Есть своё

Есть своё

Бессчётных гостей, пожаловавших в отечественный город на 8-ой Общероссийский форум предпринимателей «Перемещение лишь вперёд», встречала выставка «Волгоградское уровень качества». Перед представителями волгоградской пищевой индустрии поставили задачу создать собственного рода витрину достижений регионального хозяйства, продемонстрировав лучшие образцы собственной продукции.

Успехи, несомненно, имеется, и отдельными примерами продукции мы вправду можем хвастаться. Но кроме этого неоспоримы и системные трудности, с которыми сейчас сталкивается пищевая индустрия региона.

количество и Качество

Словосочетание «Волгоградское уровень качества» знакомо жителям: как раз такое наименование взяла созданная в 2011 году публичная организация развития экономики региона. Ею был создан особый символ, которым волгоградские производители смогут маркировать собственную продукцию.

К данной инициативе подключилась власть: говорилось большое количество речей о «увеличении узнаваемости местных брендов», «повышении доли волгоградских продуктов на местном рынке», давали слово «содействие в расширении рынков сбыта» и т.п. Но маркировка – это лишь информационная помощь, которая не смотря на то, что и нужна, но сама по себе малоэффективна.

Требуется и денежная помощь, но она в отечественном регионе очень несовершенна. Так, существует программа «поддержка и Развитие среднего и малого предпринимательства в Волгоградской области», в рамках которой на субсидии смогут рассчитывать и производители продуктов питания.

Но субсидирование осуществляется в форме национальной услуги, почему утверждение и разработка административных регламентов и принятие нормативных правовых актов занимает большое время (от 2,5 до 4,5 месяцев). В других регионах – Белгородской, Брянской, Воронежской областях – механизм другой, и помощь в том месте заметно действеннее.

Характерно, что за три года действия программы (2012-й, 2013-й и 2014-й) объем неиспользованных средств составил более 290 млн рублей, из которых 194,5 – федеральные средства. В 2015-м и начале 2016 года обстановка значительно не изменилась.

В этом контексте стоит обратить внимание на общее число фирм пищевой индустрии региона. В 2010 году оно достигло пика – 720 штук, а после этого начало неумолимо понижаться: 711, 661, 643, 638…

Рост количеств производства всё это время был нестабилен, то мало показываясь над нулём, то опять опускаясь в отрицательные размеры. Программа помощи, как видим, помогла не очень сильно.

Удобный момент

В 2015 году количество пищевых фирм выросло до 651, не смотря на то, что растолковать это возможно, скорее, достаточно благоприятными внешними условиями. Дело в том, что поставщиком сырья для пищевой индустрии есть сельское хозяйство, а оно на данный момент на подъёме.

К тому же борьба со стороны импорта была ослаблена: продуктовое эмбарго на товары из Европейского союза и, что серьёзнее, удорожание импорта из-за девальвации рубля неизбежно уменьшают его долю на русском рынке и делают менее привлекательным для клиентов.

Однако здесь имеется неприятность.И животноводство, и растениеводство как главные поставщики ресурсов имеют достаточно долгие производственные циклы, исходя из этого удовлетворение их продукцией внутреннего спроса не есть сиюминутным делом. К тому же, должны ещё сложиться межрегиональные торговые связи, поскольку далеко не всегда предприятия региона обеспечиваются внутренним сырьём.

И Волгоградская область – один из таких регионов. Самодостаточно у нас лишь производство муки, хлебобулочных изделий и круп, а вот с переработкой мяса дело обстоит не имеет значение, поскольку поголовье скота уменьшается уже два десятилетия.

Кое-какие регионы смогли выбраться из сырьевого недостатка, а мы – нет.

Как же с ним бороться? Многие большие производители продуктов питания стремятся к вертикальной интеграции фирм отрасли, в то время, когда под одной «организационной крышей» видятся промышленная переработка и сельскохозяйственное производство.

Пример – «Царь-продукт», купивший пара животноводческих хозяйств. Но существует и второй путь.

По словам исполнительного директора Национального альянса производителей молока Артема Белова, в течение многих лет количество производства сырого молока фактически не рос, тогда как потребление молочных продуктов росло на 3-5% в год. Ясно, что прирост потребления обеспечивался по большей части за счёт импорта, что сейчас был «вне закона».

А сейчас кое-какие отечественные производители попросту занялись фальсификациями, к примеру, применяя растительные жиры вместо молочных. И это по собственному логично, в то время, когда количество производства сыра за год вырастает на 30%, а надои на 4%.

Уповаем на контроль

Из этого ясно, из-за чего уровень качества отечественных продуктов питания приводит к множеству нареканий у россиян. Возможно, рынок со временем всё отрегулирует: фальсификаторы проиграют борьбу за клиентов, а предложения и дисбалансы спроса на сырьё придут в норму.

Но мы вправе рассчитывать и на уже существующие механизмы контроля качества пищевой продукции. Серьёзную работу тут делают особые национальные ведомства (к примеру, Федеральная служба защиты прав потребителей).

Но имеется и второй субъект контроля – сети розничной торговли. Попадание на их прилавки в условиях усиливающейся торговой централизации – цель любого производителя продуктов, поскольку создать сеть собственных фирменных магазинов под силу не каждой компании, да и линейка товаров для экономической целесообразности таковой формы сбыта должна быть внушительной.

Со своей стороны, сетевики также заинтересованы в сотрудничестве с местными компаниями, поскольку это разрешает им решить кое-какие неприятности, к примеру, заместить «выпавший» импорт либо оптимизировать логистику.

Наряду с этим существуют определённые правила, каковые «пищевики» должны выполнять. Их обозначил Максим Свидров, директор Регионального центра качества Волгоградской ТПП: «В первую очередь, речь заходит о менеджменте качества.

Единые требования к контролю за качеством продукции призваны повысить доверие между всеми участниками производственно-торгового процесса. Гипермаркеты желают верить в надёжности поставщиков и партнёров, а потому выдвигают требование внедрять на производстве современные системы менеджмента качества, например, ИСО».

Но соглашаются на исполнение этих условий не все производители. По словам Свидрова, дела с этим в Волгоградской области обстоят неудовлетворительно, и от вторых регионов мы значительно отстаём.

Само собой разумеется, наиболее значимая обстоятельство этого – не зломыслие предпринимателя, а отсутствие средств на создание совокупностей менеджмента.

Потребительский патриотизм

Любой магазин пытается, в первую очередь, к повышению выручки. Но и репутация при нынешнем уровне борьбы между сетями дорогого стоит. Так, торговые сети и потребители оказываются во многом союзниками в борьбе за уровень качества продуктов.

Создание условий для появления на полках местной продукции – также метод привлечь клиента, которому товары родного региона довольно часто кажутся привлекательнее других. От того, окажется по душе товар местной публике либо нет, зависит успешность его предстоящего продвижения по стране, поскольку сети имеют возможность вывести товар на федеральный уровень.

Константин СМОЛИЙ

не забывай Имя Собственный — Имеется одна хорошая песня у соловушки (на стихи С. Есенина)


Читать также:

Читайте также: