4 Памятника москвы, считавшихся «неприличными»

Серпом по юбке

Проект «Архитектурные излишества» начал публичную кампанию по воссозданию известной фигуры на «доме под юбкой». Речь заходит о строении на пересечении Тверской Тверского бульвара и улицы.

В 40-50-е годы прошлого века ротонду на его крыше украшала скульптура танцовщицы в летящих одеждах, с серпом и молотом в руке.

Столичный краевед Юрий Федосюк так обрисовывал историю появления декоративного элемента: «Дабы акцентировать угол дома №17, выходящего на Пушкинскую площадь, Мордвинов, мастер очень плохой, неуместно установил на вершине статую балерины с поднятой рукой (а не ногой), сейчас в далеком прошлом уже снятую. Под статуей, в начале Тверского проспекта, был монумент Пушкину». По этому поводу, как вспоминал Федосюк, кто-то посвятил Мордвинову эпиграмму:

«Над головою у поэта / Воздвиг ты деву из балета, / Чтобы Александр Сергеич имел возможность / Заметить несколько стройных ног».

Действительно, позже монумент Пушкину перенесли на противоположную сторону Тверской, на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и жители злословили, что сейчас он отворачивается от «срама».

4 Памятника москвы, считавшихся «неприличными»

Анатолий Гаранин/РИА Новости Новогодняя ярмарка на Пушкинской площади. Москва, 1947 год.

По воспоминаниям краеведа Федосюка, все говорили, что статуя изображает балерину Ольгу Лепешинскую, якобы жившую в том же доме. В пользу данной версии сказало да и то, что Сталин, определявший вид улицы Неприятного, довольно часто бывал на постановках с ее участием.

Как-то, появлявшись на одном приеме за столом рядом с балериной, кравед задал вопрос ее об этом. Вот ее ответ: «Ни при каких обстоятельствах я в том месте не жила и никто статую с меня не лепил.

Слухи, возможно, позваны тем, что в начале войны я дежурила на данной крыше вместе с Мишей Габовичем, тушили германские зажигалки».

60 лет назад — во второй половине 50-ых годов двадцатого века — статую убрали с привычного места. По одной из предположений, она треснула и начала представлять опасность: посыпался армированный бетон из-за коррозии.

Второй же вариант гласит, что партийному управлению не нравилось проезжать по Тверской «под юбкой».

Женщина с веслом

Пострадать из-за наружности в свое время было нужно кроме того таковой очевидной, казалось бы, скульптуре как «Женщина с веслом». Фигуры прочно сбитых спортивных девушек в период СССР, пожалуй, были в каждом центральном парке города.

Но самая первая «Женщина» отличалась от них так же очень сильно, как Венера Милосская от Венеры Виллендорфской.

Работу скульптора Ивана Шадра (он, кстати, в свое время брал уроки у Огюста Родена) установили у главного входа в парке Неприятного в 1935 году. По легенде, моделью для статуи стала студентка Вера Волошина, которую Шадр заметил, в то время, когда она делала тренировочные прыжки в воду с башни.

Будущее Волошиной сложилась трагически: в осеннюю пору 1941 года она добилась зачисления в диверсионный отряд для работы в тылу неприятеля, где появилась в одной группе с Зоей Космодемьянской. 21 ноября Волошина, закрывая отход партизанского отряда, была ранена в плечо и попала в плен.

По окончании пыток немцы повесили ее в лесу.

Наум Грановский/ТАСС Скульптура женщина с веслом в ЦПКиО имени Неприятного, 1935 год

Что касается монумента, созданного с Волошиной, то он фактически сходу привёл к возмущению мэрии и горсовета Москвы: скульптура оказалась через чур сексапильной и вовсе не соответствовала образу дамы-труженицы. «Мы замечаем спекуляцию пошлой эротической образностью.

Весло тут теряет собственный бытовой суть и делается очевидным фаллическим знаком; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло Наконец, направляться не забывать, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, что моделирует водометание как извержение спермы»,

— говорилось в номере «Вечерней Москвы» от 11 августа 1935 года.

Шадру было нужно переделывать скульптуру, а уникальную «девушку» за личный счет послать в «парк любого города, что согласится ее принять». По окончании бессчётных отказов самая первая «Женщина с веслом» появилась в Ворошиловграде (Луганске), где была уничтожена на протяжении войны при артобстреле.

Новости smi2.ru

У второй «Девушки с веслом» были более широкие бедра, пышная грудь, меньше мускулов и не такие долгие ноги, как у первой. Помимо этого, изменилась прическа.

Ее вид эстетику власти удовлетворил. Эта скульптура простояла в парке Неприятного до начала войны и была стёрта с лица земли на протяжении бомбежек в осеннюю пору 1941 года.

Что касается более привычных нам крепких физкультурниц в майках и трусах, растиражированных по всему Альянсу, то их создал совсем второй скульптор — Ромуальд Иодко. Первая его работа именовалась «Дама с веслом» и была установлена в 1935 году на столичном стадионе «Электрик» в Черкизове.

Годом позднее он изготовил уже статую «Девушки с веслом», уже в купальнике, для водного стадиона «Динамо», и как раз ее копии стали массово устанавливать в парках.

Сергей Пятаков/РИА Новости Скульптура «Девушки с веслом» Ромуальда Иодко в Центральном парке отдыха и культуры (ЦПКиО) имени А. М. Горького, 2011 год

У данной истории все же радостный финиш: Шадр успел сделать уменьшенную гипсовую копию самой первой «Девушки с веслом», которую в 50-е годы перевели в латунь для Третьяковской галереи. Копию статуи, слепленной с Веры Волошиной, изготовили в 2011 году и установили на «отчизне», другими словами в парке Неприятного.

Сапожник без сапог

Еще один пример советской «цензуры» связан с одним из основных знаков Альянса — «колхозницей и Рабочим». Тело рабочего лепили с бывшего танцор Игоря Басенко, тело колхозницы — с телефонистки Анны Богоявленской.

Последняя сначала была уверена, что живописцы совершили ошибку и никак не могли выбрать ее в качестве модели, на первый сеанс она кроме того послала собственную «более прекрасную» подругу Эльзу. Но Мухиной была нужна как раз Богоявленская.

Любопытно, что тела и колхозницы и лица рабочего «забраны» от различных моделей. Прототипов для головных частей скульптуры Вера Мухина заметила на параде физкультурников.

Лицом рабочего стал Сергей Каснер, строитель, а колхозницы – откатчица Метростроя Зоя Мухина, однофамилица скульптора.

Солидное пятитонное полотнище материи, летящее за группой, должно было закрывать колхозницы и причинные места рабочего: в варианте Веры Мухиной девушка и юноша были обнаженными. Помимо этого, материя разрешила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы — ею женщина придерживает металлическую «ткань».

Альберт Гарнелис/ТАСС Группа скульптур «колхозница и Рабочий» у входа на ВДНХ, 2017 год

Но, творческий полет мысли Мухиной высокая рабочая группа оценила не всецело. Скульптор вспоминала о том, как уполномоченный правительства по приемке павильона для Глобальной выставки в Париже взглянул ее работу: «Он сообщил мне:

— Девяносто девять процентов за то, что делать станете вы. Лишь…

— Одеть?.. (Рабочий был у меня обнаженный.)

— Да, оденьте, тогда видно будет, что это рабочий.

Я одела рабочего, — сейчас он в спецовке, сверху лишь лямки, а поясницы и грудь обнажённые. Женщина в сарафане».

В то время, когда вид будущего монумента был утвержден, монумент начали изготавливать уже в полном масштабе. «Тут близко был завод «Шарикоподшипник» и пролегала трамвайная линия на ЗИС, Динамо. Скульптура вся была видна из-за низкого забора.

За этим забором всегда толпился народ, слышались беседы, споры.

Кто-то был недоволен тем, что у девушки волосы растрепаны.

Второй, вступаясь за скульптуру, со злобой возражал: «Вы что, парикмахер?», — говорила Мухина.

Аполлон: падают листья

Самым свежим примером «цензуры» (не смотря на то, что, само собой разумеется, как взглянуть) возможно назвать реконструкцию Громадного театра. Правильнее — его фронтона, что, напомним, украшает квадрига, управляемая предводителем муз и покровителем искусств Аполлоном.

По окончании открытия отремонтированного театра в 2011 году стало известно, что причинное место всевышнего прикрыли фиговым листком, не смотря на то, что в период СССР Аполлон красовался в чем богиня родила.

Валерий Генде-Роте/ТАСС Квадрига Аполлона на фронтоне Громадного театра, 24 марта 1960 г.

Реставраторы настаивали на том, дабы работы были совершены в соответствии с историческими документами. Оригинал, как утверждается, был с фиговым листком (действительно, из-за чего скульптор тогда так подробно вылепил все, что находится под листком, так и осталось тайной). «Эта скульптура была создана в десятнадцатом веке, приблизительно во второй половине, тогда было не принято изображать мужчин без фиговых страниц, исходя из этого его так и изобразили, -— сказал в интервью «АиФ» завотделом археологии и искусства старого мира ГМИИ им.

Пушкина Владимир Толстиков, — Не могли сделать в противном случае. Во всех дворцах, усадьбах, парках того времени у скульптур в обязательном порядке имеется фиговые страницы.

Необычно, что раньше фигового страницы не было, по причине того, что в Советском альянсе не поощрялись такие вещи, кроме того в отечественном музее в 50-е годы все слепки древних статуй были снабжены фиговыми страницами, которых у них раньше не было, а после этого уже в 60-70-е их сняли».

По различным данным, листок «облетел» то ли в начале прошлого столетия, то ли по окончании бомбежек в первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда боеприпас попал в голову Аполлона, повредил скульптуры и колесницу музы лирической поэзии Эрато, и музы танца Терпсихоры.

На то, что фиговый листок все же был, показывают и следы от штырей, которыми он крепился к статуе. Неизвестно, о крепежной подробности ли обращение либо все же об анатомическом нюансе, но Ирина Виноградова, ведущая реставрацию в Спасо-Андрониковом монастыре, довольно часто подшучивала над дискуссией у них в ЦНПРМ (Центральные научно-реставрационных проектных мастерских) проекта реставрации «штыря у Аполлона».

Лист, как разъяснялось, был «изготовлен по аналогам, каковые существуют, в частности в Петродворце. Я подсмотрел подходящие страницы на фонтане «Ева и Адам», сказал один из реставраторов Владимир Никифоров.

Кроме страницы, Аполлону вернули лавровый венок в правой руке, складывающийся из практически 100 ягод и медных листьев, и пряжку на плаще.

В Москве открыли монумент Василию Маргелову


Читать также:

Читайте также: