Полк оказался в окружении

Полк оказался в окружении

До празднования Дня Победы остаются считаные дни. Как и в прошедшем сезоне, самым масштабным событием празднеств обещает стать акция «Бессмертный полк» – всем известное шествие с портретами родных, не возвратившихся с ВОВ.

В 2015 г. на улицы единым строем вышли 12 млн человек в мире, в текущем году шествие обещает стать ещё более массовым. Но форма по-настоящему народного перемещения, каким видели «Полк» те, кто его придумал, оказалась по душе не всем.

На искреннем и чистом гражданском порыве начались строительство карьер а также попытки освоения бюджетов.

Патриотизм за казённые деньги

Словосочетание «Бессмертный полк» страна в первый раз услышала четыре года назад. В канун Дня Победы в 2012 г. три томских журналиста, сотрудники местной телекомпании, согласовали в местной администрации шествие жителей с портретами родственников, погибших в годы Великой Отечественной.

Мысль, как они позже говорили, пришла в голову практически случайно, в простом беседе. Тогда же появилось и наименование акции.

Людей никто централизованно не собирал – информация распространялась по соцсетям да через сарафанное радио. Эффект был неожиданным: на улицы города с портретами родных-фронтовиков вышли 6 тыс. человек.

Слух о необыкновенном «праздничном мероприятии», не похожем на стандартные, набившие оскомину «форматы» празднования 9 Мая, разлетелся по стране мгновенно. Перемещение ширилось, собирало всё больше и больше единомышленников.

Только чтобы не смотреться странными активистами в глазах государственныхы служащих, с которыми приходилось согласовывать проведение шествий, по неспециализированному ответу координаторов из различных регионов «Бессмертный полк» был зарегистрирован в Минюсте и приобрел официальный статус Межрегионального историко-патриотического публичного перемещения (МИПОД).

С момента рождения «Полка» в 2012 г. его «конституцией» стал устав, в котором были перечислены ключевые принципы перемещения: некоммерческое, неполитическое, негосударственное. Слова не были случайными.

Уже сначала организаторы допускали, что при успехе в обязательном порядке покажутся те, кто захочет применять народную инициативу для личной выгоды и пиара, а перед прекрасной идеей неизбежно поднимется бюрократизации и угроза коммерциализации.К сожалению, подозрения были не беспочвенными.

Успех акции в 2012–2014 гг. привёл к тому, что в 2015-м шествие было официально рекомендовано включить в программу мероприятий, приуроченных к 70-летию Победы. Мысль очевидно была в том, дабы убрать бдительность государственныхы служащих по отношению к акции и заручиться их помощью.

Но эффект в некоторых случаях оказался не совсем тот, которого ожидали. В народную, изначально всецело некоммерческую инициативу вторгся денежный фактор.На проведение акции, организаторы которой в прошлые два года не «освоили» ни копейки, нежданно потребовались бюджетные средства.

Начались тендеры – время от времени оправданные, а время от времени, мягко говоря, вызывающие большие сомнения.

Справедливости для напомним, что кое-какие тендеры нынешнего года с натяжкой, но возможно признать обоснованными, – не смотря на то, что, повторим, в прошлое три года на шествие в сотнях населённых пунктов денег не пригодилось. К примеру, ещё можно понять траты на музыкальное сопровождение акции в Новосибирске (начальная цена лота, согласно данным сайта госзакупок, составила 35 тыс. рублей).

Другие приводят к закономерному вопросу из серии «а так ли это нужно?». На такие мысли наводит, к примеру, заказ на ролик о «Бессмертном полке» для каналов Красноярского края,траты на наружную рекламу «Полка» в Белгородской области либо замыслы Архангельской области,где практически полмиллиона рублей посулили тем, кто предоставит 578 баннеров для колонн «Полка» с изображением «солдатов и офицеров» (цитата из проекта договора) и георгиевских лент.

Ещё больший интерес вызывает Бурятия. В том месте в 50 тыс. рублей оценили загадочные «операторские услуги по проведению акции «Бессмертный полк», каковые включили в себя «организацию работы по подбору представителей учебных заведений (добровольцев) и трудовых коллективов к участию в мероприятии» (цитата из проекта договора).

Как это вяжется с правилами необязательного участия в шествии, осознать сложно. Перечень, к сожалению, возможно продолжить.

Однако дальше всех в прошедшем сезоне отправилась Москва. Весной 2015 г. муниципальные структуры разместили два тендера со словами «Бессмертный полк» в заглавии закупки общей стоимостью в практически 11 млн рублей.

Первый, с ценой осуждённого договора в 4,6 млн рублей, предназначался «дляоказания одолжений по проведению и подготовке Общероссийской акции «Бессмертный полк» 9 Мая 2015 г. на Тверской площади». Если судить по содержанию технического задания, деньги ушли на технологическое обеспечение акции – установку экранов по ходу следования колонны, обслуживание и монтаж звукового оборудования.

Делать выводы за это, что именуется, язык не поворачивается: без этих мер акция вряд ли бы оказалась столь впечатляющей и запоминающейся. Будущее оставшихся практически 7 млн куда увлекательнее.

Тендер на 7,6 млн рублей (с окончательной ценой договора в 6,84 млн рублей) в апреле 2015 г. разместил столичный Комитет публичных связей. Заявку озаглавили как «Услуги по проведению праздничной акции «Бессмертный полк» (оказание услуг по проведению и организации в мае 2015 г. праздничной акции-шествия представителей молодёжных объединений Москвы, ветеранов, их внуков и правнуков по увековечиванию памяти воинов ВОВ 1941–1945 гг.)».

Техническое задание включало в себя такие необычные для полустихийного шествия пункты, как «обеспечение и подбор высококвалифицированной постановочной группы» либо «привлечение и подбор опытных аниматоров либо артистов с тематическими номерами». Наряду с этим подписан этот договор был 8 мая 2015 года.

За сутки до предполагаемого мероприятия! Так, то ли исполнители (таковым в договоре значится ООО «Карнавал-Стиль 91») под честное слово выполнили большой объём работ авансом, то ли именем «Бессмертного полка» почему-то назвали какое-то второе мероприятие, каковых в тот сутки по Москве проходило десятки, то ли

Договорит пускай любой сам.

Один «Полк» – две идеологии

К сожалению, денежными «играми» неприятности «Бессмертного полка» не ограничиваются. В 2013-м в МИПОД случился конфликт, поставивший под угрозу дух и идею шествия. «Бунт на корабле» возглавил депутат столичного района Хорошёво-Мнёвники Николай Земцов, весной 2013-го заявивший о жажде организовать и совершить шествие в Москве.

На собраниях координаторов он начал настаивать на трансформации устава – в частности, на внесении в том направлении строки о возможности завлекать спонсоров и применять бюджетные средства. Ему в полном соответствии с правилами перемещения было категорически отказано.

В ответ от Земцова региональным координаторам полетели письма о том, что авторы идеи из Томска узурпировали идею и «душат инициативу». По неспециализированному ответу Николая Земцова исключили из координаторов.

Но руки тот не опустил. Скоро им была зарегистрирована параллельная организация называющиеся «Бессмертный полк – Москва».

Она взяла на себя организацию шествий в столице и неспешно начала входить в роль некоего руководящего органа уже в масштабах всей страны. В канун 70-летия Победы Земцов побывал на многих каналах и раздал интервью десяткам газет, взяв на себя роль если не основателя перемещения, то, как минимум, главного российского «полководца».

К удивлению тех, кто стоял у истоков перемещения в 2012-м, у акции быстро «нарисовалась» совсем новая история происхождения. Отныне её автором был провозглашён тюменский пенсионер МВД Геннадий Иванов, что в 2007 г. словно бы бы заметил шествие с портретами «во сне».

Томску отвели скромную роль места, где якобы уже ставшая народной акция в 2012 г. взяла имя «Бессмертный полк». В один момент в новоиспечённой организации показалось всё то, чего так опасались «отцы-основатели»: центральный аппарат, исполкомы и штабы, стройные последовательности «руководителей» и «начальников» и, что самое печальное, – трескучие лозунги про патриотическое воспитание, стремление и память поколений к масштабности и массовости.

Сохранение семейной истории и личной памяти, для которых и затевалось в 2012 г. шествие с портретами, силами новоявленных «полководцев» быстро отодвигается на второй план.

Продолжение истории не вынудило себя ожидать. В первых числах Июня 2015 г. к координаторам «Полка» в различных городах начали обращаться люди, предлагавшие заниматься перемещением за заработную плат и многозначительно намекавшие на некую инициативу «сверху».

В один момент звучало приглашение на некоторый съезд координаторов в городе Вязьме. По свидетельству координаторов, каковые в том направлении всё-таки отправились, большая часть делегатов не имели к перемещению никакого отношения – как выяснилось потом, по большей части они были представителями молодёжного крыла Общероссийского народного фронта.

Однако все дружно проголосовали за создание организации называющиеся «Бессмертный полк – Российская Федерация»,в числе соучредителей которой, что ожидаемо, был всё тот же Земцов.

на данный момент обстановка с двумя «Полками» выглядит следующим образом. «Бессмертный полк – Российская Федерация» всеми силами делает вид, что акция – только их детище. Николай Земцов проводит одну пресс-конференцию за второй, рапортует в массмедиа о подготовке шествия в регионах и обещает ещё громадные, чем в прошедшем сезоне, масштаб и размах мероприятия.

Но не прекращает работу и структура «Полка», сложившаяся с 2012 г., до «узурпации власти». У Межрегионального историко-патриотического публичного перемещения (МИПОД) «Бессмертный полк» (как раз так официально именуется организация, задумавшая и начинавшая шествия) действует сайт www.moypolk.ru, где возможно отыскать контакты координаторов по региону либо городу, выяснить, как изготовить на данный момент с портретом и где планируют колонны 9 Мая, и выяснить, как отыскать сведения о погибшем либо пропавшем на протяжении ВОВ родственнике.

Любопытно, что руководители и координаторы МИПОД не отказываются от сотрудничества с «Бессмертным полком России», в случае если их в том направлении кличут, и не планируют организовывать никаких «других» шествий. Они жёстко придерживаются принципа «Одна страна – один полк», прописанного в уставе, и 9 Мая полк в любом случае отправится по стране единым строем. А «кипучая деятельность» тех, кто возводит карьерные лестницы и греет руки на общенародной истории, пускай останется на их совести

Короткометражный фильм \


Читать также:

Читайте также: