Авиаторы спасают флот

Большая часть надводных судов развитых государств оснащены газотурбинными силовыми установками (ГТУ). СССР входил в тройку монополистов-производителей данной сложнейшей техники.

Но в 1991-м настал час икс, и монополистом стала Украина.

Суда-невидимки

До 2014 года украинское госпредприятие НПК газотурбостроения «Зоря»–«Машпроект» исправно поставляло новые агрегаты и ремонтировало двигатели судов, стоящих на вооружении российского ВМФ. И вот благостный для отечественных государственныхы служащих порядок упал – суда строим, а движков нет.

Хуже того, из-за износа двигателей поднимаются на ремонт строевые боевые суда, которым сейчас самое место не у заводской «стены», а где-нибудь в Средиземноморье и других океанах и морях – внешних угроз в адрес России предостаточно, защищать интересы страны нужно.

Корветы, фрегаты, эсминцы, крейсеры – все с украинскими (просматривай – зарубежными) двигателями. Поднимать вопрос, из-за чего рулевые индустрии проспали эту угрозу, бессмысленно.

Решения, что следует сделать собственные, принимались ещё в середине нулевых, деньги осваивались, итог известен. Расхождение слов (распоряжений) с делами налицо. Та же история происходит в других отраслях.

Где Ту-334 и Ил-114? Из-за чего гражданская авиация оседлала «Боинги» и «Эрбасы»? Про станкостроения и элементную базу радиоэлектроники по большому счету сказать стыдно. Так и хочется подпевать Сергею Трофимову: «Дядя Вова, где посадки?

Колыма вскопала грядки, и засеять огород требует целый честной народ» Помошник премьер-министра Дмитрий Рогозин носится по фирмам Оборонно-промышленного комплекса и увесистыми пинками стимулирует «действенных» менеджеров. По окончании чего сроки сдачи некоторых изделий, среди них и для судов ВМФ, возвращаются из туманного далёка во в полной мере осязаемый этот год.

К примеру, в случае если долгожданные ГТУ для новых судов Рыбинское НПО «Сатурн» всего полгода назад давало слово сдать на опробования в 2018-м, то на данный момент уже грозятся предъявить в конце 2016 года. Прогресс налицо.

Авиаторы спасают флот

Фрегат «Ярослав Умный». Фото ТАСС

Двигатель фрегата. Фото ОАО ПГ «Новик»

А что же делать с судами из боевого состава флота? В феврале прошлого года на базу Балтфлота по окончании 196-дневного похода возвратился по-новому – фрегат, а по-ветхому – корабль «Ярослав Умный». За кормой – Средиземное море, Индийский океан, пираты Аденского залива.

И вышедший из строя один из двух форсажных двигателей ДО-90. Без него полный движение корабля неосуществим.

Вот он и стоит, ожидает силовую установку, таковой вот корабль-невидимка. В морях его не видно.

Конструкторской документации по двигателям нет, она в Николаеве. Оснастка, обвязка, своеобразный инструментарий – в том месте же.

Китайский путь тупого копирования заблаговременно провальный – материалы, элементы и агрегаты корабельных газотурбинных двигателей развивались «Зоря»–«Машпроектом» с 1948 года. Но эксперты из промышленной группы «Новик», победившей тендер на ремонт множества судов отечественного ВМФ, выход нашли – отправились к авиационным двигателестроителям в Самару.

Неремонто-пригодное –отремонтировать

Из-за чего «Металлист-Самара»? Предприятие трудится с газотурбинными двигателями – раз. Обладает кучей разработок, кадрами и производственными площадями – два.

Производством руководят Юрий Елисеев, суперпрофессионал авиационного двигателестроения, и главный конструктор Дмитрий Федорченко, ещё один непререкаемый авторитет-двигателестроитель. И, что важно, «Металлист» не входит ни в одну государственную корпорацию, это частное предприятие – «действенные» менеджеры тут отсутствуют как класс.

По окончании проходной встречают самые узнаваемые изделия самарского предприятия. Спаренная зенитная установка ЗУ-23 сейчас одна из самых популярных на Ближнем Востоке: поставил в кузов пикапа «Тойота» либо «Мицубиси» – и готова мобильная скорострельная огневая точка, 2 тыс. выстрелов в 60 секунд.

У нас её прекратили производить десятилетия назад, но множество государств подхватили темп выпуска. Снаряды для неё делают кроме того в Финляндии и Швейцарии.

Тут же камера сгорания самых известных «экспортоориентированных» отечественных ракетных двигателей – РД-180. Это для ракетоносителя «Атлас» (США).

Она же РД-170, 171 – комплекс «Энергия-Буран».

Но основная изюминка – сложнейшие форсажные камеры двигателей НК-32 и НК?25, каковые установлены на сверхзвуковые стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-22М3. Завораживающая паутина!

Тут пять контуров, коллекторов, каковые регулируются по отдельности. Возможно руководить мощностью форсажа, дозаторы – на любой коллектор собственный. Так достигается экономия горючего, растёт дальность, что для Дальней авиации наиболее значимый фактор.

Дабы таковой «узор» из трубочек был работоспособен, потребовались тысячи опытов – хрупкие на вид подробности должны функционировать в чудовищно жарких условиях раскалённого газового потока. Может появиться детонационное либо виброгорение, каковые приводят к взрыву.

Масса мелочей, и все должны быть взаимоувязаны и сбалансированы, дабы трудиться гарантированно надёжно. Завод освоил эти камеры в первой половине 80-ых годов XX века.

Старьё? Ещё сравнительно не так давно двигатели истребителей Су-27 имели всего один контур – форсаж либо имеется, либо его нет.

Сейчас, действительно, на двигателях для новых типов «Сушек», похожие ответы также применили. Вероятнее, эта демонстрация разработок и сыграла решающую роль в принятии ответа ПГ «Новик» осваивать ремонт корабельных двигателей на «Металлисте».

«Украинские судовые двигатели – совсем новое для нас направление», – говорит главный конструктор «Металлист-Самара» Дмитрий Федорченко и несуетливо отвечает на вопросы.

– Сложная конструкция?

– Очень неремонтопригодная. Сделана как одноразовая.

– И что?

– Разобрали, отремонтировали и собрали. На мой взор, в том месте очень многое возможно поменять.

– Как же на судах, в дальних походах с ними корабельные механики справляются?

– Корабль не самолёт – не упадёт, а турбин в том месте пара, – и резюмирует: – В том месте, в Николаеве, конструкторы хорошие специалисты. Легко школа вторая.

Авиационная идея по большому счету вещь увлекательная и материальная. Вспоминаю двери в СНТК им Н.Д. Кузнецова.

Установленные под маленьким наклоном, конусно, весьма легко раскрываются и под собственным весом закрываются. Не требуется никаких ломких доводчиков, прочей дребедени и пружин.

Задаю вопросы, из-за чего так не делать везде? В ответ лишь саркастический хохот.

И никто не запатентовал – говорят, «так издревле было».

Досье «АН»

Импортозамещение по-императорски

Промышленная несколько «Новик» названа в честь эскадренного миноносца типа «Новик». Головной корабль серии был принят в состав флота в 1912 году. Эпохальный корабль, пример для подражания всеми кораблестроителями мира, выстроен в 30 экземплярах и закончил работу в 50-х.

Первый отечественный корабль с паротурбинной силовой установкой, трудящейся лишь на жидком горючем. Большая скорость и сейчас внушает почтение – более чем 37 узлов (практически 70 км/ч). Двигатели для головного корабля серии произвели и установили в германском Штеттине.

Как выкручивались корабелы Путиловской верфи с началом Первой Мировой? По всей видимости, импортозамещали.

И к чести русской инженерной школы совладали с задачей в малейшие сроки. Подданные кайзера, нужно сообщить, также были не лыком шиты – скопировали «Новик» и выстроили 8 эсминцев этого типа.

И без того вышло, что именно первому «Новику» в августе 1915 года было нужно вступить в бой с двумя потомками, германскими эсминцами V-99 и V-100. V-99 был повреждён артиллерийским огнём «Новика», попал на мины, выбросился на берег, и был совсем стёрт с лица земли экипажем.

Основное – школа

Что такое школа – от главного конструктора до квалифицированного рабочего? Представьте себе один из просторных и ярких цехов «Металлиста». Около вертикально поставленного элемента двигателя медлено, как в старом танце, двигаются два мастера:

– на данный момент мы изделие «Р» второго этапа собираем (НК-32 для стратега Ту-160. – Прим. ред.). Время от времени и кувалдометр используем – видите, трубка кривая, нужно ей размер исправить.

В том направлении миллиметр – ко мне полмиллиметра.

Тут же, на обвязке, торчат необычные палочки. Задаю вопросы:

– Эти операции прописаны в руководствах?

– Нет, мы для себя ставим, позже уберём. Располовинили, дабы позже зазор убрать.

Серёг, это мы ещё в каком году придумали так делать, – ритуально обращается к напарнику: – В 85-м, что ли?

– А что же конструкторы?

– КонструкторА они такие. Вы что думаете, они всё сходу и заблаговременно знают?

«Мама дорогая!» – поразмыслил я. Не приведи Господи, уйдут эти носители умений и знаний – кто будет снабжать стратегический паритет?

Тут же стоят отремонтированные камеры сгорания компании «Сименс» – квалификация отечественных рабочих, оказывается, в полной мере соответствует технологиям и европейским стандартам качества.В чём отличие подобных западных производств? Быть может, в том месте чище.

Более улыбчивые ухоженнее территория и люди. Но тут я постоянно вспоминаю пример организации дела – завод украинской компании «Мотор Сич», целый в розовых цветниках.

Крики ультралиберальных господ, что русский индустрия везде применяет устаревшие и неэффективные советские разработки – ерунда. Но их крики слышат все.

Многие верят. Дать адекватный ответ очень сложно, считает главный конструктор:

– Фактически с любым инженером возможно поболтать об мастерстве, живописи. Но редко с каким гуманитарием окажется обсудить режим, к примеру, форсажной тяги.

Мне показывают газогенератор НК-32. Температура плавления никелевых сплавов – 1350 градусов.

В полёте разогреваются до 2000 градусов, адской температуры – и всё нормально. Трудится тонко настроенная совокупность охлаждения!

То самое, что именуется научной и технологической школой.

Задаю вопросы: «Российский ВМФ не останется без судовых газотурбинных силовых установок (ГТУ)?»

– В случае если будет обычная организация дела, то всё будет нормально. Не нужно нажимать лишь на одну организацию – Объединённую двигателестроительную корпорацию (ОДК).

Мол, ремонтировать и создавать корабельные ГТУ осилят лишь компании ОДК. на данный момент в ремонте уже четыре двигателя. «Новик» – компания, которая имеет договора на ремонт целых судов. Они это могут делать.

А двигатель первенствовал и для них, и для нас.

Я видел в 2014 году самый первый двигатель, что прибыл «малой скоростью» в Самару. Груда старого железа! Казалось, его дешевле сдать в утиль.

А на данный момент он как новенький, и его ставят на фрегат «Ярослав Умный» – ожидается, что месяца через полтора фрегат получит полный движение. На очереди «Неустрашимый», БПК «Адмирал Чабаненко».

Морской авиации ВМФ России — 100 лет


Читать также:

Читайте также: