Социолог о том, почему подростки нападают на школы

Социолог о том, почему подростки нападают на школы

Очередное наступление обучающегося на обучающихся собственной школы случилось в пятницу, 19 января. 15-летний девятиклассник с топором атаковал учеников седьмого класса в школе поселка «Сосновый Бор» города Улан-Удэ в Бурятии, а после этого кинул бутылку с воспламеняющейся жидкостью и устроил пожар.

Согласно данным местного Минздрава, в следствии пострадали семь человек: пять 13-летних школьников, литературы русского и преподаватель языка Ирина Раменская и сам нападавший ребёнок.

Всех их отвезли в поликлинику скорой медицинской помощи в Улан-Удэ. До этого подобный эпизод, но с солидным числом раненых, случился в Перми, а в прошедшем сезоне — в подмосковной Ивантеевке.

Ранее вооруженные нападения на школы с попыткой убийства учеников были совсем нехарактерными для русского общества.

«Газета.Ru» обсудила эту новую проблему с ведущим научным сотрудником университета социологии РАН Леонтием Бызовым.

— Какова, на ваш взор, обстоятельство того, что русские школьники все чаще начали прямо в классах нападать на своих друзей с оружием в руках? Так как раньше это явление было по большей части в Соединенных Штатах

— В отечественном обществе в последние пара лет быстро вырос уровень агрессии. Он и раньше был велик, но на данный момент купил легко критический масштаб.

Причем довольно часто агрессия не редкость совсем безадресной: неясно, что именно людей тревожит и против чего как раз они выступают. Более того, они смогут кроме того не выступать против чего-то конкретного, а проявлять агрессию ко всем около.

Из этого появляются фактически беспочвенные, казалось бы, конфликты между учениками и учителем, между главой и подчиненными, между соседями, в коллектива.

Добавьте к этому еще отечественные СМИ, каковые все время подливают масла в пламя. Журналисты обычно призывают нас с вами все время искать неприятелей, подготовиться к обороне от кого-либо, нас все время науськивают на кого-то.

Не достаточно спокойного разговора и доброты о отечественных проблемах.

Новости smi2.ru

Все это делает отечественное общество очень агрессивным. И к этим факторам я бы добавил еще одну серьёзную проблему. Нынешним молодым поколением очень мало кто занимается.

Школа прекратила быть университетом, где ученику не только прививают умения и необходимые знания, но и где человека учат общаться с другими людьми, воспитывают его.

Учителя завалены всякими отчетами и другой бумажной работой и часто относятся к собственной работе формально. Более того, они обычно оторваны от живых учеников.

Родители в условиях все ухудшающейся экономической ситуации значительно чаще заняты вопросом зарабатывания денег, а оттого времени и сил на собственных детей у них нет.

Все это ведет к тому, что молодое поколение предоставлено само себе и не разделяет гуманистических сокровищ. Обратите внимание еще и на то, что преподавание часов литературы, которая именно и учит этому, уменьшается.

— Но так как материальное благосостояние людей на данный момент выше, чем в 90-е годы. А тогда аналогичных правонарушений не было, либо о них не информировали

— Нынешняя молодежь росла в 2000-е годы, это правда. Но позже наступила стагнация, а сейчас материальное благосостояние понижается, растет число бедных, в особенности с момента фактической девальвации рубля в 2014-2015 годах.

Люди втягиваются в кризис и обычно не знают, как дать добро бессчётные экономические неприятности, с которыми сталкиваются. Добавьте к этому то, что современное российское общество очень индивидуализировано.

Человек человеку волк, всем навязывают постулат о том, что мы должны любой ценой вырывать кусок хлеба, причем время от времени и у ближнего. Это психология, с которой мы столкнулись сейчас в полный рост.

— Это необычно, поскольку продолжительное время Российская Федерация была страной с сильными традициями общины, существовавшими на протяжении империи, а при СССР всех воспитывали в духе того, что ценности коллектива ответственнее, чем ценности раздельно забранной личности.

— Община неспешно разрушалась и по сей день разрушилась совсем. Она начала распадаться еще в начале ХХ века, а в середине прошлого столетия распалась совсем, это случилось по окончании того, как подавляющая часть населения перебралась из деревни в город.

Люди разъехались по квартирам, любой захотел кусочек личной судьбе. Коллективизм остался в далеком прошлом.

Сейчас разные социологические изучения говорят о том, что мы самая индивидуализированная в Европе страна. К солидарности и сочувствию мы обычно готовы меньше, чем обитатели большинства европейских стран.

Такая разорванность ведет к тому, что у нас довольно часто не получается создавать профсоюзы, и структуры, содействующие борьбе за права человека либо каких-то групп людей. Мы по любому вопросу идем с петицией к царю-батюшке, поскольку сами договариваться не можем и не верим друг другу.

— По окончании событий в Перми и в Бурятии популярно вывод, что всему виной соцсети и компьютерные игры, популярность которых все возрастает. Так ли это?

— От того, что вы перечислили, имеется и польза, и вред. С одной стороны, соцсети обычно становятся единственной отдушиной для многих людей по причине того, что лишь с их помощью многие смогут реализовать собственную потребность в общении.

Иначе, увлечение общением в соцсетях, а особенно — компьютерными играми, может привести к тому, что у части людей как бы стирается грань между настоящей и виртуальной судьбами.

У некоторых заядлых геймеров компьютерные игры снимают табу на убийство. Ему думается, что это лишь игра и на следующем уровне убитый им персонаж опять оживет.

Появляется поколение людей, каковые где-то на подсознательном уровне уверены, что в случае если что-то пошло не так, это легко возможно переиграть. Но, как мы знаем, действительность тверже.

— Дабы как-то исправить обстановку, может, необходимо совершить реформы школьного образования?

— Непременно, необходимо. Оно увеличено до низкого уровня. Педагог сейчас более не авторитет для школьника, у него нет ни материальных, ни иных возможностей заниматься воспитанием ученика вне урока.

Принципиально важно вернуть гуманистический вектор отечественного образования, что, не смотря на то, что и частично, но был в СССР, школа обязана не только давать знания и умения, но и стараться делать из детей людей, наделяя их людскими качествами.

Но подобные преобразования всей неприятности не решат. Отечественное общество в целом лишено возможности. Для взрослых и детей характерна следующая обстановка: они не думают о будущем, у них отсутствует представление об условном «на следующий день» как таковом.

В случае если забрать страны Европы, то у них имеется примерное представление о том, что будет в том либо другом стране через 20-30 лет, поскольку все идет в русле заданного еще десятки лет назад вектора.

У нас же страна, в которой все быть может, а угадать нереально ничего. Будет ли у нас революция, либо война, либо что-то еще — и в то время, когда?

В то время, когда люди живут лишь сейчас, тяжело сказать, в рамках какой парадигмы вероятно воспитать молодежь. И с этим причиной скоро ничего не сделать.

Ребёнок из Ивантеевки: \


Читать также:

Читайте также: