У нас было будущее. и прошлое — «наука»
Острые углы истории
Я вот что сообщу вам: книга Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд» — это что-то потрясающее. Мне кроме того тяжело растолковать это словами. Это изустная история судьбы в постсоветской России. Алексиевич просто позволяет людям выговориться — людям самым различным.
В Соединенных Штатах большая часть из нас полагало, что все россияне, за исключением функционеров из компартии, весьма рады смерти СССР, что они радостны, получив новую свободу. Но это не верно.
Больше всего в данной книге поражают беседы с людьми, каковые знали, что коммунизм — это обреченное на смерть зло, но все равно скучали по нему — либо по каким-то его элементам. Из-за чего?
Обстоятельств — огромное множество, но по большей части это связано с тем, что коммунизм давал людям чувство порядка, смысла и цели. Просматривая записи этих бесед, ты как бы лицом к лицу сталкиваешься с людьми из крови и плоти, которым тяжело разобраться в том, что произошло с ними и с их страной.
Заберём как пример 57-летнего доктора Маргариту Погребицкую. Она вспоминает детство, наполненное броскими красками, патриотизмом и страстью. Для нее это была прекрасная и красивая страна.
Она плачет, вспоминая Москву советской эры из ее молодости и детства.
В школу мы ходили с ручками и дешёвыми пеналами за сорок копеек. Летом наденешь парусиновые тапочки, начистишь их зубным порошком — красиво! Зимний период — в резиновых ботиках, холод — подошвы жжет.
Радостно! Верили, что на следующий день будет лучше, чем сейчас, а послезавтра — лучше, чем день назад.
У нас было будущее. И прошлое. Все у нас было.
Обожали, очень обожали Отчизну — самую-самую! Первый коммунистический автомобиль — ура! Неграмотный рабочий изобрел секрет советской нержавеющей стали — победа!
В противном случае, что данный секрет уже давно известен всему миру, мы позже определили.
Итак, доктор Погребицкая знает, что советская история была приукрашена, была ложью. И однако, она плохо скучает по тем временам.
И — да! Да! Да! Самая громадная мечта — погибнуть! Пожертвовать собой. Дать.
Она реализовала собственную душу партии с пламенной убежденностью фанатика. Она обожала Сталина.
Кроме того боготворила его.
Спросите… Вы должны задать вопрос, как это сочеталось: отечественное счастье да и то, что за кем-то приходили ночью, кого-то забирали? Кто-то исчезал, кто-то рыдал за дверью.
Я этого почему-то не помню. Не помню!
А не забываю, как цвела весной сирень, и массовые гуляния, древесные тротуары, нагретые солнцем. Запах солнца.
Ослепительные парады физкультурников и сплетенные из живых цветов и человеческих тел имена на Красной площади: Ленин — Сталин. Я и маме задавала данный вопрос…
Погребицкая вспоминает, как мать говорила ей о голоде на Украине, что был искусственно создан Сталиным для истребления кулаков. О голодающих матерях, каковые убивали собственных детей и кормили собственных соседей их мясом.
Об украинцах, копавшихся в почве и поедавших отысканных в том месте червей. О советских воинах, каковые окружали украинцев и обращались с ними как в концлагере. И однако:
Авторитарное общество — мужское общество
El Periodico17.05.2016Пророчество Светланы Алексиевич
Deutsche Welle26.04.2016Сталин стёр с лица земли целую армию
Die Welt16.11.2016
Я обожала Сталина… Продолжительно его обожала…. Я продолжительно была сталинской девочкой. Весьма долго. Весьма… Да, это было!
Со мной… с нами… и без той жизни я останусь с безлюдными руками. Ни с чем, … нищенка буду!
Она опять вспоминает юность, тех идеалистов, каковые отправлялись строить социализм в удаленные уголки России. А власти им лгали:
На целину они не попали, а строили где-то в тайге железную дорогу, таскали на себе рельсы по пояс в ледяной воде. Не хватало техники… Ели гнилую картошку, все переболели цингой. Но они были, эти парни! И была девочка, провожавшая их с восхищением.
Это — я! Моя память… Я ее никому не дам — ни коммунистам, ни демократам, ни брокерам. Она — моя!
Лишь моя.
А сейчас я обязан оговориться. Мне говорят, что многие россияне не обожают Алексиевич.
Один из них сообщил мне об этом так: «Эта женщина из той категории людей, каковые обожают правду и демонстрируют собственную любовь каждый день и еженощно (до тех пор пока кто-то видит ее в темноте)». Я не уверен, свидетельствует ли это, что она (в их глазах) виновна в нравственном самодовольстве либо в искажении правды.
Весьма хотелось бы услышать вывод русских читателей этого блога на этот счет.
В случае если высказать предположение, что процитированный материал верен и точен (в том, что он правдиво отражает взоры определенного советского доктора), то это многое говорит не только о русском характере, но и о людской природе.
Доктор Погребицкая отдавала предпочтение советской судьбе, по причине того, что она давала ей суть, цель, порядок и самосознание. Для нее не имело значения то, что таковой порядок свидетельствует многочисленные убийства, что в таком порядке существует архипелаг ГУЛАГ.
Правильнее, это имело значение, по причине того, что она знает, что просто не может отрицать его существование. Но она дробит собственные впечатления на части, дабы кошмары советской эры не могли кинуть тень на ее яркие воспоминания о Советском Альянсе.
Тут возможно отыскать в памяти свидетельства некоторых вышедших на свободу арестантов, каковые провели значительную часть своих дней в колонии, и освободившись, поняли, что не смогут сладить со своей свободой. Я думал о том, каково было белым на американском Юге по окончании поражения в гражданской войне.
В какой-то степени они должны были осознавать, что целый данный социально-экономический порядок имел возможность существовать лишь за счет ужасной несправедливости. И однако, ностальгия по такому порядку была без сомнений сильна, кроме того непреодолима, как и тоска Погребицкой по советскому миру, что уже не вернуть.
Полагаю, это очень очевидное наблюдение, но мне вот что весьма интересно в этих двух случаях: я полагаю, что подобно Погребицкой, многие южане не имели возможность оправдать университет рабства, если бы их об этом попросили. Но как и Погребицкая, они бы поделили это на части, дабы не отравлять собственные воспоминания, собственную ностальгию по ушедшим временам с их порядком и определенностью.
Я до конца не уверен, но полагаю, что такое вероятно.
Отмечу: я не утверждаю, что вследствие этого Погребицкую и моих предполагаемых послевоенных конфедератов нереально осуждать. Вовсе нет.
Я , что человеческое сердце — это вещь неизмеримо мудреная и сложная.
страницу канала.
Назад в будущее | Агрессивная среда с Александрой Говорченко