Любимый праздник владивостока
За собственную жизнь довелось быть участником либо свидетелем многих ответственных и увлекательных событий, происходящих в стране и во флоте. Одни из них не задержались в памяти, другие покинули неизгладимый след.
К таким отношу и Сутки ВМФ.
не забываю первый таковой праздник во Владивостоке, 24 июля 1939 года. В ту пору мне было 6 лет, вместе с родителями сидел на Эгершельде недалеко от старого кладбища (это неподалеку от того места, где на данный момент находится Морской национальный университет имени адмирала Г.И.
Невельского). Парад начался прохождением на протяжении берега боевых надводных судов, было большое количество торпедных катеров.
После этого высадился десант со шлюпок при артиллерийской помощи эсминцев «Войков» и «Сталин». Всё это сопровождалось стрельбой, взрывами, было очень впечатляюще и зрелищно. Над заливом пролетели звенья самолётов морской авиации.
Трибуны много раз взрывались бурными аплодисментами, раздавались здравницы в честь моряков.
Замеченное произвело на меня неизгладимые впечатления. В полной мере конечно, что по окончании школы я поступил в Высшее военно-морское инженерное училище, по окончании окончания которого попросил распределить меня на Тихоокеанский флот – так я стал моряком-тихоокеанцем.
Во второй половине 50-ых годов двадцатого века, уже будучи начальником электромеханической боевой части (БЧ-5) подлодки «М-283» 171 бригады подводных лодок ТОФ, базирующейся в Находке, довелось мне самому учавствовать в морском параде во Владивостоке в честь Дня ВМФ.
Приблизительно за чемь дней до праздника начальник отечественной подлодки капитан 3 ранга Аскольд Александрович Затаковой взял приказание комбриг капитана 1 ранга И.М. Колчина на подготовку лодки к участию в параде, но не в парадном строю судов как в большинстве случаев, а с задачей пройти на протяжении этого строя сперва в надводном положении, после этого погрузиться на перископную глубину, пройти порядка полутора-двух кабельтовых (где-то около 300 метров), всплыть в надводное положение с предстоящим переходом в бухту Небольшой Улисс.
Потому, что экипаж отечественный был перволинейным, прекрасно отработан, особенной подготовки не требовалось. За три дня до праздника мы перешли в бухту Небольшой Улисс, где базировалась 124 бригада подводных лодок.
По предложению начальника с целью создания более зрелищного и действенного представления отечественных действий было решено совершить погружение на перископную глубину с полного надводного хода в 15 узлов срочным погружением с заполнением цистерны главного и цистерн балласта стремительного погружения, а всплытие осуществить аварийным продуванием цистерн. Определённую сложность воображало удержание лодки на перископной глубине в ходе погружения, поскольку глубины места в этом районе маленькие, не превышали 13–14 метров.
Но мы были жёстко уверенный в успешности задуманного маневра.
В сутки праздника, заняв исходную позицию в глубине Амурского залива, в установленное время дали полный движение дизелями. В назначенной точке перешли на работу электромоторами и, сделав срочное погружение, удерживая лодку горизонтальными рулями и ходом, заняли перископную глубину (процесс погружения наряду с этим занял не более 25 секунд).
Данный эпизод позвал у зрителей сперва удивление, переросшее после этого в тревогу: только что на поверхности была подлодка и внезапно её не стало.
Скоро, во второй раз «внезапно» (за это время мы прошли установленную расстояние, удерживая лодку на перископной глубине), зрители заметили быстро появляющуюся из глубины подвлодку, осуществившую всплытие в надводное положение аварийным продуванием воздухом цистерн главного балласта. Мастерство подводников, как нам позже говорили, было по преимуществу оценено зрителями.
Спустя пара дней комбриг вручил отечественному экипажу Грамоту командующего флотом адмирала В.А. Фокина за примерное исполнение задач на протяжении морского парада, показанные наряду с этим высокую профессионализм и морскую выучку.
В последующие годы на парадах подобные маневры больше не проводились. На смену малым подводным лодкам пришли суда громадных размеров, большего водоизмещения, и на таких малых глубинах моря их проведение было небезопасным.
В 70-80 годы я служил в штабе флота и мне приходилось учавствовать в подготовке празднования Дня ВМФ. Это были годы громаднейшего расцвета Тихоокеанского флота.
В парадном строю находились авианесущие крейсера «Новороссийск» и «Минск», ракетные крейсера «Варяг» и «Фокин», артиллерийские крейсера «Суворов» и «Пожарский», противолодочные и десантные суда, дизель-электрические подводные лодки…
Сейчас, в канун очередного Дня ВМФ, желаю поздравить всех ветеранов флота, моряков-тихоокеанцев, обитателей Владивостока с нашим неспециализированным праздником – Днём ВМФ,праздником Славы и Мужества, торжеством продолжателей лучших традиций русского флота.
Мстислав ЗДОРОВЕНИН,
ветеран военных действий, ветеран-подводник,
капитан 1 ранга в отставке
Праздник на Второй Речке к Дню Победы , Владивосток