80 Лет назад памятник «рабочий и колхозница» был представлен публике
Во второй половине 30-ых годов двадцатого века советское правительство взяло из Франции приглашение учавствовать в Парижской глобальной выставке, посвященной теме «Мастерство и техника в нашей жизни». Молодое государство не планировало упускать собственный шанс упрочить собственные интернациональные позиции и заявило конкурс на создание павильона.
Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве главного соперника на выставке, но и выделить идеологическую составляющую проекта. В частности — продемонстрировать мировое превосходство советской экономической совокупности и ее неотъемлемых «винтиков».
В конкурсе победил Борис Иофан. Павильон для выставки планировался в стиле классицизма, а центральную его часть должна была занять скульптура.
Мысль увенчать строение огромной статуей была тогда в моде — достаточно отыскать в памяти проект монструозного Дворца Советов того же Иофана.
Образ же скульптуры для выставочного павильона, как вспоминал архитектор, «появился весьма не так долго осталось ждать: девушка и юноша, олицетворяющие собой хозяев советской почвы — рабочий колхозное крестьянство и класс. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — молот и серп.
Скульптура мне представлялась сделанной из легкого яркого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника — крылатая победа». На создание монумента Иофана натолкнула мысль древней статуи «Тираноборцы», изображающей стоящих рядом с клинками в руках Гармодия и Аристогитона, и скульптура «Ника Самофракийская».
«Москва — самая громадная деревня в мире»
В послевоенный период доступ в СССР для чужестранцев был ограничен. Практически единицам удалось попутешествовать по стране и сложить собственное вывод…
По воспоминаниям Иофана, сам павильон, а не его содержимое должен был появляться на выставке главным экспонатом, по причине того, что «нам еще практически нечего было показывать, не считая диорам, фотографий, макетов, красочных панно. Последний, четвертый, завершающий зал павильона по большому счету был безлюдным: в середине стояла громадная статуя Сталина, а на стенах размешались плоские панно.
В советском павильоне преобладали живопись и скульптура».
Рабочая группа идею павильона в целом одобрила, а вот нюанс в виде проекта скульптуры Иофана ей не весьма понравился. Было нужно проводить срочный конкурс на еще одну версию монумента, где победила Вера Мухина.
В то время как Иофан запечатлел девушку и юношу «в праздничной поступи», Мухина перевоплотила эту поступь «во всесокрушающий порыв».
Скульптор-монументалист Вера Мухина. Ее монумент «колхозница и Рабочий» был установлен в Париже на Глобальной выставке 1937 года. Композиция В.И. Мухиной венчала коммунистический павильон, спроектированный архитектором Б.М.
Иофаном. 1947 год
Выполнить скульптуру решили не из латуни либо меди, каковые поглощали бы свет, а из нержавеющей хромникелевой стали, поскольку монумент должен был сиять так, дабы затмить и орла на павильоне Германии, и Эйфелеву башню. Соединять страницы на монументе, что сама Мухина именовала «крестьянка и Рабочий», постановили не заклепками, как это принято в Соединенных Штатах, а сваркой.
Значительным отличием от версии Иофана в композиции Мухиной стало громадное полотнище материи, летящее за группой. Кроме придания 80-тонному монумента «нужной лёгкости рисовки» и «полёта четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был закрывать колхозницы и причинные места рабочего: в варианте Мухиной девушка и юноша должны были быть обнаженными.
Помимо этого, материя разрешила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы — ею женщина придерживает металлическую «ткань».
Но, творческий полет мысли Мухиной высокая рабочая группа оценила не всецело. Во-первых, дуэт было предложено одеть, для чего скульптор выбрала максимально нейтральные комбинезон и сарафан, оставляющие открытыми ноги и торс соответственно.
Во-вторых, сомнения позвало то самое полотно. Так,
глава комиссии Вячеслав Молотов, прибыв на «смотрины», удивился: «Для чего данный шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!»
На что Мухина ответила, что «это необходимо для равновесия». Скульптор сказала в эстетическом контексте, но Молотов осознал ее слова практически и сообщил: «Ну, в случае если это технически необходимо, тогда второй вопрос».
Изготовление монумента проходило достаточно медленными темпами, и многие не верили, что рабочие успеют в срок, в особенности учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. Директор металлообработки и Института опытного завода машиностроения (ЦНИИМАШ), где создавали элементы статуи, кроме того написал донос, что, дескать, скульптура не может быть закончена в срок, по причине того, что Мухина специально прерывает работу, требуя нескончаемых исправлений, к тому же придумала данный шарф, что может сломать всю группу при порыве ветра.
А дабы уж точно, он сказал, что, по отзывам экспертов, в отдельных местах металлической оболочки каркаса якобы появляется профиль Льва Троцкого, что к тому моменту уже имел статус «врага народа».
Рабочая группа в лице Молотова, других членов и Ворошилова правительства осмотрела монумент днем и никакой крамолы в складках одежды скульптурной группы, а также в профиле «рабочего» не заметила. По некоторым данным, В том же направлении приехал конкретно Сталин.
Его водитель осветил монумент фарами автомобиля, позже подключили замечательные прожекторы, но, по всей видимости, замеченное удовлетворило вождя народов, и наутро Иофан передал Мухиной, что правительство достаточно, а ее работа принята без замечаний.
Русская тройка, поменявшая мир
В текущем году фестивальные площадки в центре Москвы посвящены выдающимся соотечественникам. Но в случае если фамилии Станиславского, Немировича-Данченко либо…
Но, по окончании окончания Парижской возвращения и выставки статуи в Москву комиссар советского павильона Иван Межлаук был арестован, и еще пара инженеров, трудившихся над статуей. Им припомнили среди них и донос Тамбовцева, директора завода.
Реабилитированы они были уже по окончании смерти Сталина, Межлаук — посмертно.
колхозницы «и Изготовление Рабочего» заняло 3,5 месяца. Дабы довезти его до Парижа, монумент разрезали на 65 частей и упаковали в 28 ЖД вагонов.
Но в Польше коробки не состоялись в туннель, и было нужно разрезать скульптуру еще на пара частей. Одиннадцать дней ушло на сборку, причем в ходе рабочие столкнулись с диверсией — трос-растяжка деррик-крана был подпилен, а вся конструкция угрожала упасть на павильон.
До завершения работ у павильона «было организовано ночное дежурство из добровольцев и советских рабочих из тех бывших российских эмигрантов, каковые относились к СССР дружественно».
В итоге скульптуру установили в павильоне СССР именно наоборот германского павильона с гитлеровским орлом на крыше. По воспоминаниям Мухиной,
«немцы продолжительно выжидали, хотя определить высоту отечественного павильона совместно со скульптурной группой. В то время, когда они это установили, тогда над собственным павильоном соорудили башню на десять метров выше отечественной. Наверху посадили орла.
Но для таковой высоты орел был мелок и смотрелся достаточно жалко.
Появлялась неловкость от того, что отечественная несколько «колхозница и Рабочий» вихрем летела прямо на нацистов. Но развернуть скульптуру было нереально, поскольку она шла в направлении строения».
Скульптура Веры Мухиной «колхозница и Рабочий» перед Северным входом на Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). Была создана для советского павильона на Глобальной выставке в Париже во второй половине 30-ых годов XX века.
Идейный первый макет и замысел скульптуры принадлежал архитектору Б.М. Иофану. 1968 год
Основной приз — золотую медаль — коммунистический и германский павильоны поделили. И все же французская пресса была в восхищении как раз от советского павильона и именовала скульптуру «величайшим произведением ХХ века».
Местные власти кроме того предлагали выкупить «Рабочего и колхозницу». А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Но, были и критические отзывы.
К примеру, Вашингтон Пост писала, что павильон СССР «открыто имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-либо слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». Критики кроме этого отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, в то время как «создавалось явное чувство, что целый павильон воздвигнут только чтобы быть постаментом скульптурной группы».
Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» опять ожидала расчлененка. На этот раз — дабы возвратиться в Москву. Статую поделили на 44 части.
При перевозке и демонтаже левая рука колхозницы, правая рука рабочего, элементы шарфа и другие ответственные части взяли повреждения, но при новой сборке уже в Москве в январе – августе 1939 года их заменили на новые. Куда девать все это добро, сперва было неясно.
Во второй половине 30-ых годов двадцатого века в газете «Громадная Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «колхозница и Рабочий», и монумент Мухиной планировалось установить в том месте. Но потому, что строительные работы на гидроузле еще не были закончены, монумент смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (сейчас Северный вход ВДНХ).
А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга».
Как Москва росла вверх
Москва всегда была городом горизонталей, а не вертикалей. Путешественники прошлых столетий в один голос отмечали, что город широк, но не высок, словно бы…
15
Потому, что колхозницы «и монтаж Рабочего» торопились завершить к открытию ВСХВ, постамент оказался практически втрое ниже, чем начальный парижский павильон. Мухина безрадосно именовала новое место установки монумента «пеньком».
Скульптору больше нравился район на стрелке Москвы-реки, в том месте, где сейчас стоит церетелевский Петр I. Предлагала обладательница Сталинской премии и смотровую площадку на Воробьевых горах. Но к ее точке зрения не прислушались. «Мне остается лишь беспомощно разводить руками, потому что все мои протесты при ответе этого вопроса ни к чему не привели.
Никто из архитекторов не поднял протеста по поводу совсем недопустимой постановки данной статуи, постановки, стёршей с лица земли целый порыв скульптуры», — вспоминала она.
Во второй половине 40-ых годов двадцатого века монумент стал фирменным знаком советского кинематографа — знаком киностудии «Мосфильм». Как раз с ее изображения на фоне Спасской башни Кремля во второй половине 40-ых годов двадцатого века начался фильм Григория Александрова «Весна».
В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему официально. Но
потому, что скульптура громадная, при ее съемках под углом происходило искажение изображения, исходя из этого в ноябре 1950 года Мухина изготовила уменьшенную модель специально для «Мосфильма».
Модель хранится в том месте до сих пор.
Любопытно, что в 1975 году статую предлагали перенести, и проектирование нового постамента кроме того поручили все тому же Борису Иофану. Но он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года.
Тогда была совершена очередная реставрация монумента, продлившаяся на четыре года продолжительнее из-за денежных трудностей. В итоге 4 декабря 2009 года монумент был празднично открыт.
Он переехал ближе к проспекту Мира, на намерено выстроенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции уникального творения Иофана, включая такие подробности, как горельефы. Демонтаж, реставрация и хранение легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету, в 2,9 млрд рублей.
колхозница и Рабочий