Туристическое будущее горного массива хибины под угрозой из-за разработки апатитового рудника

Туристическое будущее горного массива хибины под угрозой из-за разработки апатитового рудника

«Вот тут будет рудник. И все — возможно проститься с Хибинами», — непривычно делая ударение на первый слог в слове «рудник» и прося прощения — «так тут принято», — экскурсовод, выпускник и бизнесмен геофака МГУ Сергей Коняев показывает на подножие горы Партомчорр.

Это самая доступная для русских туристов красивая часть Арктики: полтора дня поездом из Москвы до города Апатиты, 15 мин. до городских окраин — и оказываешься у подножия гор. Путь к руднику на снегоходах занял около часа — 20 километров по узким ущельям, окруженным крутыми скалистыми горами.

Каждый год около 50 тысяч туристов повторяют данный маршрут.

Хибины известны как месторождение апатито-нефелиновой руды: как раз тут добывается приблизительно 70% от мирового количества, говорят в правительстве области. Добычу вела компания «Апатит».

А в 2006 году к монополисту присоединилась Северо-Западная фосфорная компания (СЗФК), дочерняя структура холдинга «Акрон», взяв лицензию на два рудника — «Олений ручей» на юго-восточной окраине гор и «Партомчорр» на севере горного массива. «Никто не считал, что компания примется за «Партомчорр»: в том месте руда бедная, везти ее оттуда невыгодно», — говорит глава совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров.

Кроме того ОАО «Апатит» не стало претендовать на это месторождение. «На отечественных рудниках содержание нужного компонента — 13%, а на «Партомчорре» — 6–8%», — пояснил основной обогатитель ОАО «Апатит» Александр Калугин.

Экологи, десять лет грезившие о создании национального парка «Хибины», пологали, что они успеют добиться придания статуса национального парка для этого района гор. В этом случае рудник остался бы за пределами парка, но линию и дорогу электропередач предпринимателям было нужно бы вести в обход.

В конце прошлого года экологи кроме того отметили маленькую победу. В декабре правительство России утвердило Концепцию развития очень защищаемых территорий, в соответствии с которой до 2015 года намечено создание национального парка «Хибины».

Но в последних числах Марта 2012 года управление СЗФК объявило, что уже этим летом будет прокладывать к руднику дорогу, и самый недорогой вариант — это посередине гор, с юга на север, по той самой тропе, где в большинстве случаев идут туристы.

Туристам на такую автостраду вход будет закрыт. «Прокладка коммуникаций неизбежно приведет к гибели и деградации экосистем, замусориванию территории и утрата привлекательности для туристов, — комментирует обстановку начальник Баренцевоморского отделения WWF России Олег Суткайтис. — Затем создание национального парка станет неосуществимым: туристическая привлекательность есть одним из наиболее значимых требований, предъявляемых к территориям национальных парков».

«Нас одурачили!» — причитают экологи. Они пробовали добиться встречи с предпринимателями последние полгода. «Но они переносили совещание под различными предлогами, клятвенно давая слово, что без дискуссии с общественностью они ничего не решат, — говорит Виктор Петров. — А тут такое заявление!» До тех пор пока что защиты от дороги нет, говорят они: дабы создать нацпарк, нужно два года на подготовку всех документов.

Автострада к тому времени уже будет выстроена.

Но оказалось, что предприниматели еще не утвердили маршрут дороги. По крайней мере добиться от них определенного проекта строительства не смогли ни областные депутаты, ни госслужащие из правительства. «В самой СЗФК еще не выяснили, как они будут вести дорогу, — пояснил и. о. председателя комитета промышленного развития, природопользования и экологии Мурманской области Алексей Смирнов. — Самый маленький путь и экологичный — до железной дороги.

Но компании это невыгодно, поскольку нужно будет строить два пункта перегрузки руды. Возможно обогнуть горы с северо-востока. Но в том месте расположены «лосиные ясли»; помимо этого, будет закрыт выход к озеру.

Кроме этого данный путь самый долгий». Смирнов подчернул, что, на его взор, лучший вариант — это через перевал, ведущий на восток, к озеру Умбозеро. «Идеально, в случае если это будет туннель в горах», — додаёт он, поясняя, что управление компании кроме этого склоняется к этому маршруту, но тратить средства на туннель не хочет.

Но в этом случае от горного массива будет «отсечена» внушительная часть. И, помимо этого, указанный перевал — самый эргономичный путь для туристов, каковые решили пройти горы полностью и развернуть к озеру.

Государственный служащий не скрывает, что прибыль для области от работы рудника будет значительно выше, чем от туризма.

В это же время как раз от его комитета зависит предстоящий статус гор. В случае если национальный парк есть в праве создавать только федеральные власти, то областные смогут сделать территорию природным парком (данный статус, в отличие от нацпарка, не разрешает наладить организованный туризм). «Решено, что в 2012 году эта территория будет зарезервирована под создание природного парка, — подтверждает Смирнов. — Но мы не можем ущемлять интересы предпринимателей: они взяли лицензию от страны и обязаны разрабатывать рудник.

Исходя из этого мы ожидаем от них конкретного проекта строительства дороги и уже после этого будем контролировать его на соответствие законодательству».

В самой компании не собираются идти на контакт с общественностью, а также с журналистами. Депутаты облсовета смогли на этой неделе устроить экологов и встречу бизнесменов — это было совещание коммисии, созданной парламентариями специально для поиска компромисса. «Это было тяжелое совещание, — подтвердила глава комитета по охране и экологии внешней среды облдумы Наталья Лещинская, возглавившая коммисию. — Но основное, что обе стороны взяли площадку для дискуссии и начали общаться».

Депутаты кроме этого не смогли добиться от СЗФК замысла развития дороги.

«Я кроме того сообщила им — это у вас военная тайна? Но если вы отправитесь против законодательства, в случае если дорога будет на месте, где растут краснокнижные травы, то в итоге это окажется безлюдная трата времени и средств, — говорит Лещинская. — В итоге экологи дали обещание подать в прокуратуру заявление прося проверить выданную компании лицензию на разработку рудника.

А мы решили создать при правительстве области коммисию по подготовке к резервированию территории под парк. Ожидается, что несколько сформируется уже в первых числах Мая».

На данный момент все, кто связан с туризмом в Хибинах, сохраняют надежду на хорошее разрешение конфликта, но пессимизм преобладает. «Дорогу все равно выстроят. Рудник скоро истощится, а природа будет загублена», — говорит Коняев.

У него рядом с горами база и дюжина снегоходов для туристов, и в случае если будет создан парк, то ему будет закрыт доступ в горы. «Но я готов пойти на это: основное, дабы природа сохранилась», — додаёт он.

В шахте Кировского рудника


Читать также:

Читайте также: