Три знаменитые кондитерские династии москвы

Оброк на абрикосы

Три знаменитые кондитерские династии москвы

«В одном из центральных негромких переулков Москвы практически все дома принадлежали дедушке и практически вся семья жила в этом (Сверчковом) переулке». Но начать историю того, как семейство кондитеров завоевала сердца (и вкусовые рецепторы) москвичей, направляться с конца XVIII века.

Как раз тогда крепостной-кондитер Степан Николаевич благодаря собственной известной абрикосовой пастиле взял и возможность переехать в Москву, дабы начать собственное дело, и фамилию. Не смотря на то, что существует версия, что ее крестьянин взял не из-за абрикосов, а из-за оброка, что выплачивал.

И писалась изначально она по-второму: Обрекосов.

Как бы то ни было, позднее данный бизнес унаследовал его сын Иван, но продолжительно на рынке продержаться не смог. Возобновить историю решился внук Степана — Алексей Иванович во второй половине 40-ых годов XIX века.

Он взял кредит от прошлого работодателя, а несколькими годами позднее положил приданое жены и основал торговый дом «А.И. Абрикосова сыновья».

Пять сладостей, изобретенных в Москве

У столицы показался новый кондитерский знак: в конкурсе на лучший рецепт торта «Москва» победил «Ореховый со сгущенкой». Но это далеко не…

У Абрикосова и его жены Агриппины было 22 ребенка, всех их он старался послать обучаться за границу. «Это ваш лучший и, возможно, единственный капитал», — сказал предприниматель про образование, потому помогал всем отпрыскам в произвольных начинаниях, но ставил одно условие: по окончании свадьбы сыновья вместо денег приобретают часть кондитерского дела, дабы вести его самостоятельно.

Уже в первой половине 80-ых годов XIX века на базе фабрики было основано паевое «А.И. Абрикосова сыновей фабрично-торговое товарищество».

Тогда управление перешло в руки Ивана Алексеевича, и именно он открыл первую в Российской Федерации розничную торговую сеть с магазинами в больших городах России и производством фруктового сырья в Симферополе. Из-за чего именно там? Дело в том, что в первой половине 80-ых годов XIX века кондитер купил чайное товарищество Поповых и для продвижения торговли

отправился в Китай, где заметил занимательную разработку: чайные деревья тут сажали так, дабы они были окружены вторыми растениями и имели возможность впитывать их запах. Так же поступил и он, посадив груши, персики и абрикосы в дубовой роще, что сделало начинку его конфет неповторимой.

Но на этом новаторство семейства Абрикосовых не закончилось. Как раз они первыми в Российской Федерации создали разработку консервирования фруктов и овощей и освоили производство глазированных фруктов, конфет от кашля и зефира.

А их подарочные открытки, картины, мозаики и бумажные игрушки в коробках конфет стали прототипом всеми любимого «киндер-сюрприза». Наконец, как раз от данной фабрики отправилась традиция делать к Новому году шоколадных дедов морозов и-зайцев.

Как знать, если бы не они, быть может, не было бы у нас не только торжественных подарков, но и песни Пьера Нарцисса на «Фабрике звезд».

«Имя Абрикосова красовалось на афишных тумбах, плакатах, вывесках на фасадах домов и в витринах. Издавались особые красочные прейскуранты — прообразы современных рекламных буклетов», — пишет внук кондитера Хрисанф Николаевич в «Домашней хронике».

Кроме этого устраивались разные благотворительные акции. К примеру, на сутки рождения Пушкина все гимназисты столицы взяли подарочные шоколадки с изображением поэта.

С возникновением магазинов товарищества в Верхних торговых последовательностях (сейчас ГУМ), на Кузнецком Мосту в пассаже Солодовникова, в Лубянско-Ильинских торговых последовательностях, и на Тверской улице в доме Полякова рекламные акции стали еще более изощренными. К примеру,

в один раз в какой-то газете напечатали новость, что в одном магазине Абрикосова трудятся лишь блондинки, а в другом — только брюнетки. Интересные жители срочно отправились контролировать, а заодно — брали сладости к себе.

Кондитерский цех фабрики товарищества «А.И. Абрикосова сыновей», 1890–1900

Наряду с этим товарищество заботилось о собственных рабочих: при фабриках строились общежития с отдельными помещениями для каждого, сотрудникам предоставляли бесплатное питание, скидки на изделия, подарки по праздникам, кроме этого они одни из первых почувствовали всю прелесть электричества и «электротеатра». Агриппина Абрикосова, будучи матерью-героиней, организовала при фабрике детский сад, бесплатный родильный приют и лечебницу для дам.

Последним ее жаждой было устройство бесплатного родильного дома в Москве, и оно было выполнено во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века. По окончании революции роддом №6 на улице Александра Невского переименовали в честь Крупской, возвращено же имя основательницы было лишь в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

В действительности в столице осталось множество «Абрикосовых» следов. Так, аэропорт Внуково назван по близлежащему имению, которое Агриппина Александровна подарила своим внукам.

В том месте в одном из усадебных домов сейчас находится детский дом «Молодая гвардия». А известная Плехановка была создана с руки Алексея Абрикосова, что направил императору письмо прося об этом.

Но по окончании революции имя Абрикосовых провалилось сквозь землю из бренда: его заменил рабочий Петр Бабаев, что погиб в борьбе с контрреволюцией в первой половине 20-ых годов XX века. По большому счету же революция сильно повлияла на семью потомственных кондитеров, и спастись им удалось благодаря имени Алексея Ивановича Абрикосова — гениального патологоанатома.

Жила семейство на Арбате, получала продажей мебели, маленькими «шабашками», но смогла сохранить фамильные сокровища: не только «абрикосовский» дух, но и презент императора Николая I — наградной кольцо, что Иван Степанович взял на выставке в Санкт-Петербурге в первой половине 80-ых годов XIX века.

Эйнем и шоколадная фабрика

Вид на Берсеневскую набережную в Москве, 1928 год

20-е годы XIX века. В мелком аскетичном доме германского города Бад-Бельциг разворачивается настоящая драма: пастор Карл Эйнем отыскал в кармане собственного мелкого сына Фердинанда кусочек шоколадной конфеты.

Будущий священник не внимал словам отца и внимательно наблюдал на «безнравственное падение», тающее на столе. Кто знал, что в 17 лет он сам будет делать такие сласти, а позже по наставлению преподавателя отправится в Россию, дабы создать собственную шоколадную империю?

В первой половине 50-ых годов девятнадцатого века Фердинанд, дабы обзавестись стартовым капиталом, начинает производство пиленого сахара — рафинада, в случае если по-отечественному. А уже на следующий год мечта немца осуществилась: он открыл маленькую кондитерскую лавку на Арбате (дом 30 на углу Громадного Николо-Песковского переулка) и стал отцом плиточного шоколада в Российской Федерации, наладив его производство.

«Эйнем разбогател на протяжении севастопольской войны, в то время, когда взял на себя и с превосходной честностью выполнил подряд по поставке варенья и сиропов для раненых»,

— напишут позднее в одной из газет.

Но держать и развивать предприятие в одиночку становится довольно проблематично, и тогда во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века шоколатье обращается за помощью к полковнику Лермонтову и коллежскому секретарю Романову. Те одалживают ему пять тысяч рублей и договариваются, что Эйнем вернет треть дохода производства.

Яблоком раздора стало неоговоренное время возврата денег, так что уже через полтора года бывшие компаньоны подали на кондитера в суд за неуплату барышов. Однако домашний соглашение был признан настоящим, и, согласно решению судьи, Эйнем не был обязан их выплачивать по большому счету.

ЦУМ: от Сталина и Чехова до Prada

Ровно 95 лет назад в Москве открылся известный ЦУМ — на месте не меньше известного магазина «Мюр и Мерилиз». Из-за чего Антон Чехов грезил сжечь…

По всей видимости, больше кондитер не рисковал сотрудничать с русскими, и следующим его партнером стал немец Юлиус Гейс, с которым он познакомился во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века. Совместно предприниматели составили красивый шоколадный тандем: лучшим их ответом было приобрести паровую машину, что существенно повысило скорость и улучшило уровень качества производства.

Юный Гейс увлекался фотографией и цветами. Быть может, благодаря этим страстям он такое внимание уделял рекламе и упаковке.

Первая упаковка конфет была, очевидно, с изображением медалей и фабрики, взятых на различных выставках. В случае если на коробках рисовались девушки, то как правило это были работницы фабрик либо магазинов. Дальше — больше.

Картины видных русских живописцев украшали шелковые, бархатные и атласные коробки, в которых клиенты обнаружили коллекционные открытки, схемы для вышивания, карточки для игр, фирменные салфетки, открытки и особые щипчики для конфет. Помимо этого, выпускались географические карты с логотипом компании, банки для сыпучих продуктов, соленые рыбки для любителей пива и марципановые фигурки для новогодних елок.

Не забывали шоколатье и о высоком: помещалась на театральных афишах и дирижаблях. В магазинах были кроме этого особые автоматы, дабы самые мелкие клиенты имели возможность собственноручно купить шоколадку весом 5–6 г. Действительно, родителям это поднималось в копеечку — правильнее, в десять.

Имея столько источников дохода, Гейс и Эйнем с каждого фунта сладостей по пять копеек жертвовали благотворительным Немецкой школе и заведениям Москвы для сирот и бедных.

Последней сладкой инновацией Эйнема стало бисквитное британское печенье, которое получалось ему столь прекрасно, что потеснило зарубежных поставщиков не только в Российской Федерации, но кроме того на их отчизне. Это была настоящая сенсация: русский производитель вышел на всемирный рынок и не рассыпался по дороге!

Во многом успех товарищей зависел от приобретения кондитерами фабрики на Софийской набережной, которая открылась в первой половине 70-ых годов XIX века. на данный момент мы ее знаем как «Красный Октябрь» с фешенебельными клубами и дизайнерскими магазинами.

По окончании смерти Эйнема во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века фабрика под управлением Гейса продолжила процветать, побеждать награды и держать марку трудового качества. Еще при основателе в первый раз в Российской Федерации был введен декретный отпуск в 14 дней и приличная пенсия.

Наследник усовершенствовал эту совокупность еще больше: на фабрике были самые высокие в кондитерской индустрии заработной плата (от 20 рублей), соразмерная пенсия и самый маленький рабочий сутки (10 часов). Первый сутки у рабочих «подслащался» в прямом смысле слова: ознакомительная экскурсия для новоприбывших сопровождалась дегустацией продукции.

Немец весьма гордился порядками на своем предприятии. В письме собственному приятелю в 1901 году он писал: «У меня по большому счету ни при каких обстоятельствах не было прогулов, забастовок либо пьянства».

Сходу видно, что сообщено это до первой революции, не смотря на то, что кроме того тогда восстания на фабрике были мизерные и скоро сошли на нет. Вторым предлогом для гордости стали лозунги вторых протестовавших, каковые потребовали условий как у «Эйнема».

На протяжении Февральской революции сыновья Гейса были вынуждены совсем покинуть производство. Фабрику передали стране и переименовали в «Красный Октябрь».

Один из самых известных товаров страны был выпущен как раз тут. «Аленушка!» — кричали храбрецы сказок в лесу, и дети в кондитерских магазинах. В первой половине 60-х годов прошлого века правительство СССР приняло новую продуктовую программу, одним из ответственных пунктов которой стало создание дешёвого по цене молочного шоколада.

Победителями в данной «гонке шоколада» стали эксперты фабрики «Красный Октябрь». Для обертки выбрали фотографию Александра Геринаса, на которой была запечатлена его дочка Елена.

Как раз ее лицо фактически без трансформаций украшает обертку шоколада уже более полувека.

Драже с сюрпризом

В первой половине 50-ых годов XIX века Адольф Сиу и его жена Эжени, как и многие чужестранцы XIX века, приехали в Россию, дабы разбогатеть. В качестве источника заветных купюр они выбрали сладости и в 1855-м открыли маленькую кондитерскую лавку в доме Варгина на Тверской улице.

Глава семьи кроме этого страстно увлекался парфюмерией и при кондитерских цехах держал парфюмерный. Возраст брал собственный, и пришло время передавать дело в руки мелких Сиу. Трое сыновей кондитера распределили обязанности по темпераменту и своим предпочтениям.

Старший Луи занимался дизайном и упаковкой продукции, Шарль был настоящим главой и кооперировал предприятие, рассчитывая пользу каждой вероятной сделки, а младший — Адольф — всецело погрузился в розничную торговлю. Не прошел мимо и двоюродный брат кондитеров Арманд, что не расставался со квитанциями и посвятил себя бухгалтерии предприятия.

Наряду с этим ежовые французские рукавицы отца не давали братьям разнежиться и прекратить трудиться.

Так, в один раз в кабинете детей Адольф Сиу заметил громадное кожаное кресло. Папа был так рассержен, что приказал убрать эту мебель, «пригодную лишь для изнеженных дам да немощных стариков». «Молодым, энергичным людям негоже сидеть в таком кресле», — строго добавил он.

Дабы наладить производство, в первой половине 80-ых годов XIX века семейство выстроило фабрику на Петербургском шоссе (сегодняшний Ленинградский проспект), где, как и все громадные кондитерские, Сиу одни из первых совершили электричество и выстроили общежития рядом с фабриками со инфраструктурой и всеми удобствами, включая поликлинику. Что было вправду по-второму, так это наличие на фабрике книгопечатни.

«Детский ГУМ для мелких советских потребителей»

Центральному детскому миру на Лубянке 6 июня исполнилось 60 лет. «Газета.Ru» вспоминает историю магазина и говорит, какая техническая новинка в том месте…

16

Кроме этого кондитерская обзавелась автомобилем, в первый раз применяемым для транспортировки товара. Он со своим яркой и узнаваемым дизайном надписью «А.Сиу и Ко» выделялся на фоне остальных, и без того немногочисленных машин.

Семейство Сиу популяризировало в Российской Федерации многие сладости, к примеру ириски, тогда известные как «конфеты сафо». Вывели они и новый подвид хороших драже — с ликером, опьянявшим заядлых клиентов.

Но самым успешным и известным продуктом фабрики стало печенье, либо бисквит, как его именовали на английский манер.

«Какое бы вниманiе не было обращено на выработку бисквита, его все же тяжело сохранить, в особенности в Россiи, с ее продолжительными разстоянiями.

Исходя из этого мы относимся с громадной осторожностью по всем мелочам по укладке», — писали в книге, посвященной пятому дню рождения фабрики.

Стали Сиу новаторами и по части рекламы. «При покупке 10 фунтов шоколада за раз от 1 рубля дается 1 фунт шоколаду либо одна шоколадница для изготовление онаго», «Собери коллекцию» — гласили прейскуранты того времени. Наряду с этим коллекционные вкладыши конфет носили не только декоративный, но и познавательный темперамент.

Так, весьма популярно было печенье из серии «Естествознание», где приводились инструкции по незамысловатым физическим и химическим опытам. Среди живописцев, создававших упаковку конфет, был и Альфонс Муха, покоривший Европу собственными картинками модерновом стиле.

Предприятие было известно и строгим подбором кадров: кроме того охранникам требовалась совет привычных либо легко влиятельных людей. Строгость в кадровой политике компенсировалась щедростью к прошедшим отбор сотрудницам: проработавшим 25 лет Сиу дарили золотые часы, а 15 — серебряные.

Однако настоящая слава в желудках и веках России сохранилась за «А.Сиу и Ко» как раз благодаря печенью «Юбилейное», в первый раз выпущенному в 1913 году в честь 300-летия рода Романовых. По окончании революции печенье возвратилось лишь в 1967-м, в то время, когда Октябрьской революции исполнилось 50 лет.

Тогда Сиу в Российской Федерации уже не пахло — семья возвратилась во Францию, фабрика стала «Коммунистом», а парфюмерный цех родоначальника закрыли.

Мастер-класс шефа-кондитера Лорана Морено


Читать также:

Читайте также: