Полковник северного флота
Российская Федерация осталась без единственного пилота, талантливого в ночной тьме посадить самолет на палубу авианосца.
Храбрец России и заслуженный летчик-испытатель Сергей Мельников был многогранен. Его постоянно мучила жажда скорости.
Горные лыжи – скорость. Свирепый спортбайк от БМВ – скорость. затяжные прыжки и Парапланы с парашютом – скорость.
В покорении скорости на известных истребителях Сухого он добрался до самых вершин.
В то время, когда Сергей сидел за рулем простого автомобиля, его пассажиры испытывали стресс, переходящий в восхищение. Как на аттракционе «американские горки» – думается, столкновение неминуемо, но внезапно перемещение длится в том же безумном ритме.
Граница его возможностей так превышала пределы для простых людей, что в глазах окружающих он казался Всевышним, которому подвластно все. В действительности он был одарен каким-то особенным чутьем той грани, за которую заступать запрещено.
Шумахер русском авиации. А вот на лыжах и на параплане за грань заходил, по окончании чего многие его запомнили на палках.
Но из принципа возвратился через год на Чегет, в горы, и повторил полет, уже без последствий для ног.
Тысячи людей много раз слышали его голос – он комментировал полеты на космических салонах МАКС в Жуковском.
К слову об авиасалонах. Тогда как многие испытатели и именитые пилоты в начале 90-х увлеклись показами достижений отечественного авиастроения на зарубежных площадках, Сергей Мельников отправился на Северный флот, куда по окончании развала Альянса «сбежал» из теплого и комфортного Севастополя единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов».
Три года он безвылазно сидел на корабле, учил садиться на палубу тяжелый перехватчик Су-27К (потом Су-33). «К» – свидетельствует «корабельный». Мельников и сейчас рекордсмен по посадкам на авианесущий крейсер – практически 300 раз он «прибивал» самолет к палубе корабля.
Параллельно подтягивал к собственному уровню армейских летчиков. Им была создана особая методика подготовки летчиков авиации ВМФ.
В том месте он и взял почетное звание «народный полковник». В действительности Сергей в армиях долетался до звания лейтенанта . По окончании поступления в школу летчиков-испытателей в ЛИИ им.
М.М. Громова погоны было нужно снять.
Техника приземления на палубу кардинально отличается от посадки на простой аэропорт. Несмотря на шторм, порывы ветра, а иногда и качку, самолет нужно жестко «приложить» о палубу в совсем определенном месте.
В противном случае гак (крюк) под хвостом самолета не успеет зацепиться за трос аэрофинишера, что находится в 40 метрах от среза палубы. Протяженность посадочного участка полетной палубы всего-то 205 метров, ширина – 26.
А скорость захода на посадку – 240 км/ч. Летчик испытывает суперстресс – сперва нужно «попасть», позже почувствовать удар о палубу, от которого трещат позвонки.
Не только пилоты, но и самолеты палубной авиации изрядно отличаются по конструкции от сухопутных братьев: усиленные стойки шасси и элементы планера.
По словам летчика-испытателя КБ «Сухой» Виктора Пугачева, американские пилоты, пока служат на авианосцах, кроме того на земле практикуют морской метод приземления – дабы довести до автоматизма особенную технику пилотирования. По окончании промаха существует два выхода – форсаж, повторная попытка и набор высоты.
В случае если скорости не достаточно, турбины не успевают выйти на самолёт и взлётный режим проваливается – катапультирование. А дорогущая техника отправляется на дно.
Мельников испытывал и отрабатывал методику посадки Су-33 в 6-балльный шторм. Гражданский летчик Сергей Мельников первым поднял истребитель в открытом океане.
Мельников всегда был палочкой-выручалочкой палубной авиации. В 1995 г. «Адмирал Кузнецов» подготавливался к дальнему походу.
Дотянули до наступления полярной ночи. В итоге он и еще один подготовленный для ночных посадок на корабль пилот перегоняли военные машины на авианосец.
Позже по окончании похода снова неприятность – на поврежденной «сушке» нужно было перелететь с палубы на береговой аэропорт. Корабль уже стоял на рейде.
Было нужно взлетать со «стопа», не смотря на то, что правильно, взлет самолетов палубной авиации осуществляется на полном ходу корабля, к тому же против ветра. При старте на счету любой километр скорости.
Мельников на неисправной машине с течью керосина из крыльевого топливного бака взлетел и выполнил задачу.
В позапрошлом году, как неизменно «неожиданно», наступила полярная ночь. И снова Мельников, уже в одиночестве, перегонял на крейсер четыре самолета.
По две автомобили за полетный «сутки». Не считая Сергея, в стране не нашлось пилотов, талантливых посадить «в ночи» самолет на палубу.
Сергей Мельников совершил еще одно чудо. Десять лет назад доктора нашли у него раковую опухоль. Внесли предложение операцию и отстранили от летной работы. Но он собрал деньги и отправился на Тибет, в горы.
Позже были шесть лет тренировок, борьбы с собственным организмом. Первыми сдались армейские медики. Как говорит Виктор Пугачев, те пошли на храбрый ход и допустили Сергея к полетам.
И он снова будто бы ничего не случилось поднялся в небо, обучал в рамках зарубежных контрактов полетам на Су-30МКИ военных летчиков Алжира, Индонезии, Малайзии. Совершил неповторимые опробования по дозаправке в воздухе отечественных истребителей от танкера НАТО КС-130 «Геркулес».
Как говорят его коллеги – «За эти два-три года он большое количество наработал».
Мельников ненавидел серость. Тёмное и белое – да. Плюс обостренное эмоцию справедливости. И феерическое чувство юмора – имел возможность двумя-тремя смешными рассказами мгновенно снять напряжение в коллективе.
Кроме того с гаишниками, не обращая внимания на собственные дорожные «подвиги», легко ладил – пара искрометных баек, и права снова в кармане. И в то время, когда показались заголовки «Компания «Сухой» с прискорбием информирует, что по окончании серьёзной и продолжительной болезни, на 52-м году судьбы, скончался узнаваемый летчик-испытатель Сергей Николаевич Мельников», в это выяснилось тяжело поверить. Уже давно, глядя на Сергея, тяжело было представить, что заболевание все же смогла победить его немыслимую скорость
В Сирии погиб комбриг морской пехоты Северного флота