Комета ждёт

В 2013 г. в Рыбинске на судостроительном заводе «Вымпел» состоялась закладка «Кометы-120М». Целых три десятилетия в Российской Федерации не строили судов на подводных крыльях (СПК) аналогичного класса.

А другие страны серийно такие суда ни при каких обстоятельствах и не делали – это весьма сложно. на данный момент «Комета» фактически готова к спуску на воду и ходовым опробованиям. Как сказали «АН», она стоит прекрасная и хорошая, ожидает клиента.

Заминка лишь за ним – клиент обязан утвердить окончательную комплектацию, включая вид и расцветку пассажирского салона.

По морям, по волнам

Судостроителям остаётся захотеть успеть к 18 декабря 2016 года – 100-летию конструктора скоростных судов на подводных крыльях Ростислава Алексеева. В первой половине 50-ых годов XX века за разработку судов на подводных крыльях он был удостоен Сталинской премии (ясно, что работа производилась в интересах армейских), а уже в 1957-м, на протяжении студентов и Международного фестиваля молодёжи, привёл в Москву первую «Ракету».

Мир таких ещё не видел – «Ракета» с завораживающей скоростью практически летала над водой. Так удалось достигнуть компромисса между расходом топлива и скоростью – «Ракете» не нужно делать лишнюю работу, расталкивать корпусом массы воды.

Узкое и прочное крыло снабжает малое сопротивление в водной среде.

«Комета 120М» – прямая наследница той, первой, речной «Ракеты». Отличий, конечно, множество – начиная с того, что она замечательно приспособлена для морских пассажироперевозок при высоте волны до 2 метров.

Сходу необходимо подчеркнуть – судостроительный завод «Вымпел» взял на себя риск строительства, не имея договора на поставку. Исходя из этого ещё неизвестно, в каком виде первое за 20 с лишним лет новое судно на подводных крыльях предстанет на суд публики.

Но обещают, что новая «Комета» станет самым удобным «скороходом». Для судов на подводных крыльях нашли ещё один метод комфорта и повышения мореходности – отработали системы и новую гидродинамику крыльев автоматической стабилизации перемещения.

Компьютер руководит закрылками, как на самолёте, что снижает перегрузки на волне. Показался собственного рода автопилот – капитан задаёт на дисплее маршрут, точки поворота, дальше его дело – контроль.

В целях безопасности показался дисплей с изображением обстановки в судна, радиостанция для связи с самолётами, со своей раздельно выделенной частотой. «Тёмный ящик», регистратор, на что записывается вся техническая и речевая информация. На мачту устанавливается камера, которая фиксирует окружающую обстановку на случай расследования вероятных инцидентов.

На капитанском мостике «Кометы» возможно снимать фантастический фильм о межгалактическом путешествии к альфе Центавра. В Санкт-Петербурге на Военно-других форумах и морском салоне макет рубки неизменно притягивает как магнитом к себе юных любителей техники.

Сергей Королёв несёт ответственность за внешнеэкономическую деятельность и маркетинг в компании-разработчике «ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева»:

– Имеется хорошее судно, его экономическая составляющая просчитана, оно отвечает всем современным параметрам эргономики и безопасности, санитарным нормам. Но клиенты осторожничают, не горят жаждой покупать головное судно серии.

Случился временной разрыв, в далеком прошлом никто ничего аналогичного не строил. И судовладельцы сомневаются, что технологии не потеряны.

Весьма не легко убедить, что новое судно кроме того лучше, чем строили раньше, все ожидают, что у нас выйдет.

К слову, в ЦКБ осталось большое количество инженеров, технологов и конструкторов ветхой «алексеевской» школы. Собственными глазами видел, как за одним столом, перед компьютерными мониторами сидят юные продвинутые «в цифре» парни и убелённые сединами ветераны компании.

Опыт полноводной рекой перетекает в юные мозги. Своевременно спохватились, успели спасти ту самую конструкторскую школу.

Ещё мало, и всё было нужно бы затевать с нуля, разбирая в архивах кальки и старые чертежи.

География подводных крыльев

Сотрудники ЦКБ ездят в командировки, контролируют состояние «Метеоров», «Комет» и «Колхид». Судам более тридцати лет, а их состояние показывает, что возможно продолжать эксплуатацию.

С одной стороны, имеется чем гордиться, с другой – до тех пор пока ветеранов не пошлют «на иголки», владелец судна новые не закажет. «Кометы» из Феодосии когда-то своим ходом дошли в рекламном туре до берегов Англии, имеется фотографии с королевой-матерью на борту.

Комета ждёт

Фото АО «Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ» / vympel-rybinsk.ru. Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения

«Комета 120М»

По большому счету смотреть за географией эксплуатации скоростных судов, спроектированных в ЦКБ, – любопытное занятие. По Нилу до сих пор ходят «Метеоры».

Сергей Королёв выезжал в Египет в составе делегации Минпромторга – разговор в том месте шёл не с раздельно забранными компаниями, а о громадной программе межправительственного сотрудничества, а также по скоростным пассажирским судам. Два «Катрана» (близнецы СПК «Колхида», 120 пассажиров), выстроенные по соседству на судостроительном заводе «Волга» (из окна главного конструктора «ЦКБ по СПК им.

Р. Алексеева» видны его цеха), сперва ходили в Соединенных Штатах, позже перебрались в Хорватию, на данный момент эксплуатируются на линии Новороссийск – Ялта. На них новая отделка, состояние весьма приличное.

Теплоход «Олимпия» (250 пасс.) сперва ходил у нас, а сейчас был на островах Зелёного Мыса. Два таких судна на данный момент стоят недостроенными в Керчи, два – в Хабаровске.

Рассматривается реализации завершения судов и возможность строительства этого проекта – экономичные дизели, хорошая мореходность, скорость 37 узлов (около 60 км в час). Корпуса готовы, в Керчи на «Олимпиях» кроме того установлены крылья, двигатели, винты и валы.

Само собой разумеется, требуется модернизация – правила Регистра на данный момент соответствуют интернациональным. Экология, вибрации, внешний шум.

Регионы эксплуатации судов на подводных крыльях в далеком прошлом просчитаны, сейчас их на планете 56. Это островные страны, страны с протяжённой береговой линией. Юго-Восточная Азия, самый густонаселённый регион мира – начиная от Индонезии и заканчивая Японией.

Само собой разумеется, страны Персидского залива. Сергей Королёв настойчиво продвигает тему газотурбохода на подводных крыльях «Циклон». Судно с потрясающей мореходностью по волне до 3 метров идёт на крыльях.

250 пассажиров, экономическая скорость – 55 узлов. Было выстроено в Феодосии на судостроительном заводе «Море». Десять лет ходило на линии Таллин – Хельсинки, позже было реализовано Греции и по сей день выяснилось на заводе-изготовителе в Крыму.

Рассматривается вариант ремонта создания «и» этого Циклона на его базе нового судна, ещё более большого, на 320 пассажиров. В совершенном варианте – 400 пассажиров при том же расходе горючего.

Силовая установка должна быть отечественная, раньше это были украинские двигатели «Зоря-Машпроект», но приходится импортозамещать.

«Циклон» во многом также детище оборонки – в его базе наработки ЦКБ по скоростным сверхсекретным катерам пограничной работы КГБ СССР проекта 133 «Антарес», их выстроили серией в 12 экземпляров. Прекрасно вооружённые «Антаресы» наводили кошмар на нарушителей госграницы не только скорострельной артиллерией, но фантастической скоростью передвижения по волнам – до 116 км в час!

В сложившейся геополитической ситуации у отрасли нет иного выхода, как засучить рукава. К тому же сотни и десятки фирм страны преодолели разруху и готовы трудиться.

Минпромторг взялся за флот

Сергей Королёв уверен в том, что гражданское судостроение совсем сравнительно не так давно было в плачевном состоянии:

– В случае если мы выстроим график по судам, каковые исчерпали собственный ресурс, подлежат утилизации и списанию, то окажется, что через полтора года флота у нас не будет – новых судов нет.

Государство спохватилось, была запущена федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы. Благодаря ей в ЦКБ прошло обновление, внедрены компьютерные разработки.

И появилась парадоксальная обстановка – выполнено огромное количество научно-исследовательских и конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы, но отработано всё было в стол. Новые разработки не были созданы «в металле», другими словами не были, как на данный момент говорят, «коммерциализированы».

на данный момент, утверждает Михаил Гаранов, основной конструктор ЦКБ, показался свет в конце тоннеля:

– Минпромторг отправился дальше, готовит конкурсы не только на проектно-конструкторские работы, но и на постройку головных образцов. Другими словами государство берёт на себя затраты, передаёт головное судно в умелую эксплуатацию, а мы его доводим до совершенства и принимаем заказы.

По солидному счёту за нас всё уже придумано. Золотая середина отыскана. Сейчас в судостроении и авиации конструкции шлифуются, на смену металлу приходят композиционные материалы, появляется новое радиоэлектронное оборудование, свежий дизайн и «производственные» технологии.

Обучились совмещать в единой конструкции алюминиевые сплавы и композиты. на данный момент по части композиционных материалов мы в роли догоняющих, а когда-то были фаворитами. В далеком прошлом уже существует всецело композитный катер на подводных крыльях «Чайка».

На нём лишь сами крылья делали из нержавеющей стали. Уже полвека назад кораблестроители осознали, что изначально более дорогие композитные материалы при массовом применении снижают трудоёмкость производства если сравнивать с клёпкой железных панелей – выложил материал на форму, матрицу, «испёк» в печи – и готово.

очень способный конструктор Ростислав Алексеев, чьё имя носит ЦКБ по СПК, теоретически и экспериментально обосновал, создал и выстроил суда на подводных крыльях, экранопланы и экранолёты. Казалось, пользуйтесь, господа, научным заделом – на многие десятилетия в данной сфере мы опережали и до тех пор пока опережаем всю землю.

(311) Комета Севастополь — Ялта ожидает первого рейса


Читать также:

Читайте также: