«Акула» ходит с канарейкой

«Акула» ходит с канарейкой

Барная стойка для виски

Бывший авианосец «Адмирал Горшков» не определить. Сейчас громадный корабль пришвартован к достроечной набережной, где длятся работы по переоборудованию.

Увеличена площадь полетной палубы и установлен трамплин для истребителей. Товарищи из Индии внимательно смотрят за «реставрационными» работами.

Вывод авианосца из дока прошёл в сутки ВМС Индии.

— «Севмаш» обеспечил качественный вывод корабля. У нас нет сомнений, что авианосец «Викрамадитья» станет флагманом индийского флота, — говорит начальник группы наблюдения ВМС Индии в Северодвинске коммодор Мадусуданан.

Моряки из Индии устраиваются на авианесущем крейсере с комфортом. Они избавились от огромных картофелеварочных автоматов, каковые предназначались для русских моряков. И установили собственные кулинарные агрегаты.

Но в первую очередь завезли на «Викрамадитью» всевозможные специи. А позже обратились к северодвинским корабелам с увлекательным вопросом: «А где же барная стойка?

Отечественные офицеры желают выпивать виски у барной стойки».

Корабелам было нужно продолжительно чесать в затылках: в широком «ассортименте» «Севмаша» таковой продукции не значится. Значит, придется стойку делать на заказ.

В Северодвинске — около 100 семей индийских моряков. Они занимают два дома.

Живут достаточно замкнуто. Не смотря на то, что в городе большое количество молодых прекрасных дам, жениться индийские моряки предпочитают на собственных девушках.

— Они в договоре обговаривают, что приедут вместе с детьми и жёнами, — говорит начальник пресс-службы «Севмаша» Михаил Старожилов. — И для них громадная честь — трудиться по договору на «Севмаше».

Новая сталь АК-25

Бывший завод №402 сейчас занимает 300 гектаров. Чего тут лишь не заметишь!

Неподалеку от «Викрамадитьи» проглядывает строгий силуэт АПЛ «Воронеж». Лодка пришла подремонтироваться…

Но как же все начиналось тогда, много-много лет назад?

— Судостроительный завод на Севере решили строить еще в годы первой пятилетки, — говорит глава сборочно-стапельного цеха №42 Валерий Беспалов. — Дата рождения предприятия — 21 декабря 1939 года. Как раз тогда на стапеле еще недостроенного эллинга был заложен линкор «Советская Белоруссия».

А поселок строителей с ходу переименовали в город Молотовск (с 1957 г. — Северодвинск. — «АН»).

Первые подводные лодки делали на «Севмаше» еще в 1940-х годах вместе с Балтийским заводом. Это были лодки серии Л-ХШ-38. Но самое ответственное событие случилось 24 сентября 1955 года.

В цехе №42 была заложена первая в СССР подводная лодка с ядерной энергетической установкой проекта 627. Программа создания первой АПЛ была возведена в ранг национальной задачи.

В строительных работах были заняты 135 организаций и предприятий.

Было нужно осваивать новую корпусную сталь. Она должна была прекрасно вариться и быть взрывостойкой.

Ученые снизили содержание никеля и повысили содержание хрома. Так была создана сталь АК-25.

Само собой разумеется, война нам здорово помешала. В Германии тогда были созданы устройство для работы дизелей под водой — шноркель — и парогазотурбинная энергетическая установка совокупности Вальтера.

Но немцы вперед не вырвались: фаворитами стали американцы. Они выстроили атомарину «Наутилус».

Позже Америку догнали мы. «К-3» вышла в море 4 июля 1958 года. Академик Александров — а он был на борту — сделал запись в вахтенном издании: «В первый раз в стране на турбину без мазута и угля подан пар».

17 декабря 1958 г. госкомиссия подписала приемный акт корабля. 12 марта 1959-го лодка была включёна в состав Северного флота.

Справка «АН»

Собственный опытный праздник моряки-подводники отмечают 19 марта. Как раз с данной даты в 1906 г. по Указу императора Николая II субмарины стали считаться независимым классом судов.

