Забвение псковского шишака

Забвение псковского шишака

Экспозиция Дома ремёсел Псковского областного центра народного творчества сравнительно не так давно пополнилась изготовленными вручную современными репликами классических для Псковской губернии элементов народного костюма, и а также известного торопецкого шишака.

Актуальная революция

– Настоящий костюм в классическом стиле весьма непросто изготовить, а тем более псковский, которого, согласно точки зрения некоторых этнографов, по большому счету не существует, – растолковывает основной эксперт отдела декоративно-прикладного творчества Псковского областного центра Наталья Бочина. – Заберите, например, Рязанскую губернию. Сохранились уникальные рязанские костюмы какого именно желаешь уезда, а псковского вы не отыщете и в самых богатых музейных коллекциях.

Кроме того в собрании Российского этнографического музея.

По словам Натальи Алексеевны, кое-какие этнографы уверены в том, что псковский русский костюм просто-напросто опоздал сформироваться. Так как псковичи всегда были через чур подвержены чужому влиянию, потому, что исстари живут бок о бок с другими народами и очень многое перенимают у соседей, включая манеру наряжаться.

Строительство Петербурга к тому же стало причиной ускоренной урбанизации обитателей псковской глубинки, каковые рано обучились подражать муниципальному населению.

– Главными переносчиками заразы называющиеся «мода», конечно же, были мужчины, – продолжает Наталья Бочина. – Так как они уходили на доходы в Северную столицу, а позже привозили оттуда своим жёнам обновки: шали, зонтики, митенки В итоге мещанский стиль овладел псковской деревней раньше, чем где-либо ещё, а костюмы из бабушкиных сундуков стремительнее утратили собственную значимость. В случае если же где-то в совсем глухих псковских сёлах и сохранялся классический, изготовленный вручную женский костюм (мужчины, как мы знаем, везде наряжались более либо менее одинаково), то по окончании пожарищ и многочисленных войн XX века от него не осталось и следа.

Большое количество вы понимаете образчиков древней псковской резьбы по дереву? Вот и с костюмами та же беда.

От хороша поддобра не ищут

По словам Натальи Бочиной, как мы знаем, что у каждой уважающей себя псковской крестьянки в сундуке было «хорошее», «поддоброе» и «третье». В принципе это три однообразных по крою комплекта одежды.

Отличие заключалась лишь в качестве ткани и богатстве декора.

В «хорошее» прапрапрабабушки нынешних псковичек наряжались, возможно, всего пара раз в жизни, и в первую очередь на собственную свадьбу. Это были самые прекрасные, довольно часто доставшиеся им по наследству рубахи и сарафаны.

В «поддобром» крестьянка ходила по дому и в люди, это будничная одежда на ежедневно. А «третье» натягивала тогда, в то время, когда нужно было, к примеру, идти в хлев – скотину «обряжать».

В изданном Русским музеем этнографии атласе крестьянской одежды имеется фотография псковской красной ферязи очевидно из разряда «поддоброго». Это верхняя женская одежда с прорезями для рук и долгими фальшивыми рукавами, каковые или завязывались за спиной, или ниспадали до почвы по бокам.

Для экспозиции Псковского дома ремёсел такую же ферязь сшила узнаваемая в Пскове мастерица шитья и кройки Людмила Шульгина.

В Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника выставлен кроме этого настоящий свадебный штофный сарафан псковской крестьянки первой половины XVIII века – вне всяких сомнений, одежда из категории «хорошее».

Воспроизвести данный косоклинный, подбитый ватой распашной сарафан из шёлка и парчи и сейчас выдумка не из недорогих. Исходя из этого Псковский дом ремёсел заказал известной новгородской мастерице, участнику Альянса живописцев России Дине Чайниковой практически такой же сарафан с «золотыми» позументами, но лишь из набивного ситца с похожими цветочными мотивами.

Царевна-лягушка

Но к этому сарафану прилагается необычная вещь ручной работы – мастерски выполненная Диной Чайниковой копия псковского шишака – действительно, расшитого не натуральным жемчугом, а неестественным бисером. Такой же шишак имеется на фотографии из известной коллекции Шабельских.

В том месте женщина к тому же одета в жилетку из меха то ли бобра, то ли выдры.

Что означали эти жемчужные шишечки на псковских шишаках? Многие исследователи утверждают, что они символизируют зерно, семя и сулили хозяйке аналогичного головного убора необычайную плодовитость.

– К тому же такие шишечки имели возможность имитировать жабьи «бородавки», потому, что жаба есть старейшим знаком плодовитости и почиталась за собственное якобы чудесное свойство приносить людям достаток не только на Востоке. Люди в такие шишаки, несомненно, верили, как верили, к примеру, в то, что трижды использованные для венчания полотенца способны излечить кроме того от самой тяжёлой хвори, – поясняет Наталья Бочина. – В действительности ни у кого, не считая как у крестьянок Торопецкого уезда, никто таких шишаков не видел, исходя из этого я пологаю, что данный головной убор носили лишь дамы южных окраин тогдашней Псковской губернии.

А самым распространённым торжественным головным убором псковички, вероятнее, был таковой, как на фотографии из коллекции Национального исторического музея.

Данный так же щедро расшитый жемчугом кокошник второй половины XIX века в форме ведёрка с жемчужной обнизью сейчас также имеется в коллекции Псковского дома ремёсел. Вернее, его бисерная современная копия работы всё той же Дины Чайниковой.

Но визитёров Дома ремёсел больше интересует шишак. Говорят, в своё время псковские шишаки до того восхитили императрицу Екатерину II, что она заказала себе сходу пара кукол в таких головных уборах.

В Псковском доме ремёсел также имеется классическая кукла в псковском шишаке, сделанная известной новгородской художницей Ольгой Олонцевой.

А вот псковские мастерицы на шишаки до тех пор пока почему-то не замахиваются, кроме того в кукольном масштабе. Может, ближе к Интернациональным Ганзейским дням, каковые будут проходить в Пскове в 2019 году, псковички всё-таки попытаются отыскать в памяти, как подобает смотреться торжественно одетой даме из приличной семьи, если она не желает показаться бездельником.

И опять обучатся мастерить себе «хорошие» головные уборы, каковые возможно завещать внучкам да правнучкам, дабы они также чуть-чуть почувствовали себя царевнами-лягушками.

А.Пьяццолла, Е.Шабалин \


Читать также:

Читайте также: