо.

Его летательные аппараты – огромные посудины со множеством вертикально вращающихся винтов. И не современных вертолётных винтов, а чуть ли не архимедовых.

По причине того, что в ту пору это считалось возможностью воздухоплавания. Неожиданных фантастических идей у Жюль Верна не было. Кроме того то, что вы процитировали по поводу подобия компьютера, – это развитие существовавших идей о механических счётных автомобилях.

Мысли о передаче изображения на расстоянии (вычисляйте, о телевидении и видеосвязи) в то время также озвучивались.

Показателен таковой эпизод. В «Двадцать тысяч лье под водой» автор вооружил подлодку «Наутилус» бивнем – она топила вражеские суда тараном.

Через чур отсталая разработка для тех времён. Практически в сутки выхода книги Жюль Верн прочёл о появлении разработки торпед, о том, что это будущее морского боя. В панике он пробовал скупить целый вышедший тираж, но не получилось.

Как раз вследствие этого он позднее ввёл в «Загадочный остров» старенького капитана Немо на старенькой подлодке, которая как раз торпедой взрывает пиратский корабль. Эта сцена в романе смотрится совсем чуждо, она нужна лишь чтобы оправдаться: смотрите, у капитана Немо были торпеды!

— А что сообщите о «русском Жюле Верне» – авторе «Человека-амфибии» Александре Беляеве?

— С одной стороны, Беляев шёл по стопам Жюля Верна, также был красивым популяризатором. Но, иначе, иногда выдавал более храбрые прогнозы. В «Вечном хлебе» предугаданы биотехнологии, разрешающие создавать неестественную пищу, – чем не булки из бургеров? (Смеётся).

А во «Мистере и» Властелине «мира Хохоте» обрисовано управление сознанием людей.

Но в случае если сказать о том, кто более вторых заслуживает звание отца-основателя фантастики, то это Герберт Уэллс. Большинство тем фантастического жанра заложено им.

Путешествия во времени. Войны с инопланетянами. Негуманоидные цивилизации, устроенные по типу насекомых.

Он первым обрисовал ядерную войну – до изобретения атомного оружия. А его роман «Остров врача Моро» (об опытах превращения животных в зверолюдей – Ред.) был написан до научного прогнозирования аналогичных биотехнологий.

Для начала XX века фантазия Уэллса была совсем немыслимой, не укладывалась ни в какие конкретно рамки.

— Кир Булычёв, «папа» Алисы Селезнёвой, в один раз увидел, что ни один фантаст не предвидел двух изобретений, перевернувших быт человека. Это мобильный телефон и персональный компьютер.

— Не соглашусь. Практически пару дней назад я наткнулся на цитату какого-либо советского автора 50-х, где описывалось устройство называющиеся что-то наподобие «универсального блока» (в Советском Альянсе, в большинстве случаев, заглавия давались весьма неуклюжие). Устройство для аудио- и видеосвязи, для чтения книг, для просмотра фильмов

— Смартфон!

— Смартфон либо планшет, обрисованный в полной мере совершенно верно, разумно. В чём фантасты ошибались, так это в том, что все эти коммуникаторы они настойчиво сажали на руку – в форме браслета.

В реальности попытки сделать часы-телефон заканчивались ничем, потому, что это некомфортно. Сейчас возможно за забавные деньги купить такое произведение китайских мастеров, но оно никому не требуется.

Кроме этого никто не предвидел самой совокупности сотовой связи, технологии перехода информации с соты на соту.

Одновременно с этим имеется масса вещей, предугаданных фантастами. К примеру, Артур Кларк ещё до запуска первого спутника в собственном романе обрисовал геостационарные спутники связи.

Позже он то ли шутил, то ли сокрушался: «Оформил бы патент – стал бы миллиардером». А у Стругацких был обрисован аналог Интернета – БВИ, Громадный Вселенский в первых рядах.

Дабы делать правильное научное предвидение, фантаст обязан прекрасно разбираться в данной сфере науки. Другими словами это должен быть учёный, пописывающий фантастику. Такое видится редко.

К примеру, Иван Ефремов, будучи геологом, предвидел открытие месторождений алмазов в Якутии. Предсказание?

Да, но основанное на имевшихся данных.

Восстание автомобилей

— Ещё одна тема фантастики – ИИ. Тут стоит выделить Айзека Азимова с его Тремя Законами Робототехники, перекочевавшими к вторым писателям.

В базе этих законов лежит благо человека. Но роботы Азимова приходят к «нулевому закону»: в случае если того требует благо человечества, возможно творить зло. Блокбастеры «Матрица» и «Терминатор» – о том же, о восстании автомобилей.

Всё это досужие измышления либо мы в самом деле стоим перед таковой опасностью?

— Я уверен, человечество создаст неестественный разум. Быть может, через какие-то 10-15 лет.

Станет ли он враждебен человеку? Вряд ли, поскольку он будет не человеческим, основанным на совсем вторых правилах. агрессия и Человеческая конкуренция в основном побуждаются чувствами, амбициями и лишь в последнюю очередь мыслями безопасности.

У неестественного разума возможно потребность в собственном расширении, распространении, в космической экспансии. И люди для этого совсем не помеха – скорее, союзники.

Какие конкретно у неестественного разума основания для конфликта с нами?

— У Азимова роботы решают лишить людей свободы, дабы обезопасить их.

— Чисто литературная теория. Неестественное создание хорошего Всевышнего, что заботится о людях и должен время от времени быть манипулятором, проявлять жестокость. В случае если ссылаться на Азимова, то давайте отыщем в памяти: это не прошло для его роботов бесплатно.

Их сознание выяснилось уничтожено, потому, что они не смогли доказать себе логически, что вправду совершают благо.

— В случае если человечество идёт к созданию неестественного разума, то, получается, все предостережения фантастов бессильны.

— Не бессильны, а крайне полезны. Фантастика даёт широкий спектр вероятных событий. Надеюсь, в то время, когда учёные близко подойдут к созданию ИИ, будет организована особая группа, которая перелопатит всю фантастику и предоставит учёным выжимки.

А учёные пристально их изучат: так, это чушь, это также чушь, это по большому счету полная ерунда стоп, а вот это весьма интересно, давайте об этом задумается.

От Толкина к Лукьяненко

— Поболтаем о Джоне Толкине и его «Властелине колец». В случае если фантастика – это обычно взор в будущее, то фентези Толкина – тоска по прошлому.

Он был религиозным католиком, обожал мифологию, больше любил велосипед чем автомобиль, а его хоббиты принципиально отвергают индустриализацию, что стала причиной у писателя сожаление.

— Во «Властелине колец» имеется тоска по пасторальности, по хорошей-ветхой Европе. Но всё-таки это не призыв к отказу от индустриализации.

Прежде всего это социальный опыт по конструированию целого мира – со собственными всевышними, грехопадения и своей историей творения, со собственными народами. Необычный аналог земной цивилизации, но вовсе не её копия.

— Кто-то вычисляет Мордор, населенный злыми орками, изображением Фашисткой германии. Кто-то – изображением СССР либо собирательным образом Востока, угрожающего Средиземью-Европе.

Не смотря на то, что сам Толкин написал конкретно: «Что касается разнообразные подтекста, положенного автором: его нет. Книга не есть ни аллегорической, ни злободневной».

— Я полностью уверен, что доктор наук не подразумевал никаких карикатур на Гитлера либо Сталина. Читатель постоянно находит какие-то аналогии.

По окончании выхода фильма «Ночной дозор» его режиссёр Тимур Бекмамбетов продемонстрировал мне письмо от какого-либо объединения ветеранов МВД. В том месте говорилось что-то наподобие: «Благодарю вас за фильм, мы также уверены, что эти подлецы-капиталисты, выпивающие кровь несложного народа, должны быть сурово наказаны».

Забавно, согласитесь. Так же и с Толкином.

При жажде возможно углядеть в Мордоре хоть Третий Рейх, хоть СССР, хоть современную Америку с её внешней политикой.

— Многие осуждают творчество Толкина за функцию «побега», эскапизма. Тут хочется отыскать в памяти ваш «Лабиринт отражений», в котором любители виртуальной реальности перестают отличать её от действительности настоящей.

— Да, мой роман во многом навеян толкинисткой тусовкой. Я обожаю «Властелина колец», но к данной тусовке постоянно относился с иронией.

В то время, когда люди на полном серьёзе выстругивают себе клинок, плетут кольчугу, учат эльфийский язык, уходят куда-то тусоваться под эльфийскими именами и пропадают из судьбы, я считаю это глупой растратой времени и сил. Человек всецело погружается в книгу и не выныривает, кроме того закрывая её.

Но это разговор не об эскапизме как таковом, а о его крайностях. Сам по себе эскапизм – функция не только фантастики и фентези, но и литературы по большому счету. мира «и Чтение Войны» – также побег из отечественной действительности в эру войны с Наполеоном.

— Основной исторический посыл у Толкина – роль мелкого человека в истории. Победа хороша зависит не от сильных, которым подвиги даются легко, а от не сильный крестьянина-хоббита, находящего в себе мужество для борьбы.

У вас в «Ночном дозоре» яркий волшебник Антон, сыгранный в фильме Константином Хабенским, также не искал себе геройской доли. Он самый простой человек.

— Сравнение частично уместно, но основное в «Дозорах» второе. Антон ни при каких обстоятельствах не побеждает за счёт волшебства – любой раз его победа обусловлена верным морально-этическим выбором.

Говоря легко, сущность «Дозоров» в том, что правда посильнее волшебства, человечность посильнее чуда. Обычно Антон должен выбирать меньшее из двух зол. У него имеется правило: не выполнять необратимых поступков.

Весьма хороший жизненный принцип, я считаю.

Прогнозы не о технике

— Стругацкие – неоспоримые фавориты русской фантастики, так?

— Они классики, они известны, они во многом породили отечественную фантастику. Но читательский интерес, скажем честно, уже не тот. Меня это весьма печалит, но нынешнее поколение 20-летних просматривает их мало.

А вдруг просматривает, то недоумевает: «Нам нравятся ваши книги и мы не понимаем, что вы находите в Стругацких». И самое печальное: этого мнения придерживается не только молодёжь, но и многие представители старшего поколения, от которых зависит принятие ответов.

в один раз с подачи одного продюсера мы с моей командой написали сценарий первой серии телефильма по роману Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (я ни при каких обстоятельствах не тружусь над сценариями по чужим произведениям, но тот случай был честью для меня). Продюсер, окрылённый, побежал по всем отечественным каналам.

Ответ везде был одинаковый: «Ну кому это на данный момент необходимо?» Лишь один канал показал интерес. Один из его начальников весьма по-хорошему нас принял и сообщил: «Мне весьма понравились первые десять страниц, сделайте всё в таком духе». – «Стоп, – сообщил я. – Первые десять страниц – это не Стругацкие.

Это то, что мы дописали с целью осовременить произведение, перенести действия в отечественный мир». – «Может, тогда и не нужно Стругацких?» – внес предложение он. – «Как же?! – не осознавал я. – Их фамилия привлечёт зрителя!» – «Не привлечёт. Я попросил собственного 12-летнего сына – он весьма умный мальчик – почитать Стругацких.

И сын заявил, что это сейчас никому неинтересно».

— Прекрасно, что всё-таки заметил свет фильм Германа-старшего «Тяжело быть всевышним». Довольно часто говорят, дескать, данный роман Стругацких об СССР: средневековая планета гуманоидов – советское тоталитарное общество, а инкогнито живущий среди них человек с прогрессивной Почвы – коммунистический интеллигент.

— На мой взор, достаточно «демшизовская» трактовка (смеётся). Роман, скорее, посвящён вопросу о том, возможно ли навязывать вторым собственную идеологию.

Возможно ли с синтезатором и мечом «Мидас» под мышкой пойти в неразвитое общество и превращать его в развитое? Либо окажется то же самое Средневековье, но с более подвинутым оружием, и мясокрутку люди начнут использовать для пыток?

— Эта проблематика у Стругацких появилась оттого, что США и СССР вооружали страны третьего мира?

— Вероятно. И события Чехословакии тут замешаны. Пишут, что изначально у Аркадия была идея написать развесёлую вещь про мушкетёров со приключениями и звоном шпаг. Но позже, по окончании танков в Праге, Борис привнёс в произведение критический взор.

Запрещено подтолкнуть развитие общества, дав ему какую-то технику либо какие-то идеи. Общество должно само выстрадать переход с одного этапа развития на другой.

— Как в «Собачьем сердце» Булгакова. Также в собственном роде фантастика.

— Кстати, любителям Стругацких советую современного автора – Константина Крылова (пишет фантастику под псевдонимом Михаил Харитонов, что не секрет). на данный момент он публикует в Сети собственный громадный роман называющиеся «Факап». Воздействие происходит в мире «Полудня»: использованы персонажи «Тяжело быть всевышним», «Жука в муравейнике» и без того потом.

Вскрывается подноготная всех событий мира Стругацких. Не пологаю, что они бы одобрили это произведение, но однако оно весьма любопытное.

Написано с позиции мизантропии, неверия в доброту людей. Под всеми событиями обнаруживаются зависть, похоть, эгоизм, властолюбие.

— А ведь у Стругацких Почва будущего населена красивыми людьми. Имеется вывод, что «Полдень» был написан в пику «Туманности Андромеды» Ефремова, где люди ненатурально совершенны.

По Стругацким, все люди будущего станут такими, как лучшие представители человечества отечественных дней. Другими словами люди будущего живут уже на данный момент.

— Вправду, Стругацкие ввели в прекрасный мир будущего живых людей, и всё это у них исправно функционировало. Не совсем верилось, что все люди такие хорошие, но хотелось верить.

Страдания людей стали разрешаться силой разума. Приблизительно в таком духе: «Она обожает его, а не меня.

Но он хороший юноша, красивый техник по выращиванию питательных водорослей – он заслуживает любви данной дамы». Замечательно, но не совсем убедительно.

Лишь для утопии подходит. И в случае если раньше данный мир – этакий шестидесятнический коммунизм – воспринимался как желанный, то на данный момент никто на подобное не рассчитывает.

— Кроме того в красивом мире «Полудня», в частности в романе «Жук в муравейнике», сотрудник разведслужб должен совершить убийство. Не смотря на то, что должен ли?

У него нет металлических доказательств, что данный субъект непонятного происхождения опасен для человечества.

— Малоизвестное постоянно будет приводить к. Забавно, что сейчас «Жук в муравейнике» воспринимается необычно – возможно, вопреки плану Стругацких. Не забывайте эпиграф к роману, детский стишок? «Находились животные около двери. В них стреляли, они умирали».

Кто-то в сети дописал к нему четверостишье. Дословно не отыщу в памяти, но суть таковой: мы сделали вывод, что стрелять в них не нужно, открыли двери – и животные всех поубивали.

Такая версия событий в полной мере резонна.

— Борис Стругацкий сказал в интервью, что персонаж Абалкин в конечном итоге не воображал угрозы.

— При всём уважении к автору мы не можем опираться на его вывод. Мы можем опираться на текст романа. Исходя из текста, я также убил бы Абалкина, в то время, когда он бежал к предполагаемому детонатору.

Потому, что события давали все основания думать, что им руководит некая программа.

— Вы сообщили, такое прочтение стало более актуальным. Из-за разрушения СССР и жажды весов приписать это неким неприятелям?

— Да, но не только. Весёлые крики, что все люди – братья, совсем в противном случае звучат сейчас, в то время, когда террористические акты, в то время, когда наплыв мигрантов, в то время, когда культурно-религиозное лицо Европы изменяется до неузнаваемости.

Неслучайно ультраправые в том месте становятся всё популярнее. Думаю, достаточно не так долго осталось ждать мы заметим откат Европы назад – подальше от толерантности.

— В данной связи вспоминается «Возвращения со звёзд» Станислава Лема: храбрецам ставили прививку, лишавшую их возможности сопротивляться. Чем не толерантность?

— Да, делать социальные прогнозы фантастам в большинстве случаев удаётся кроме того лучше, чем научные. Будущее у Лема, на первый взгляд красивое а также утопическое, в итоге оказывается совсем не благостным, а люди теряют большое количество собственного, человеческого.

— Новую интерпретацию в последнее кроме этого приобретает роман Роберта Хайнлайна «Свободное владение Фарнхэма», где нарисовано будущее, в котором белые – рабы, а господствуют мусульмане и негры. Тогда он воспринимался как левый, антирасистский, а сейчас – как ультраправый.

— Зная биографию Хайнлайна, я не пологаю, что данный роман был картиной шиворот-навыворот, призванной продемонстрировать, как не хорошо угнетать негров. Трактовать книгу по-второму в Америке не могли, в противном случае было нужно бы признать страшную вещь: Хайнлайн негров не обожает.

Да, его роман «Луна – ожесточённая хозяйка» (о войне лунных колонистов за свободу – Ред.) наполнен идеями либертарианства и анархизма. Но «Звёздный десант» (роман о мире, где правят армейские – Ред.) скорее характеризует его как приверженца ультраправых взоров.

Мне думается, «Свободное владение Фарнхэма» было как раз предостережением.

И опять Украина

— В «Гай-до» Кира Булычёва продемонстрировано общество, где людей заставляют носить маски с нарисованными ухмылками. На какую страну намёк?

— Да кто ж его знает. Был период, в то время, когда Кир Булычёв писал весьма верные по-советски вещи.

Был период, в то время, когда он подтрунивал над СССР. Учитывая время написания «Гай-до», возможно высказать предположение, что это была пародия на СССР, фига в кармане.

К сожалению, в 90-е многие писатели пинали мёртвого льва, вытирали ноги о труп СССР. Быть может, что и Кир Булычёв поддался этому искушению. У советского строя хватало недочётов, за каковые его возможно было ругать.

Тогда казалось, что повальная идеологизация – свойство как раз СССР. А на данный момент эти радующиеся маски Булычёва смогут смотреться приметой западного общества, где тебе все радуются, а за этими нарисованными ухмылками – ничего.

— В другом произведении Булычёва людям стёрли память, и они погрузились в мрачное Средневековье.

— Булычёв как историк замечательно осознавал проблему утери исторической памяти. В случае если разбираешься в истории, в случае если знаешь, через что прошли те либо иные страны, многие события современности становятся значительно понятнее.

К примеру, события в нынешней Украине имеют собственные аналоги. Всё это уже было-было-было, все эти смуты, все эти войны.

Историю забывать запрещено, она оказывает помощь избежать неточностей.

— Кстати, большое количество писали о том, что вы запретили переводить ваши книги на украинский.

— В то время, когда пара украинских фантастов стали деятельно ругать Россию, я высказал им приблизительно следующее: «Имейте совесть. Вы пишете на русском и публикуетесь у нас. Будьте последовательны.

В случае если поносите Россию – не публикуйтесь тут. Я вот на Украине не печатаюсь и переводить собственные книги на украинский не разрешу».

Это была фигура речи, по причине того, что русскую литературу на украинский не переводят – её в том месте просматривают на русском. Главным языком чтения и общения на Украине был и остаётся русский язык.

— Дмитрий Быков заявил, что Донбасская война – это война фантастов. Мол, фантасты перешли от литературного построения нового мира к практике.

— Министр МВД Украины Арсен Аваков в своё время организовывал в Харькове съезды любителей фантастики. Я на них бывал и с Аваковым знаком.

Бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков писал фантастику. Имеется и другие писатели-фантасты – с обеих сторон конфликта.

Но с тем же основанием эту войну возможно назвать войной парикмахеров, войной сантехников – да чьей угодно. Фантасты вовсе не планируют построить в том месте собственную фантастическую республику.

Не Голливуд

— Из-за чего в Российской Федерации не снимаются фантастические блокбастеры патриотической направленности? Казалось бы, на данный момент благоприятная для этого воздух.

— Продюсерам не достаточно отваги для борьбы с Голливудом. Опасаются вкладывать деньги.

Несложнее снять комедию, которая гарантирует прибыль.

— В 90-е годы в Российской Федерации был популярен фантаст Юрий Петухов. В его эпопее «Звёздная месть» изображён XXV век.

Главный герой – русский православный космодесантник Иван. Российская Федерация – в первых рядах планеты всей.

И не только из-за материальной мощи, и вследствие того что она «обитель Духа».

— Целиком и полностью разделяю грезы, что в XXV веке Российская Федерация окажется в первых рядах всех и отечественные космодесантники также. Но певцов условной Русской Космической Империи среди фантастов большое количество.

И, в случае если сказать о литературном уровне, из этого направления я бы скорее советовал Василия Головачёва, Александра Зорича, Романа Злотникова.

— Кстати, о литературном уровне. Признаётся ли фантастика полноценной частью литературы?

— По-различному. В своё время Неприятный, далёкий от фантастики, получал чуть ли не у Ленина, дабы Уэллса заявили классиком (затем стало нельзя купировать его тексты).

Нобелевскую премию фантасты не получали, но она уже давно даётся в основном за идеологию, за политику. Деление современной литературы на беллетристику и высокую литературу я всерьёз не принимаю, по причине того, что приоритеты расставляет время.

А вдруг сказать утилитарно, то тираж моей книги – 100 тысяч, а тираж кого-нибудь современного «громадного писателя» – три тысячи.

— Сергей, а не пора ли вам предъявить авторские претензии Голливуду? В «Матрице» узнаётся ваш «Лабиринт отражений», в «Константине» с тем же Киану Ривзом – ваши «Дозоры», в «Бегущем в лабиринте» – ваши «Рыцари сорока островов».

— Одинаковые сюжеты рождаются в различных головах независимо друг от друга. В студенческие годы я придумал сложный, умный сюжет. Весело поведал его привычной девушке. Та засмеялась и сказала мне, что он уже использован в рассказе одного советского писателя.

Я прочёл – вправду, один в один!

— Оказалось как с Остапом Бендером. «И лишь утром утром я внезапно отыскал в памяти, что данный стих уже написал А.Пушкин»

— В том-то и дело, что я не отыскал в памяти, потому, что ранее этого рассказа не просматривал. По большому счету, согласно точки зрения некоторых читателей, все собственные книги я у кого-то списал. Идеи носятся в воздухе.

Неслучайно плагиатом считается воровство текста, а не идей. Мысль не может быть предметом авторского права, в противном случае бы мир имел пять-шесть книг. Один чеченский создатель сравнительно не так давно объявил, что Кэмерон похитил у него сюжет для фильма «Аватар».

Звучит достаточно смешно.

— И напоследок. Какого именно будущего захотите нам на Новый год?

— Будущего без апокалиптических картин в духе «Сумасшедшего Макса», столь любимых некоторыми режиссёрами и писателями. Будущего, о котором грезили советские и американские фантасты 1960-х годов.

Будущего с наукой, конфликтом и космическими полётами хорошего с лучшим.

#128145;Дорама Касаясь тебя#128149;I’m Going to Touch You [2016]#128149;Touching You#128150;If I Lose Myself#128150;


Читать также:

Читайте также: