Как в москве обращаются с археологическими находками

64-метровый участок стенки Белого города — самой протяженной крепостной стенки русского Средневековья — был обнаружен десять лет назад при постройке подземного паркинга для развлекательного центра на Хохловской площади. Стенки были выстроены в шестанадцатом веке, а уже в восемнадцатом веке их разобрали за ненадобностью, что делает находку вправду неповторимой.

По окончании обнаружения стен работы на участке были приостановлены, но никаких мер по защите и сохранению монумента принято не было. Последние десять лет он разрушается под действием осадков и годовых температурных циклов.

«Строение не добрало 200 баллов до статуса монумента»

В Москве начался снос строения Таганской АТС на Покровском проспекте, выстроенной в 30-х годах прошлого века в конструктивистском стиле. История со…

На сайте «Деятельный гражданин» пару дней назад развернулось голосование по поводу судьбы стенки. Предлагается либо законсервировать находку под слоем почвы, покинув часть ее для изучения и музеефикации поумневшим потомкам, — это достаточно распространенный среди археологов-реставраторов метод.

Второй вариант — деликатно ее отреставрировать, создав около монумента новое публичное пространство. Его возможно и необходимо применять в образовательных целях, к примеру растолковывая на наглядном примере, из-за чего Москва имеет радиально-кольцевую структуру либо откуда взялись связанные с этим современные неприятности наподобие пробок.

Десять лет, каковые часть стенки совершила неприкаянной, прекрасно иллюстрируют обстановку, сложившуюся с археологическим наследием в Москве. И вариант «не трогать» — еще не самый плохой, как узнается.

С одной стороны, Москва гордится собственной не самой глубокой древностью, с другой — быстро теряет свойство оставаться хорошей собственного возраста.

Отечественный город — женщина бальзаковского возраста, которая начинает потребовать уважения к своим годам, в один момент переходя с кремов и масок на ботокс и силикон.

Попытка придать ветхим формам девичью упругость не возвращает привлекательность юности, в один момент лишая преимущества зрелости.

Shutterstock Храм Христа Спасителя

Наряду с этим часто не редкость так, что монумент либо рушится сам, либо его разрушают как что-то нецелесообразное, а позже появляется идея, что строение, выясняется, было хорошее: «А давайте его воссоздадим!» В итоге москвичи имеют храм Христа Спасителя с «медными» барельефами из пластика либо, например, «Военторг», на что жители, видевшие оригинал, не смогут наблюдать без мины отвращения.

Shutterstock Строение «Военторга»

Одна из самых масштабных реставраций постсоветской России — реставрация Кремля под управлением Павла Бородина — хороший пример мейнстримового подхода к теме. На Кремле не осталось живого места, он практически полностью стал картиной, годной для глянцевых журналов.

Уместно сравнение с источником в Италии. Скажем, крепость-музей Кастельвеккьо в Вероне с этими же характерными двурогими зубцами на стенах в 60-е годы прошлого века приспособлена под музей по проекту архитектора Карло Скарпы.

Новые элементы тут зрительно легко отделимы от исторических и одновременно с этим не спорят с ними. Наряду с этим стенки из красного кирпича, такие родные для русского глаза, не покрашены красной краской и не доведены до совершенного состояния, а честно и благородно несут бремя возраста.

В Кремле новодел уже фактически неотличим от подлинника, и попытки замаскировать все новое растворяют во псевдостарине настоящие древности.

Shutterstock Кремль

В городах с богатой историей и активным настоящим вопросы наследия то и дело поднимаются, и, в большинстве случаев, нежданно. Часто при земляных работах обнаруживаются участки крепостных и древних построек стен, как на Хохловке.

В большинстве случаев, найденные так монументы становятся головной болью девелоперов и мэрии.

Реставраторы Минкульта получают из СИЗО

Госслужащие Министерства культуры подписывают многомиллионные договора с компаниями, каковые принадлежат фигурантам «дела…

Пожалуй, самый близкий по духу пример сбалансированного отношения и грамотного к найденным под почвой древностям — афинский метрополитен. Современный инженерный объект под одним из старейших городов Европы из потенциальной угрозы для культурного слоя города стал методом его изучения.

Найденные руины стен были зафиксированы в их текущем стали и положении частью подземного музея. Станции «Монастираки» и «Синтагма» стали главными выставочными пространствами для неповторимых находок: «Монастираки» кроме того было нужно увеличить, дабы показать руины, а на «Синтагме» культурный слой, защищенный стеклом, стал одновременно и музейным экспонатом, и элементом интерьера.

Стыдливо торчащий в подземном переходе в сторону Варварки фрагмент стенки Китай-города выглядит на этом фоне легко беспомощно.

Редко появившиеся сложности удается решить с тем же изяществом, что и в метро Афин. В большинстве случаев, подобные находки среди громадного города заканчиваются компромиссами.

В тех же Афинах найденные на площади Клафтомос участки старой муниципальный стенки сейчас «украшают» подземную парковку. Формально к ним обеспечен доступ публики, но в качестве неповторимого археологического монумента объект не обозначен.

На протяжении стенки автомобили. Рытье котлована для парковки вызвало обнаружение Западных Ворот в Лондоне, монумента римской фортификации, проливающего свет на раннюю историю города.

Монумент было решено сохранять в отдельном помещении в парковки.

Shutterstock Древние руины в районе Монастираки в Афинах

Сохраняют монументы археологии и на открытом воздухе. Так, к примеру, в тех же Афинах раскопки прямо среди города закрывают от осадков стеклянными конструкциями.

Подобный прием применен в Москве в Коломенском, где под прозрачной конструкцией были фундаменты Кормового и Хлебного дворов. Часть фундаментов легко защищена сверху защитным слоем бетона и кладки, на траве как словно бы бы нарисованы замыслы древних строений.

Wikimedia Commons Усадьба Коломенское (фундаменты Кормового и Хлебного дворов)

Не смотря на то, что около нет лавок либо каких-то показателей благоустройства, пространство притягивает людей: дети ходят, как по рельсам, по защищенным фундаментам стен,

взрослые на них, а кто-то изучает аннотацию к экспонату под открытым небом. Монумент самодостаточен, и прекрасно, в случае если никому не придет в голову достроить его, как это было сделано с усадьбой Царицыно.

Wikimedia Commons Флигель «Руины» в музее архитектуры Щусева

Еще один столичный очаг бережного отношения к остаткам старины теплится в Музее архитектуры им. Щусева. Флигель «Руина», где когда-то держали кареты, уже много лет представляет собой обнаженную кирпичную конструкцию под крышей.

Строение в таком виде является живым пособием по изучению конструкций из кирпича, кладку узлов возможно разглядеть со всех сторон, а также в большинстве случаев недоступных.

Как в москве обращаются с археологическими находками

Ордынка обнажила клад

Историки обнаружили свыше тысячи монет, каковые ходили в Москве в семнадцатом веке. Они слиплись в комок и пережили пожар. исследователи и Историки отмечают…

11

Наряду с этим объект живет активной музейной судьбой: в «Руине» систематично проводятся выставки. Визитёры движутся по временным мосткам над ветхими кирпичными сводами.

Проект реставрации монумента от бюро «Рождественка» не предполагает радикальных трансформаций, предлагается только деликатно зафиксировать текущее состояние строения, продемонстрировав все слои как равноценные, и сделать его эргономичным и надёжным для визитёров.

Но, в большинстве случаев, исторические сокровища нам кажутся не хватает прекрасными. Частично вкус к старине был беспощадно отбит за коммунистический период: в 30-е годы ХХ века Лазарь Каганович беспощадно сносил один неповторимый монумент за вторым, а потом вопросы взаимоотношений с прошлым были в лучшем случае неактуальны.

В то время как в Европе подходы к балансу между новым и наследием были отточены еще во второй половине прошлого века. К примеру, Галло-Романский музей в Лионе Бернарда Зерфуса изящно инкрустирован в старый муниципальный ландшафт.

Не без некоего удивления отечественные соотечественники осматривают Рим, где потемневших и потрепанных временем развалин и фасадов не просто не стесняются, но перевоплотили их в лицо Вечного города.

Shutterstock Галло-романский музей в Лионе

Завидную настойчивость на грани нахальства демонстрируют англичане, устраивая полноценный музей около любого странного камня, что, как они полагают, лежит на своем месте с римских времен.

Wikimedia Commons Древнеримские развалины в Лондоне

Превосходный пример сохранения участка крепостной стенки по личной инициативе находится в Лондоне на Куперз-Роу, неподалеку от Тауэра. Тут участок стенки, снабженной исторической справкой, законсервирован в руинированном виде и есть частью маленького публичного дворика с кафе, где кроме этого проводятся лекции.

Первым столичным, в противном случае и русским аналогом для того чтобы в полной мере может стать стенки Белого города на Хохловской площади.

В центре Москвы найдены археологические находки


Читать также:

Читайте также: