Кто защитит строителей от строительных олигархов?
В прошлых номерах «АН» уже рассказывалось о намеченном на май этого года совещании Госсовета РФ по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности». Это мероприятия именуют одним из наиболее значимых событий строительной отрасли.
И такая оценка в полной мере оправдана, потому, что принятые на Госсовете ответа выяснят, как будет развиваться одна из наиболее значимых отраслей народного хозяйства в ближайщее время и десятилетия.
Подготовка к Государственному совету ведётся со всей серьёзностью. Собственные наработки воображают Министерство строительства и ЖКХ, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, Национальное объединение строителей, общественные организации и другие ведомства.
Кроме тех, кому разрабатывать пути развития строительного комплекса страны положено «по долгу работы», в работу включились и неравнодушные представители опытного сообщества. Строители, архитекторы, изыскатели, проектировщики – словом, все те люди, которым будет необходимо позже с учётом принятых на верхах ответов жить и трудиться.
Пожалуй, первой ласточкой стало открытое письмо Владимиру Путину и Медведеву от первого вице-президента проектировщиков Анвара и Национального объединения изыскателей Шамузафарова, которое было размещено в РБК daily 23 марта. Озаглавлено оно: «место и Роль национальной градостроительной и жилищной политики в экономическом развитии страны».
Чему питает зависть к Запад?
Разговор в письме начинается с бесплатной приватизации жилья и тех темпов, каковые развила сейчас жилищная отрасль. Вправду, ежегодные вложения в жилищное постройку составляют около 4 триллионов рублей, из которых населением вкладываются приблизительно 3,5 триллиона рублей либо 89 процентов средств.
Согласно точки зрения автора письма, такое доверие со стороны населения к вложениям в жилищную сферу появилось из-за понятности и последовательности действий страны в последние десятилетия.
Прежде всего – это доверие населения появилось из-за бесплатной приватизации жилья, введённой в Российской Федерации ещё в декабре 1992 года. В случае если в 1989-ом в собственности россиян пребывало 27% жилищного фонда, в первой половине 90-ых годов двадцатого века 32% (из-за перехода по закону о собственности в собственность граждан всецело оплаченных квартир ЖСК), то на начало 2016-го личный жилищный фонд уже образовывает около 87% от всего жилищного фонда.
В итоге по показателю количества семей, имеющих жильё в частной собственности, сейчас Российская Федерация превосходит каждые богатые страны, что и приводит к бешенству у зарубежных сотрудников-консультантов.
В один момент приватизация жилья стала причиной последовательному формированию из граждан важных собственников. При том, что ежегодные количества финансирования в ЖКХ кроме этого превышают 4 триллиона рублей, за счёт населения тут оплачивается приблизительно 2,6 триллиона рублей либо около 65 процентов затрат.
Другими словами, каждый год в жилищную сферу вкладываются финансовые средства в размере более 8 триллионов рублей, что образовывает более 11% от ВВП страны. Получается, более 6,1 триллиона рублей либо 76% от общей суммы средств каждый год в жилищную сферу вкладывается конкретно населением страны.
Такие результаты, утверждает Анвар Шамухамедович, стали вероятными, поскольку на всех стадиях жизненного цикла в жилищной сфере реализуются правила самофинансирования, самоокупаемости, самоуправления, саморегулирования и саморазвития. Это, со своей стороны, стало причиной тому, что гражданское строительство стало одним из локомотивов русском экономики.
Лекарство хуже болезни
Но почивать на лаврах рано. Отрасль столкнулась с важными вызовами.
Кое-какие из них обострились в связи с финансовым кризисом, другие назревали в далеком прошлом. Специалисты приводят следующий список злободневных неприятностей:
– растущий спрос на жильё;
– сохранение категорий населения, нуждающихся в адресной помощи страны, как согласно решению неприятностей улучшения жилищных условий, так и по оплате жилищно-коммунальных услуг;
– не сильный развитие жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
– неприятности одураченных участников при долевом строительстве квартир;
– технологическая и энергетическая неэффективность используемых совокупностей домостроения;
– отсутствие действенных денежных механизмов вовлечения средств населения в жилищную сферу и одновременно с этим тщетные попытки «социализации» ипотечного кредитования для неплатежеспособных слоев населения.
Перечень, в неспециализированном-то лежит на поверхности и составить его, мало поразмыслив, может кроме того человек, не живущий проблемами строительной отрасли. Но одно дело составить список и второе – предложить пути его решения.
Профильное ведомство, каковым есть Министерство строительства и ЖКХ РФ таковой путь предлагает. Министерские эксперты видят предстоящие возможности для жилищного строительства в усилении контроля и государственного участия.
Сам по себе данный тезис, возможно, и не заключает в себе ничего нехорошего, да вот лишь то «участие», о котором говорят сейчас, больше напоминает неприкрытое крышевание больших строительных компаний. В случае если сказать тверже – откровенный передел рынка в интересах ограниченного числа лиц.
Эти лица возьмут и неограниченное госфинансирование, и фактически неограниченное монопольное положение на рынке, и условия большого благоприятствования для собственной работы. А что возьмут конечные потребители, не говоря уже о миллионах несложных строителей?
«Целый 2015 год представители управления Минстроя России деятельно боролись за понижение количеств ввода жилья, о чём публично заявляли на любых трибунах страны, – информирует Анвар Шамузафаров. – Логика действий тут весьма несложная: чем меньше будет строиться жилья, тем громадным будет недостаток жилья и выше продажная цена жилья».
С подачи Минстроя России были взяты поручения Правительства России, с одной стороны, по защите и сохранению заинтересованностей лишь больших генподрядных организаций, трудящихся на объектах, финансируемых за счёт бюджетных средств, иначе, по выдавливанию со строительного рынка фактически большинства средних и всех малых строительных фирм, а также осуществляющих жилищное строительство.
Война элит
Строительные олигархи, со своей стороны, прекратили стесняться и начали заявлять о необходимости вытеснения со строительного рынка страны не меньше 70% строительных организаций. Наряду с этим как мы знаем, что за счёт бюджетных средств финансируется лишь от 17 до 22% всех строек страны.
А в жилищном постройке за счёт бюджетов всех уровней приобретается не более 11% каждый год вводимого жилья.
При сохранении привилегий лишь для генподрядных организаций с учётом настоящих количеств финансирования строек страны за счёт бюджетов всех уровней, из 5,4 миллиона работников строительства смогут лишиться права работы строительные фирмы, на которых трудятся от 3,7 до 4,8 миллиона человек. С участниками семей этих работников без денег смогут остаться от 11 до 15 миллиона человек.
Отдельного беседы заслуживает кампания по борьбе с недобросовестными застройщиками, каковые обманывают собственных участников. Вместо того, дабы усилить контроль за сейчас существующей совокупностью и оказать помощь правоохранительным органам совладать с их работой, Минстрой решил коренным образом поменять механизмы долевого строительства.
Механизмы, пускай несовершенные, но разрешившие миллионам граждан РФ стать обладателями собственного жилья.
Имеется все основания считать, что закон, что был подготовлен Минстроем России, снова предоставит привилегии лишь для больших застройщиков. Не смотря на то, что как мы знаем, что главная масса одураченных участников появилась из-за деятельности, по большей части, как раз больших застройщиков!
Недавняя история с компанией СУ-155, которую было нужно выручать всем миром, беря деньги на завершение строительства из бюджета, хорошее тому подтверждение.
Наряду с этим на протяжении рассмотрения этого законопроекта в государственной думе в первом чтении представитель министерства сказала, что вводимые дополнительные меры поднимут цену строительства квартир, финансируемого участниками, аж до 20%.
Спор артистов и строителей
Критика, с которой выступил один из старейших и самые уважаемых строителей России, привела к широкому резонансу. На отраслевых сайтах начали появляться бессчётные отклики на письмо господина Шамузафарова.
В частности, была затронута больной тема – практически отсутствию опытных кадров в главном строительном ведомстве страны.
Всем как мы знаем, что Михаил Мень – выпускник режиссерского факультета и до прихода в министерство не имел никакого строительного опыта. Также, среди помощников главы Минстроя мы видим юристку Наталью Антипину, химика Олега Бетина, учителя политэкономии Елену Сиэрру, юриста Андрея Чибиса.
Добавим ко мне доктора Сергея Фокина – кроме этого бывшего помощника главы Минстроя – что недавно был начальником «Федерального центра ценообразования в строительных работах и промышленности стройматериалов». Это наиболее значимая структура, подведомственная Минстрою и несущая ответственность за сметное дело в стране.
Соответственно – за формирование объективной начальной цене строительных проектов. Кстати, в той же организации трудятся такие персоны, как глава департамента экспертизы – занимавший ранее пост директора санатория Александр Шаргородский и писатель-фантаст Сергей Дельз, отыскавший себя как глава департамента стратегического планирования.
Не мудрено, что команда деятелей и фантастов искусств, вместо того, дабы прислушаться к критике, предпочла путь нападок на автора открытого письма в подконтрольных СМИ.
А вот настоящие специалисты, давшие строительной отрасли многие годы собственной жизни, письмо, наоборот, поддержали. Среди них, например, Валерий Серов, прошедший славный трудовой путь от мастера строительного управления до главы Госстроя СССР и помошника премьер-министра РФ. «В принципе, я поддерживаю то, что сообщил в собственном открытом письме Анвар Шамузафаров, – отмечает Валерий Михайлович. – Минстрой вводит новые проекты законов, в следствии которых себестоимость жилья поднимется на 20% – как такое по большому счету возможно делать?
Все говорят, что необходимо снижать цена строительства, а орган, что за это отвечает, делает всё, дабы она встала, и дабы количество выстроенного жилья уменьшалось».
Он утвержает, что ставить на данный момент вопрос о сокращении строительства квартир смогут лишь весьма некомпетентные люди. В Российской Федерации, чтобы решить жилищную проблему, нужно расширить темпы жилищного строительства как минимум вдвое в ближайшие 10 – 15 лет.
Отмахиваться от мнения таких людей, специалистов наибольшего уровня, как Анвар Шамузафаров и Валерий Серов так легко запрещено. И это значит, что Минстрою России нужно будет выслушивать критику и делать из неё собственные выводы.
Ну, а вдруг это сделано не будет, то все надежды опять-таки остаются на весенний Государственный совет, что обязан посмотреть на неприятности с позиций настоящих возможностей отрасли, а не отдельных, пускай и больших компаний, и их кураторов.
Собянин защищает интересы строительных олигархов