Голубая свинья с бутылкой водки

Голубая свинья с бутылкой водки

Сравнительно не так давно федеральные госслужащие озвучили приятную новость для фирм, производящих изделия народных художественных промыслов. В 2012 г. всемирно известные предприятия в Хохломе, Гжели, Жостово, других уголках и Палехе России приобретут господдержку в размере 270 млн. рублей.

Мастера деньгам, непременно, рады.

Но народным промыслам на данный момент необходимы не только и не столько деньги, сколько внимательное отношение со стороны власть имущих, вразумительная концепция развития отрасли, помощь в ответе самых насущных неприятностей. По причине того, что жизнь у самой древней, самой прекрасной, самой «сказочной» отрасли русском индустрии сейчас далеко не сказочная.

Как поведали обозревателю «АН» в Ассоциации народных художественных промыслов России (АНХП), первая и основная неприятность «народного мастерства» сейчас кроется в не сильный правовом регулировании. Закон «О народных художественных промыслах» был принят ещё во второй половине 90-ых годов двадцатого века.

Уже тогда эксперты обнаружили в нём массу пробелов. на данный момент обстановка лишь усугубилась. Исходя из этого эксперты Ассоциации НХП уже давно просят законодателей внести поправки, каковые значительно улучшат положение отрасли.

Между творчеством и рублём

Первая задача, которую стремятся решить авторы поправок, – обезопасисть «творческое лицо» промысла, его художественную уникальность. В сегодняшнем законе «защитных» механизмов нет, а потребность в них огромна – в противном случае множество неповторимых производств Российская Федерация может всецело утратить.

К примеру, в тревожном положении был широко узнаваемый оренбургский пуховый платок. Некие ушлые воротилы развернули производство, где под данной маркой вяжут и реализовывают платки из крашеной шерсти.

Это нарушает все мыслимые и немыслимые каноны. Испокон века эти изделия были снежно-белыми либо серыми.

Как раз такими их обожают и знают во всём мире. А тут – на тебе! Наряду с этим логика у коммерсантов металлическая: «людям нравится, прибыль идёт».

С той же проблемой столкнулись и в известном селе Палех Ивановской области – вотчине лаковой миниатюры. Пара фирм промысла, снова же опираясь на пресловутое «людям нравится», стали использовать для росписи всё больше и больше золотой краски.

Данный приём ни при каких обстоятельствах не считался традицией Палеха, и «через чур картины» и золотые шкатулки уже вряд ли назовёшь произведениями народного мастерства: скорее это китчевые сувениры на потребу туристам.

«Оптимальный выход – это создание гильдий, каковые объединили бы все предприятия одного промысла и, самое основное, осуществляли бы надзор за сохранением художественной уникальности и традиций, – рассуждает Сергей Симонов, основной живописец Гжельского фарфорового завода. – Отечественный промысел в Российской Федерации воображают четыре завода, и кое-какие, к сожалению, трудятся по принципу «что желаю, то и ворочу». К примеру, появляются такие «гжельские поделки», как раскрашенная голубым и белым свинья с бутылкой водки.

Это же позор для отечественного искусства! Я уже и не говорю об страшных с художественной точки зрения «знаках года», каковые производятся в промышленных масштабах с целью стремительного дохода.

Помимо этого, гильдия имела возможность бы частично взять на себя борьбу с распространением контрафактной продукции. Эта неприятность на данный момент приняла катастрофические масштабы: сейчас «гжели» с Украины и из Китая в Российской Федерации в разы больше, чем настоящей!»

Готовность живописцев самостоятельно защищать чистоту собственного искусства, непременно, хороша уважения. Но, по-любому, «один в поле не солдат»: без национальной помощи народным промыслам приходится весьма не легко.

Кстати, так вычисляют не только сами мастера: о необходимости поддерживать народное творчество много раз говорили руководители государства. Но эти призывы до тех пор пока услышали только в Республике Дагестан.

В том месте сравнительно не так давно был создан особый национальный орган – Комитет по народным художественным промыслам, взявший на себя многие заботы. Остаётся сохранять надежду, что его примеру последуют и другие регионы.

Юридический довод

Одной из самых значительных неприятностей народных художественных промыслов сейчас остаётся вопрос защиты авторских прав. В части 4 Гражданского кодекса РФ, где собраны соответствующие нормы, народно-художественные промыслы по большому счету не упомянуты.

Исходя из этого на авторское вознаграждение при продаже экземпляра изделия, будь оно хоть трижды шедевром, живописец права не имеет. По существующим нормам мастер может рассчитывать на определённый процент от годовой прибыли предприятия, которая будет взята от реализации его изделия.

К сожалению, как правило данной прибыли попросту нет – соответственно, нет и денег мастеру.

Как «распилили» хохлому

Вторая и самая нужная поправка, за которую приложив все возможные усилия сражается Ассоциация художественных промыслов России, – введение официального запрета на перепрофилирование и перепродажу фирм народных промыслов. Это самая ужасная опасность, которая может угрожать неповторимым фирмам – и, увы, самая распространённая обстоятельство их деградации и гибели.

Так, меньше месяца назад Российская Федерация совсем утратила не который нуждается в представлении завод в Гусь-Хрустальном. Из-за огромных долгов за электричество предприятие, которое уже пара раз переходило из рук в руки, было совсем остановлено. на данный момент известный гусевской хрусталь делают пара частных компаний да оставшиеся без работы мастера в своей квартире.

не меньше печальна и будущее известной федоскинской лаковой миниатюры. Фабрика в Федоскино, два либо три раза поменявшая хозяев, замерла уже давно, мастера также трудятся по зданиям, и промысел неспешно умирает.

Как ни страшно звучит, но Российская Федерация на данный момент наполовину утратила и таковой промысел, как широко узнаваемая хохлома. В Нижегородской области, на родине неповторимого мастерства, испокон века было два центра, где изготавливались эти изделия, – город Семёнов и село Ковернино с окрестностями.

Семёновский район остаётся «хохломским» центром и сейчас: завод, к счастью, в полной мере удачно трудится. А вот расположенное в Ковернино предприятие «Хохломской живописец» погибло.

Правильнее, варварски загублено в следствии «прихватизации» девяностых. В то время, когда фабрика перешла в частные руки, стало известно, что неповторимое производство новому хозяину не требуется.

Оборудование было реализовано, а предприятие перевоплощено в завод пиломатериалов. И в этом качестве благополучно трудится сейчас, причём так же, как и прежде под вывеской – «Хохломской живописец».

Ни одного мастера-живописца в штате предприятия сейчас, конечно, нет.

Как говорится, было бы смешно, если бы не было так страшно.

Напомним, что новый хозяин «Живописца» на достигнутом не остановился. Захватив и стёрши с лица земли предприятие, он под сурдинку приватизировал и фабричный музей.

В том месте сохраняются неповторимые изделия, созданные на фабрике начиная с сороковых годов прошлого столетия. на данный момент ходят упорные слухи, что эти экспонаты обладатель планирует продавать.

«на данный момент мы ведём ожесточённую борьбу за то, дабы музей вернули в ведение муниципалитета, – поведал «АН» бывший основной живописец Ковернинской фабрики, народный живописец России Николай Гущин. – Его приватизация противоречила всем вероятным законам. Надеюсь, что отечественную сокровищницу мы всё-таки спасём»

По России таких примеров – десятки.

Законодатели, защитники народного мастерства, где же вы?

Зарубежный довод

В государствах Европы организация отрасли народных промыслов напоминает русского схему. В том месте существует множество маленьких полукустарных фирм, ориентированных на выпуск приносящей прибыль продукции.

Но наряду с этим хозяин таковой фабрики – единственный обладатель и создаваемых изделий, и авторских идей: мастерам не разрешается кроме того ставить подпись на собственной работе (как это происходит, к примеру, в Российской Федерации).

На Востоке (прежде всего в Японии и Китае) на первое место, наоборот, выдвинута фигура живописца-творца. В Японии выдающиеся мастера каллиграфии, шелкографии и других народных ремёсел заявлены национальным достоянием и живут на полном национальном обеспечении.

То же самое происходит и в Китае, где все народные «живописцы» разделены на пара рангов: областной, региональный, общегосударственный (от этого зависит размер «довольствия»). Но все изделия японских и китайских мастеров обязательно поступают в фонд страны, что и занимается их предстоящей реализацией.

Жизнь без души

Однако по окончании «лихих девяностых» предприятия народных промыслов в Российской Федерации в целом выжили и на рыночные рельсы перешли. Действительно, мастера всё равняется печалятся и с ностальгией вспоминают прошлые времена.

К примеру, по словам Виктора Полякова, главного живописца ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть», на данный момент их предприятие сделало громадной рывок вперёд. За последние 5–6 лет производство всецело переоснастили, закупив самое современное оборудование.

Но вот загвоздка: как признаётся мастер, для души живописца в этом «технологическом раю» места практически не осталось. Всё дано на откуп вынужденному рвению получать.

«Я с наслаждением поразмыслил бы над новой манерой в иконописи, погрузился в творческий поиск, – грезит Поляков в беседе с обозревателем «АН». – Лишь времени на это нет ни капельки. Необходимо заказы делать.

Лишь за счёт них и существуем».

Как поведал мастер, главная часть заказов на «Ростовскую финифть» на данный момент поступает от больших корпораций, которым требуются подарки ВИП-уровня и сувенирная продукция – в большинстве случаев, с логотипами компаний. Тут появляется ещё один печальный парадокс.

Вряд ли предки нынешних мастеров предполагали, что на известных финифтевых эмалях нужно будет изображать самолёты, локомотивы, нефтяные башни, писать рекламные слоганы. Народное мастерство тут выступает скорее неброским фоном для богатых, дерзких «знаков нового времени».

Но чего не сделаешь для того, дабы выжить?

Настоящей головной болью для фирм художественных промыслов стала организация сбыта. Предприятия сами ищут клиентов и занимаются реализацией готовой продукции.

А о том, дабы, как в советские годы, наладить регулярные поставки «русского мастерства» за предел, пока, увы, остаётся лишь грезить. Случаев успешного выхода на зарубежный рынок на данный момент мало.

Порадоваться возможно разве что за ЗАО «Хохломская роспись» из города Семёнова, о котором мы уже упоминали. Дирекции на данный момент удалось договориться об открытии представительства предприятия в Австрии.

Остаётся сохранять надежду, что эта инициатива не завянет. А до тех пор пока «зарубежное общение» для большинства промыслов ограничивается выставками, каковые организуются по линии Министерства культуры.

Самое обидное, что заниматься продажей товара на протяжении этих выставок не разрещаеться. Минкульту, в большинстве случаев, не хочется копаться с оформлением особой документации.

Вот и приходится только «дразнить» зарубежных гостей русским мастерством. Наряду с этим, отметим, лишаясь возможности хорошо получить и открывая дорогу контрафактной продукции, которая широкой рекой течёт за предел.

«Мне всегда вспоминается один случай, – говорит Виктор Антонов, помощник главы Ассоциации художественных промыслов России. в один раз на выставке в Германии к стенду с михайловскими кружевами подошла пожилая пара. Гости сказали, что намерено всю ночь ехали из Мюнхена, дабы приобрести «настоящее русское изделие». Как же горько было информировать им, что реализовать эту красоту я не могу!»

Из-за чего не подмечают?

К сожалению, госслужащие в муниципалитетах и регионах почему-то не знают, что народный промысел может стать замечательным «локомотивом» для экономики небогатого района либо кроме того целой области. В случае если промыслы забрать под «национальное» крыло и мало поддержать, в Российской Федерации весьма скоро показалась бы масса новых туристических центров, не уступающих Великому Устюгу с резиденцией Деда Мороза.

Но, к сожалению, пока сдвинуть дело в мёртвой точки не получается.

«Местная администрация нам помогать не хочет, – говорит Татьяна Преснова, основной живописец ЗАО «Труженица» из г. Михайлова Рязанской области, где изготавливают известное на всю землю михайловское цветное кружево. – Не смотря на то, что при их жажде отечественная фабрика имела возможность бы приносить хорошую прибыль в районный бюджет – прежде всего за счёт туризма. Мы и экскурсии сами придумали: лишь поддержите!

Но в ответ – тишина. Нам сильно помогают региональные власти, а те, у кого мы практически под боком, словно бы не подмечают неповторимое предприятие.

А мы всё равняется живём. И выживем! По причине того, что до тех пор пока жив русский народ, живы и народные промыслы»

Слово мастерам

Федор Иванович Марков, косторез, народный живописец Республики Саха (Якутия), член Альянса живописцев России:

– Я уже много лет занимаюсь исконным якутским промыслом – резьбой по кости мамонта. Этому ремеслу нет аналогов в мире.

Но добывать материал всё сложнее и сложнее. Раньше самостоятельно закупал у местных жителей на севере Якутии. на данный момент в том направлении не добраться: билет на самолёт стоит столько, что дешевле до Москвы долететь и приобрести материал на вернисаже в Измайлово.

Да и пообщаться напрямую с добытчиками, даже в том случае, если доберёшься до них, вряд ли окажется – всё оккупировали перекупщики, диктующие собственные условия. В республике пробовали с ними бороться, но ничего не вышло.

В следствии приходится трудиться с более недорогой базой – рогом лося либо оленя. Но так как это уже совсем не то

Михаил Викторович Лебедев, заслуженный живописец РФ, основной живописец Жостовской фабрики декоративной росписи:

– Во времена СССР отечественному предприятию весьма крупно помогало государство. Отечественное дело было производить известные подносы.

Другое не тревожило: расчётом замысла, заказами, сбытом занималась власть. на данный момент, как и все, пустились в «рыночное плавание»: ищем клиентов, организуем продажи. Помой-му дела идут хорошо.

Но предлоги для ностальгии по прошлым временам однако имеется. К примеру, по поводу зарплаты . Мы испокон столетий трудились по сдельной схеме: какое количество подносов мастер сделает, столько денег и возьмёт.

Но в советские годы на предприятии показались так именуемые творческие дни, каковые оплачивались живописцам по средней ставке. Рабочее время в эти дни уходило не на изготовление изделий, а на творческий труд: создание эскизов, экспонатов для разных выставок.

Юные мастера имели возможность часами сидеть рядом с заслуженным мэтром, глядя, как он трудится, перенимая мастерство. Словом, ответственным считался не только «замысел по валу», но и творческий рост мастера. С приходом рынка «творческие дни» провалились сквозь землю.

Сейчас живописцы должны выкраивать время на творческую работу вечерами, в выходные либо в ущерб и без того маленькой заработной плате. Ясно, что большая часть этим и не занимаются.

Это очень сильно отражается на художественной сокровище работ, на состоянии промысла в целом. Если бы на данный момент власти нас мало поддержали, выделив средства на оплату таких дней, было бы легко превосходно!

Художница с фабрики золотого шитья в Тверской области, захотевшая остаться малоизвестной:

– Господдержка отечественному промыслу не помешала бы. на данный момент отечественная фабрика в частных руках. Работа имеется, её довольно много.

Но девочек, желающих обучаться этому ремеслу (и своих родителей, готовых дать детей в профессию), практически нет – как раз вследствие того что трудиться будет необходимо на той же фабрике, на тех же условиях, что и мы на данный момент. А больше я ничего не сообщу – мне в том месте ещё до пенсии трудиться

От посуды до игрушки: рождение чуда

Большая часть промыслов России насчитывают пара столетий. Точно установить историю их происхождения обычно нереально.

И тогда на помощь приходят народные предания.

Хохлома

Легенда о Хохломе восходит к временам Ивана Грозного. Её главный герой – мастер-иконописец, что действующий при царском дворе.

Не захотев оставаться в холопах, он бежал в глухие заволжские леса. Грезил данный мастер создать такое мастерство, которое вобрало бы в себя всю красоту почвы Русской.

Вот и начал вместо строгих икон создавать посуду, игрушки, ложки, разукрашенные диковинным броским орнаментом. Не так долго осталось ждать его слава разнеслась по всей Руси. Но дошла она и до царя, повелевшего поймать и сурово наказать непокорного холопа.

В то время, когда мастер определил об этом, он собрал односельчан и передал им секреты собственного искусства. И своевременно успел: на следующий сутки ворвались в село царские стражники.

И заметили, как пылает изба мастера: сам живописец провалился сквозь землю. А мастерство его осталось. И остались его краски – красная, как пламя, тёмная, как угли пепелища, и золотая, как солнце над Русью.

Так и появилась известная хохломская роспись, которую ни с чем не спутаешь.

Оренбургский пуховый платок

По преданию, секрет известных шалей русские казаки-переселенцы в XVI столетии переняли у коренных жителей южноуральских степей – калмыков и казахов. Русские солдаты удивились тому, что лихие наездники кроме того в лютые морозы обходятся без зипунов и тяжёлых шуб.

Как выяснилось, тепло помогали беречь неотёсанные платки из козьего пуха, каковые употреблялись как подкладка под верхнюю одежду. Жёны переселенцев не только скоро переняли ремесло, но и привнесли собственные секреты – в частности, начали вязать узорные платки.

И не только для «утилитарных» целей: узкие шали, каковые возможно продёрнуть через обручальное кольцо, стали знаком русской красоты.

Филимоновская глиняная игрушка

О главном промысле села Филимоново (Тульская область), которое славится расписными глиняными игрушками-свистульками, ходили сходу две легенды. Первая гласит, что имя собственное село получило от беглого каторжника Филимона.

Дескать, возвращался человек в родные края, устал, присел у ручейка отдохнуть и заметил, что дно у ручья глиняное. Повертел в руках комочек – вышла птица. Не пришлось по нраву Филимону, что птица молчит, сделал он две дырочки, перевоплотив её в свистульку.

Так оказалась самая первая филимоновская игрушка. А весьма не так долго осталось ждать вырос в селе целый промысел: земли в тех краях были бедные, одним земледелием не прокормиться, а игрушки мгновенно стали полезным товаром.

Вторая легенда о филимоновской свистульке восходит к более древним временам. По преданию, рядом от села Филимоново произошла ожесточённая и нелепая битва между дружинами двух князей.

Два войска, торопившихся навстречу, дабы объединиться и совместно вести войну против неприятелей почвы Русской, встретились глухой ночью и, не разобравшись, перебили друг друга. Утром на поле боя пришли вдовы солдат и заметили, что почва обнажилась до красной глины.

Из данной глины убитые горем дамы решили слепить свистульки и свистеть в них до скончания века, дабы никто и ни при каких обстоятельствах больше не принял собственных за чужих. Из этого и отправилась известная филимоновская игрушка.

Свинья выпивает пиво из бутылки


Читать также:

Читайте также: