Дагестанский бриллиант авиапрома
Неизменно думал, что основной завод дагестанского Кизляра – коньячный. Оказывается – нет! Острые, как бритва, ножи под маркой «Кизляр»? Увы, также нет.
Уже 55 лет в городе царит эмблема Кизлярского электромеханического завода, сейчас «Концерна КЭМЗ». Наименование неинтересное, но содержание богатое, не хуже бочек с элитным коньяком и блеска дамасской стали.
А уж об авторитете Ибрагима Ахматова и генерального директора говорит единственный факт (из многих!) – во второй половине 90-ых годов XX века, в то время, когда банда Салмана Радуева напала на Кизляр, и в 1999-м, в то время, когда снова террористы нарисовались на горизонте, именно он возглавил штаб самообороны Затеречного района города. На стенах ветхих построек завода сейчас видны шрамы от выстрелов и пуль из гранатомётов.?Сейчас Дагестан находится не в состоянии обороны, а, по личным ощущениям, в ходе «большого ускорения».
Мало кто знает, что именно эта республика есть фаворитом по темпам роста среди субъектов Федерации. Суперфорвард, забивающий – «Концерн КЭМЗ».
«Фалькатус» навстречу
Однако Дагестан – особенная планета в созвездии русских регионов. По всей стране на протяжении автострад трудятся бензоколонки известных брендов.
В Дагестане их не видел, но имеется «Луккойл», «Русьнефть», «Gazпромнефть» и другие. Максимально приближённые по звучанию и расцветке.
И помой-му к качеству бензина очень претензий нет – автомобили летают по весьма приличным дорогам (таковые не везде, но) весьма кроме того шустро.
Но, само собой разумеется, не подмечать блокпосты, автоколонны с прикрытием военной техникой совсем фантастического вида нереально. Едем из Махачкалы в Кизляр, и навстречу по автостраде со стороны Кизляра мчится тёмный «бэтмобиль» Центра спецназначения ФСБ.
Больше известный как «Мучитель» (так устрашающе-недемократично назвали когда-то тему разработки), превратившийся в новейший защищённый бронеавтомобиль «Фалькатус», его правильные характеристики сейчас секретят. Президенту В. Путину лишь в прошедшем сезоне продемонстрировали.
Предположительно, «Фалькатус» выстроен на шасси раллийных грузовиков КамАЗ и имеет соответствующий двигатель 830 лошадиных сил и скорость под 200 км/e_SNbSч. Но, линия забери, смотрится сильно!
Одним видом намекает на то, что лучше жить по закону. Суетливо уступаем дорогу.
Проверки на дорогах обыденны. Водители дружно недолюбливают местных «гайцов» и совсем нормально принимают командированных сотрудников из вторых регионов страны: «Русские документы удостоверятся в надежности, осмотрят – проезжай.
А отечественные…» Владимир Васильев, быть может, сыграет в республике роль нейтрального ростовского либо ставропольского омоновца, но лишь наделённого большими властными полномочиями.
Дагестан стреляющий и Дагестан трудящийся – как часы, где стрелка показывает без одной 60 секунд двенадцать. чрезвычайные положения и Рапорты силовиков скорее говорят об действенной работе разведслужб. очевидно для боевиков осталась минутка – обычная судьба, работа либо
Таксисты на рынке, заводчане тихо, но говорят, что операция в Сирии появилась весьма своевременно и к месту: «Отморозки в том направлении отправились, а у нас тут стало куда спокойнее». И на каждом углу шуточки про «кирпичный завод».
Как определить, чем дышит город без того, дабы прогуляться по рынку? Таксист Шамиль, которого попросил подождать полчасика на автостоянке у рынка, встретил фразой: «А я уж думал в ФСБ бежать, информировать, что столичного гостя на кирпичный завод забрали».
С улыбочкой. Звоню в редакцию – а оттуда вопрос один к одному. Видно, тема больной, набившая оскомину, центральные СМИ непременно информируют о любом ЧП в республике.
И практически ничего о том, что в Дагестане имеется обычная судьба, республика начинается невиданными темпами (возможно сообщить, фаворит). Ясно, это развитие связано с околонулевой точкой отсчёта – в стране сейчас имеется регионы, которым уже тяжело взвинчивать и поддерживать скорость увеличения.
Забрать агропром Белгородской области – вся почва в деле.
Мальчики – налево, девочки – направо
В одноэтажном (в собственной базе) Кизляре также, как в мегаполисах, бывают автомобильные пробки. В то время, когда заканчивается смена на базисном заводе «Концерна КЭМЗ», джигиты седлают металлических коней.
Перед этим в 17:00 к проходной на выход выстраиваются две очереди из сотрудников. Левая – мужская, правая – женская.
Это не «Восток – дело узкое», а обычное цивилизованное отношение к сотрудникам. В случае если рамка металлодетектора (как в аэропортах) заверещит нечеловеческим голосом, то не сильный пол будет досматривать не сильный, а сильный – сильный.
Вызывающе большие сомнения, что эта процедура – тут вещь обыденная, честь в местных краях в громадной цене. Все друг друга знают, к чему позор на всю землю?
Да и отношение к главному заводу не только города, да и всей республики трепетное. Плавательный бассейн – КЭМЗ, ледовый каток – КЭМЗ, жильё для экспертов – КЭМЗ, команда , мировые чемпионы, России и Европы по ушу-саньда, смешанным единоборствам. Перечислять продолжительно.
Ваш обозреватель останавливался в санатории-профилактории завода (кроме того адрес сходится). Превосходно! Злил преследующий везде запах свежей краски – к юбилею подготавливались всерьёз и, как водится, лоск наводили в последний момент.
Но выпивал воду «Чистая», которую везут с гор и разливают на КЭМЗ.
В честь юбилея премировали каждого работника – выдали всем по 5 тысяч рублей, организовали гала-концерт мастеров искусств Дагестана. А церемонии награждения покинули подразделениям и цехам, дабы не устраивать многочасовой марафон с поздравлениями.
Многочисленная несколько сотрудников отмечена призами Минобороны.
Точно к юбилею завода открыли 3D-кинотеатр в строении Дворца культуры. «Раньше молодёжь спешила на премьеры за 150 вёрст в Махачкалу, а с 12 октября возможно пешочком», – резюмирует, разрезав ленточку, бессменный уже более 30 лет председатель совета директоров Ибрагим Ахматов. Афиши с космическим блокбастером «Салют?7» уже висят. «Будет кинотеатр заполнен – сделаем ещё один кинозал», – дал обещание Ахматов.Уверенный в себе, спокойный человек. председателем совета директоров прописали его в первой половине 80-ых годов XX века. Как он вспоминает, «вот тогда была важная кадровая политика»:
– Прошёл десять собеседований на всех уровнях!
Глава горадминистрации Кизляра Александр Шувалов, в прошлом преподаватель физики, опоздал к торжеству. Оправдание принято – в столице республики в данный сутки воображали нового начальника Дагестана, и.о. главы республики Владимира Васильева.
Задаю вопросы главы горадминистрации, а что будет, в случае если КЭМЗ закроется? Отвечает не вспоминая:
– Да вы что! Градообразующий завод, целый район города им выстроен – Черёмушки.
– Но рыночная экономика в русском варианте – «терра инкогнита». Сейчас завод, а на следующий день, опа, на его месте – торговый комплекс.
Где известный Молот «и московский Серп», а с ним заодно станкостроительная и инструментальная индустрия страны?
– Я вижу, какие конкретно упрочнения прилагаются для заключения «необоронных» контрактов. Мирная продукция – гарантия стабильности.
Вы правы – не забываю, в Махачкале был приборостроительный завод, на нём трудились 10 тысяч людей. От завода не осталось ничего, по большому счету ничего!
На его месте выстроили многоэтажки. А КЭМЗ жив!
Социальная функция завода несложная – в Дагестане с работой, скажем так, не весьма. Хочется верить, временно.
А в то время, когда имеется предприятие, нафаршированное суперсовременными станками и обрабатывающими комплексами, выбор «в горы с автоматом либо на завод» решается, поверьте, в пользу последнего. Очередь в отдел кадров – тому свидетельство.
Объективный контроль – ОК
РАНЬШЕ, дабы снять с самолёта эти, нужно было забрать запись параметров с самолёта, пойти за два километра, сдать на станцию объективного контроля, в том месте будут считывать, расшифровывать и обрабатывать данные, позже продолжительно писать заключение.
Комплекс аппаратуры «Дозор», созданной на КЭМЗе, – другое дело. За 10 мин., практически под крылом самолёта, «Дозор» проверит все совокупности, что и как происходило в полёте, как функционировали оружие, совокупности и агрегаты самолёта, как трудился экипаж.
Но «Дозор» отечественные ВВС не брали – словно бы взяли на вооружение лозунг «Нам торопиться некуда!». Лишь в то время, когда запахло жареным, начались боевые действия, подняли авиацию, картина поменялась.
А КЭМЗ отправился на опережение – выделил ВВС пара «Дозоров» без оплаты. Инженерно-технический состав новинку оценил, «Дозор» приняли на вооружение.
Одно дело – делать заблаговременно узнаваемые «учебные задачи» и позже не торопясь делать разбор полётов, второе – война.
Пятилетка модернизации
Среднестатистическая заработная плата на заводе – около 25 с половиной тыс. рублей. Бесплатное питание для сотрудников.
Для Дагестана – много. Но громадные доходы несут угрозу экономике предприятия.
За примером на большом растоянии ходить не нужно – производители уже бегут из Китая.
Я, зная практику Ростеха и других госкорпораций, уточняю у Ибрагима Магомедовича, что это, по всей видимости, вместе с миллионными заработными платами топ-менеджеров? И приобретаю отлуп:
– У нас топ-менеджеры не шикуют. К примеру, моя заработная плат не имеет возможности быть больше среднюю по концерну более чем в 5 раз.
Сейчас ясно, из-за чего у Ахматова прозвище «красный директор», люди к нему подходят смело, многие обращаются легко по отчеству – Магомедович.
– Тогда снова вопрос к председателю совета директоров – чем силён КЭМЗ?
– За девять месяцев мы уже выдали количества всего прошлого года, что, мы тогда были уверены, был превосходным – зафиксировали выручку в 4 миллиарда рублей.
– Сопоставимое по показателям предприятие в Дагестане имеется?
– На втором месте – известный завод «Дагдизель», он чуть не дотягивает до 1 миллиарда.
– Значит, нет
Ахматов извлекает из папки лист с внушительным перечнем изделий. Действительно, их номера непрофессионалам ничего не могут сказать:
– Это перечень изделий, каковые мы освоили за неполных три года. Благодаря новому перевооружению и оборудованию предприятия.
Ахматов и по сей день меряет всё пятилетками, как в советское время. Любой юбилей завода – собственного рода засечка на планке роста.
Были, само собой разумеется, «времена покруче», в 90-х героически бились за выживание. на данный момент идёт борьба за развитие, от несложного к сложному.
Ростех без денег, а КЭМЗ со станками
Последние годы, минимум пять лет, схема функционирования выглядит так: получили, собрали акционеров и решили – никакой выплаты барышов, всю прибыль направляем на модернизацию производства. И точка.
Национальных денег в развитие «Концерна КЭМЗ» не положено ни копейки.
Единственный акционер, что давил – «Дайте денег!», был (и имеется) Ростех. Но у корпорации, к счастью, всего 25% акций. «К счастью» вследствие того что если бы у неё был контрольный пакет, то новые обрабатывающие комплексы, производственные площадки, 3D-кинотеатры, базы отдыха и спорткомплексы стали бы недостижимой мечтой, деньги на которую осели бы в карманах функционеров и акционеров.
От страны никаких налоговых льгот – в прошедшем сезоне заплатили в бюджеты всех уровней около миллиарда. Главные доходы не от государственного оборонного заказа, а от экспортных контрактов.
Самый востребованный продукт – средства объективного контроля летательных аппаратов. Куда идут поставки отечественной авиационной техники, в том месте и появляется окно для оборудования концерна – Китай, Индия, Малайзия, Индонезия КЭМЗ его производитель и разработчик.
Китай сперва заказал две установки. Одна не так долго осталось ждать прекратила трудиться.
Из Кизляра безотлагательно примчались эксперты-ремонтники. Поняли, что в оборудовании кто-то до них покопался – по обыкновению в Поднебесной постарались скопировать и сделать собственное.
Но повторить не вышло! Это говорит о наибольшем интеллектуальном уровне программного обеспечения и изделий.
Китайцы были вынуждены приобрести ещё пара комплексов.
Без них безопасно эксплуатировать и обслуживать сложные современные истребители Су и МиГ очень непросто. Кроме того для контроля состояния двигателей, созданных в Российской Федерации, но создаваемых в Китае, закупается оборудование «Концерна КЭМЗ».
В текущем году на экспорт поставлено 20 этих изделий, каждое стоит практически полтора миллиона долларов.
Берегись китайского кипятильника!
Хороший, общеизвестный командировочным электрокипятильник стал предметом важного расследования. На КЭМЗ стали поступать жалобы – кипятильники разваливаются, чуть до пожара дело не доходит.
Спираль не защищена, может убить человека электротоком.
Узнали – китайцы реализовывают кипятильники собственного производства с гарантией и паспортом КЭМЗа! Стопроцентная фальшивка.
С восточными соседями дружить нужно, но и держать ухо востро.
на данный момент товары народного потребления для концерна – не основное направление, оно существует как подушка безопасности. Будет понижение количеств государственного оборонного заказа – и отопительные котлы, печки, водонагреватели, энергосберегающие лампы (единственные в Российской Федерации созданные сомостоятельно) выйдут «из тени» главного производства.
Собственные изделия предлагать не стыдно – инженеры завода раскурочили накопительные водонагреватели именитых западных производителей и продолжительно позже смеялись: «Металл баков тоненький, простой, как фольга! Если бы не эмаль – сгнил бы сходу.
То ли дело у нас – настоящая нержавеющая сталь!» Была сделана многочисленная партия, но продаётся отечественный товар не имеет значение. председатель совета директоров растолковывает обстановку неконтролируемым засильем импорта. Значит, нужно искать новые ниши. Ахматов уверен, они имеется:
– Сейчас продажи гражданской продукции составляют около 300 миллионов рублей в год. Но на «запасном пути» у концерна готовится новый козырь – самолёт.
Окажется пройти муки сертификации и наладить серийное производство, будет заметный рост количеств в гражданском сегменте. Про престиж и сказать нечего.
Настоящее импортозамещение
Для КамАЗа делается снаружи простенький элемент топливной совокупности – датчик контроля и забора уровня горючего. С подогревом!
Всё собственное – микросхемы, запрятанные внутри, также. Отпускная цена – в два с половиной раза меньшая, чем у прошлого именитого поставщика из Германии.
Видели зимний период водителей большегрузов, разводящих костры под баками собственных коней? У «немца» нет подогрева, в лютые морозы солярка подмерзала, и грузовик терял свойство двигаться.
Горский самолёт
Самолёт, на что делает ставку Ахматов, довольно мал – двухмоторный, запланирован на 4 пассажиров, имеет крыло громадного удлинения с винглетами. Фюзеляж и частично крыло сделаны из композиционных материалов.
Расчётная дальность – до 1500 км, большая скорость – до 270 км/ч. Его демонстрировали на статичной экспозиции МАКС?2017. Старший сын – Магомед Ахматов, он командует в Москве одним из филиалов концерна, горячо поддерживает самолётостроительную программу, ещё на МАКСе потащил меня к самолёту:
– взглянуть на него, садитесь в салон. Это же лимузин, «Бентли»!
И правильно, мало найдётся четырёхместных лёгких воздушных судов с 4 дверями. В большинстве случаев, пассажирам приходится карабкаться на задние места в скрюченном состоянии.
А тут и правда лимузин. Два двигателя являются хорошей страховкой при полётах в горах – при отказе одного довольно много шансов приземлиться на посадочную полосу, а не упасть на гора.
на данный момент самолёт дособирают и готовят к первому полёту. Трудятся и местные инженеры, и столичные конструкторы.
Сходу за производственными корпусами готовят взлётно-посадочную полосу длиной 800 м, не так долго осталось ждать в том месте будет обычный аэропорт. А мне удалось заметить, как расширяют на несколько метров ворота, каковые отделяют сборочный цех от ВПП – новый самолёт попросту не проходит по размаху крыльев.
Примечательно, что сын председателя совета директоров Ахмат Ахматов, весьма важный юный человек, студент выпускного курса самолётостроительного отделения Столичного авиационного университета. То ли такова стратегия отца, то ли так звёзды сошлись?
К самолётостроению шли пошагово. В начале 1990-х собрали лёгкий биплан МАИ-890, проект объединения «Авиатика».
Испытывал его Храбрец России лётчик-испытатель Магомед Толбоев. Позже был мотодельтаплан, следом – одномоторный самолёт сельхозавиации «Пайпер», и вот МАИ?411 – важный летательный аппарат.
Догнать и перегнать
Рост в текущем году – 20%. Культура производства – на высоком уровне. Входящий контроль, исходящий, гальванический цех обновлён всецело, барокамеры, термобарокамеры, лаборатории, порядок и чистота снаружи и в. Последовательность цехов трудится целыми сутками, в три смены, что сейчас редко где встретишь.
В большинстве случаев, иное предприятие и радо бы выполнить заказ поскорее, но не достаточно рабочих и специалистов рук, разбазаренных в перестроечно-рыночном прошлом.
Личный центр обучения – вереница современных станков с ЧПУ. Для чего такое расточительство?! Станки на данный момент приходится тащить в Россию с массой неприятностей – санкции!
У управления точка зрения другая – кадры решают всё. На древних «ДиП» («Догнать и Перегнать» – были такие станки) экспертов не вырастишь. Собственными силами с нуля готовят кадры для работы на новом оборудовании – его более чем 1000 единиц.
Кроме того, мастера этого центра реально одни из лучших экспертов по собственному профилю, делают сложнейшие подробности для главного производства.
У обрабатывающих комплексов и станков с ЧПУ возможно встретить целый «интернационал» многоликого Дагестана, наряду с этим технические вопросы решаются на русском. Но, рынок в Кизляре также русскоязычный.
Земляки одной народности, само собой разумеется, перебрасываются фразами на родном языке, но применять «великий и могучий» для межнационального общения совсем логично.
Бриллиант — УЛИЧНЫЙ ДРАЧУН!!! Абориген Дагестана!