В брюхе «Акулы»

Попасть на борт легендарной «К-3», к сожалению, не удалось. Сейчас она находится на большом растоянии от Северодвинска.

И похоже, собирается стать плавучим музеем. Но нам, журналистам, дали спуститься в «брюхо» ядерной подлодки «Северсталь». Она именно из семейства «Акул».

Была выстроена на «Севмаше» во второй половине 80-ых годов XX века. Главный конструктор Сергей Ковалев часто повторял: «Это победа инженерной мысли над разумом».

…У трапа нас встречает начальник АПЛ, капитан первого ранга Михаил Воложинский. И сходу строго даёт предупреждение, что ничего крутить-крутить на лодке запрещено, в противном случае это может закончиться летальным финалом.

На негнущихся ногах, гуськом взбираемся на тёмную пояснице «Акулы». От хвоста до кормы протяженность лодки 176 м. На ее хребтине — бессчётные «оспины».

Вот откуда вылетают ракеты.

Раскрывается люк. Спуск по вертикальной железной лестнице вниз.

Влезаем в узкий «стакан» длиной 4 метра! Матросики лазят, как мартышки.

У журналистов так умело не получается. В подлодке из отсека в отсек пролезаем через люки. Движемся к сердцу АПЛ — ядерным реакторам. Их на судне 2 штуки.

Рассматриваем через мелкие окошечки.

Для некоторых журналистов в отечественной группе собственного рода открытие, что подводники дышат особенным воздухом.

Вправду, кислород для подводников производит совокупность электрохимической регенерации воздуха. В независимом режиме без передышки она может трудиться до 120 дней.

— «Акула» — лодка суперсовременная, — говорит капитан корабля. — Первая АПЛ этого класса была включёна в состав Северного флота в первой половине 80-ых годов XX века. Всего было выстроено 6 судов.

Они создавались в противовес американским подлодкам класса «Огайо». на данный момент способна погружаться на глубину до 400 м. При всплытии собственной рубкой «Акула» может вспарывать лед толщиной до пяти метров.

Пребывать в замкнутом лодочном пространстве пара месяцев кряду — дело непростое. Нам продемонстрировали, как живут подводники в условиях похода.

У них имеется помещение отдыха с зеленым уголком, фотарием (что-то наподобие солярия. — «АН»), тренажерным залом, бассейном и сауной.

В плавание вместе с моряками ходят и особые, адаптированные, канарейки. Действительно, приспособить птиц к условиям похода на АПЛ делается все сложнее: закрылся университет, что выращивал птичек специально для подлодок.

Цветы в горшках тут также особые. Они растут в почве, обогащенной кислородом.

По окончании ползания по «Акуле» ноги-руки болели пара дней. А подводники живут в таких условиях по 5-6 месяцев!

«Акула» как самая громадная подлодка в мире занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Сейчас «Севмаш» сооружает пара суперлодок четвертого поколения: это «Юрий Долгорукий», «Александр Владимир» и «Невский Мономах». У четвертой атомарины громкого имени до тех пор пока нет. Но судостроители его уже знают.

По слухам, грозная ядерная громадина возьмёт имя Владимира Владимировича Путина. Все четыре субмарины станут базой морских стратегических ядерных сил России в ХХI веке.

Нам имеется чем гордиться.

Из досье «АН»

Ядерная подлодка «К-3» имела возможность погружаться на глубину до 300 м. Протяженность корпуса — 107,4 м, ширина — 8 м. Под водой субмарина имела возможность развивать скорость до 28 узлов. в один раз имела 8 носовых торпедных аппаратов.

Редакция «АН» благодарит за организацию поездки директора завода «Севмаш» председателя Союза и Николая Калистратова журналистов России Всеволода Богданова.

Москва — Архангельск — Северодвинск

BABY SHARK на русском — АКУЛЕНОК — Songs for children развивающая детская песня мультфильм про животных


Читать также:

Читайте также: