130 Лет электрическому освещению в москве
Первые лампочки накаливания в Москве показались еще в далеком 1856 году. Тогда в честь коронации императора Александра II торжественная иллюминация, но, в разовом и ограниченном количестве, показалась на башнях Кремля и на фасаде Екатерининского дворца в Лефортово.
В «мирное» же Москва и время, и Петербург практически 30 лет имели возможность похвастаться не более чем 200 электролампами.
В первой половине 80-ых годов XIX века Карл Сименс, руководящий компанией «Сименс и Гальске», электрифицировал выставку картин Айвазовского. В том же году около храма Христа Спасителя установили экспериментальные электрические фонари, но идея о начале работ по электрификации всей Москвы никому не приходила в голову, пока в первой половине 80-ых годов XIX века по случаю коронации Александра III городская управа не решила устроить иллюминацию Кремля.
Башни и стенки озарились «громадными и малыми солнцами», а аллеи Александровского сада украсили цветными фонариками.
Колокольню же Ивана Великого увешали 3,5 тыс. лампочек! Для осуществления для того чтобы шоу рядом потребовалось установить миниатюрную электростанцию на Софийской набережной, от которой протянули провода к Кремлю.
Иллюминация позвала таковой ажиотаж, что позднее император поручил Сименсу совершить еще последовательность работ по освещению Невского проспекта и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Вдохновленный таким успехом, спустя три года в Санкт-Петербурге Сименс основал АО электрического освещения.
Интерес к будущей деятельности организации был столь велик, что устав компании Сименса был утвержден самим императором. Документ разрешал «как создавать электричество, транспортировать ее, так и реализовывать».
Начальный капитал организации в то время составил 1 млн рублей — огромная сумма для этого времени. Основной целью предприятия было создать централизованную электрическую систему в Москве.
Осуществление этого грандиозного замысла началось 31 июля 1887 года с заключения компанией первого договора на освещение Постниковского пассажа. Заказчица, Лидия Постникова, потомственная купчиха и почётная гражданка 1-й гильдии, купила дом во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века и сразу же приступила к реконструкции строения.
Через некое время в пассаже показалось пара магазинов, торговых контор, отелей. Так как дело потребовало привлечения публики, владелица решила поразить народ зарубежной новинкой.
Wikimedia Commons Постниковский пассаж, сейчас — Театр Ермоловой
В то время в Москве не было выстроено ни одной полноценной электростанции, исходя из этого потребовалось установить маленькую электростанцию прямо во дворе дома. По окончании окончания работ по освещению строения Постниковский пассаж приобрел невиданную популярность в обществе.
Люди с интересом приходили взглянуть на диковинку. А обладатели дома, пользуясь таковой известностью, имели возможность дороже реализовывать собственные товары.
По окончании Октябрьской революции торговый дом поменял множество обладателей, а сейчас в строении находится Театр имени Ермоловой. Кроме дома Постниковой в том же 1887 году был освещен часть Красной и Лубянский пассаж площади.
Wikimedia Commons Лубянская площадь, начало XX века
Потом на многих светских приемах было принято применять освещение, популярность взяли и «электрические балы», где вместо свечей применяли лампы. А так как люди еще не в полной мере осознавали, что представляет собой электрический ток, то часто новинка вызывала много курьезных случаев.
Хотя бы по причине того, что гости просто не могли знать, как они выглядят при электрическом свете — и это выяснялось неприятным сюрпризом для некоторых дам и кавалеров. Говорят, что
одна из хозяек «электрического бала» намерено загримировалась под электрический свет, в то время как ее гостьи пологали, что помещения будут освещаться газовыми рожками. И хозяйка на фоне остальных, «раскрашенных, как куклы».
в один раз миллионерша Вера Хлудова решила всецело осветить собственный дом на Пречистенке и устроить шикарный бал, на что был приглашен столичный губернатор Владимир Долгоруков. «Шикарный дворец со множеством помещений и всевозможных комфортных уголков блистал многоцветными лампами. Лишь танцевальный зал был освещен броским белым светом.
Собралась вся прожигающая судьба Москва, от дворянства до купечества», — обрисовывал светский раут Владимир Гиляровский.
Москва на несколько
В то время, когда, как не перед Новым годом, вспоминая любимый коммунистический фильм, в особенности хочется пойти в баню? Кстати, Москва готова дать если не фору, так…
Но по факту электричество выдавал подержанный локомобиль, что через какое-то время начал давать сбой. По мере прибытия гостей свет во всем доме медлено начинал тускнеть. Наконец прибыл губернатор, и, когда государственный служащий вступил на лестницу, свет совсем погас.
От переживаний хозяйка упала в обморок, ее отнесли в спальню.
«Рассчитывая на электричество, не запаслись свечами. Ринулись в лавки, а они все закрыты по случаю двунадесятого праздника, и наконец в какой-то лавочке, с заднего хода, был отыскан ящик свечей»,
— писал Гиляровский.
Через некое время стало ясно, что городу нужна собственная электростанция, поскольку множество москвичей, пораженных новой разработкой, хотели как возможно скорее ей обзавестись. Как раз исходя из этого Общество электрического освещения решает заключить еще один большой договор: на территории, где раньше размешался Георгиевский монастырь, начинается строительство первой в Москве центральной электростанции.
По легенде, электростанцию разместили в древних кельях монастыря. В конечном итоге же было выстроено всецело новое строение, стилизованное под XVII век, дабы не выбиваться из другой застройки Георгиевского переулка.
Wikimedia Commons Георгиевская электростанция, нач. XX в.
На устройство Георгиевской станции было израсходовано около 800 тыс. рублей. Уже в декабре 1888 года станция дала первый ток.
Первоначально радиус действия станции составлял всего лишь 1,6 км. Обстоятельством этому послужил ужас людей, живших рядом со станцией: москвичи опасались вибраций и постоянного шума, исходивших от строения.
Благодаря этого гордума вынудила общество применять постоянный ток вместо переменного, что был пара страшнее, но и вместе с тем куда действеннее.
Большинство вырабатываемой энергии шла на освещение улиц и домов. Главными строениями, потребляющими электричество Георгиевской станции, были Громадной и Малые театры, и университет на Моховой.
В 1895 году Георгиевская станция достигла пределов собственной мощи (800 абонентов и 25 тыс. электроламп) и скоро была закрыта. Позднее помещения употреблялись под различные выставки, к примеру, именно там был представлен «радио телеграф» Попова, оказавший огромное влияние на развитие современного телевидения и радио.
Кстати, строение данной электростанции известно всем любителям прогулок и выставок в центре — это Небольшой Манеж.
Со временем опасения людей исчезали, а спрос на электричество все посильнее чувствовался. Потребовалось выстроить еще пара локальных электростанций для больших национальных и частных объектов: Городскую, Университетскую, Императорских театров, Дворцовую и две электростанции для Ярославского и Брестского вокзалов.
Личные электростанции были у «Националя» и «Метрополя», у Верхних торговых последовательностей и Сандуновских бань.
Обладатели «сандунов» не преминули применять это в собственной рекламе, заявив себя не только первыми банями, производящими пар без копоти, но и имеющими освещенные залы.
Еще одним серьёзным событием Москвы стало запуск и строительство электростанции на Раушской набережной. Это была самая большая на то время электростанция, производящая уже не постоянный, а переменный ток, что давало возможность дать больше энергии и передать ее на большее расстояние.
Сейчас станция носит название ГЭС-1 и снабжает электричеством целый Центральный округ Москвы.
Сергей Пятаков/РИА «Новости» Ветшайшая действующая тепловая электростанция России — ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича, расположенная на Раушской набережной в 600 метрах от Кремля
Начало электрификации столицы привело к колоссальным изменениям в жизни москвичей. Первыми начали применять новые разработки обладатели магазинов: в то время электрическое освещение в торговых зданиях считалось верхом моды. Примечательно, что
зарубежные торговцы не через чур обожали проводить электричество в собственные строения, поскольку думали, что освещение придает не лучший вид их товарам.
Столичные же торговцы, наоборот, верили, что чем богаче световая и освещение витрины, тем авторитетнее обладатель. А в одном из торговых домов, «Мюр и Мерилиз», установили электрические лифты, каковые позднее стали широко известны у клиентов.
К примеру, кататься на таких лифтах весьма обожали мелкие сестры Цветаевы. А парфюмер Генрих Брокар, основатель фабрики «Новая заря», посвятил ему сорт мыла, названный «Электрическим».
Столичные штучки
Практически двести лет назад Гоголь писал: «Москва — женского рода, Санкт-Петербург — мужского». И это куда больше, чем грамматический каламбур.
В…
Повлияло электричество и на обычаи столицы. К примеру, среди москвичей было модно встречать Новый год в ресторанах, где обладатели устанавливали множество елок, украшенных гирляндами и электрическими фонариками.
Действительно, случались курьезные случаи: гости, излишне впечатленные таковой красотой, часто выкручивали лампочки, дабы покинуть их «на память».
Не считая торговых домов освещение проводили и многие столичные театры. Первым электричеством обзавелся Театр Корша (на данный момент в строении находится Театр Наций).
Свет не только переманил зрителей из Громадного и Малого театров, освещавшихся тогда газом, но и совершил маленькую революцию в гримировальном деле: было нужно искать подходящие средства и совершенствовать технику нанесения, дабы смотреться все еще натурально при более ярком свете.
Неоценимую помощь электричество оказало и докторам. На Девичьем поле был выстроен клинический город, в котором возможно было совершить сложнейшие ночные операции, требующие срочного вмешательства.
Да что в том месте — кроме того церкви переходили на электричество! К примеру, в Троицком храме в Серебряниках в паникадилах в первый раз были использованы мелкие электрические лампочки вместо простых свечей.
Но, пребывали у электричества и соперники. В частности, они утверждали, что оно «вредно» либо развратно, как предмет особенной роскоши. В их числе был Лев Толстой.
Он намеренно не совершил электричество в собственный дом в Хамовниках, потому что вычислял электричество одним из благ цивилизации, которое не требуется рабочему человеку.
Император Николай II в цвете