Точно не о вере и, скорее, не о политике — «наука»
В чем в действительности суть встречи Франциска с Кириллом?
Встреча Папы Франциска с Кириллом была серьёзной. Но ее нельзя назвать религиозным событием либо предвестием великого перелома в отношениях между Западом и Востоком.
СМИ писали о переломной, «первой за тысячу лет встрече преемника Святого Петра с Патриархом Третьего Рима». Звучит красиво, но это неправда.
Неточности проистекают из взгляда и незнания истории на Православие через призму католических церковных структур.
Единой Православной церкви, во главе которой стоял бы аналог католического Папы, не существует. Церковь складывается из епархий, во главе которых стоят епископы, подчиняющиеся только Папе.
Все другие организации, как Конференции епископов различных государств а также ватиканские дикастерии играются всего лишь запасного роль. Так что Отец выступает единственным главой и патриархом Рима Католической церкви.
В это же время восточные Церкви организованы по древним правилам. Существует большое количество более и менее больших автокефальных, другими словами свободных Патриархатов (Столичный, Константинопольский, Александрийский).
Патриарх всея Руси Кирилл, с которым Франциск виделся в Гаване, — это только один из начальников восточных Церквей. Так что речи о переломе в межрелигиозном диалоге речи нет: он длится уже не первое десятилетие.
Начиная с понтификата Иоанна Павла II Папы систематично видятся с Патриархом Константинопольским, эти встречи стали фактически «рабочими».
Откуда тогда взялась мысль об «исторической встрече»? Патриарх Московский последние приблизительно сто лет выступает «церковным филиалом Кремля».
Кирилл назвал в один раз правление Владимира Владимировича Путина «чудесным образом божьим». А в то время, когда участницы феминистской группы Pussy Riot прервали православную работу, требуя отставки Путина, за что были сурово наказаны, Кирилл потребовал ужесточения наказания. на данный момент Патриарх — это исполнитель и посланник политики российского президента.
Сближение Рима и Московского патриархата стало бы для Путина хорошим политическим доводом в переговорах с Западом.
Москва и Рим говорят в один голос
Boulevard Voltaire15.02.2016Кирилл и Франциск подписали декларацию
Atlantico15.02.2016Патриарх Кирилл — посланник Путина
Aktualne.cz15.02.2016Отец обеспечил победу Путину
Bloomberg15.02.2016Фатима на встрече в Гаване
Observador14.02.2016Отец, Патриарх и мало Путина
Foreign Policy14.02.2016Исходя из этого встреча Кирилла с Франциском проходила в Гаване. На Острове Свободы с ее сильным католичеством, а одновременно коммунистическим прошлым оба религиозных фаворита имели возможность ощущать себя, как дома.
Такая встреча не имела возможности состояться ни в Москве, куда точно не разрешили войти бы Франциска, ни в Риме, поскольку Отец не желал бы легитимировать политику Кремля.
Из совместного заявления двух иерархов фактически ничего не нужно. Оно говорит об угрозах для веры и неспециализированных упрочнениях по борьбе с вызовами современности.
Ничего, чего бы не поведал простой священник в собственной проповеди.
Приветствуя Кирилла, Франциск вскрикнул: «наконец!». При прощении он объявил, что они поболтали, «как братья».
Но это вовсе не свидетельствует, что случится какой-то перелом либо упрочнение взаимоотношений. Перед Франциском поднимется значительная неприятность: как не разрешить применять себя Кремлю в его политических играх.
Прекрасно, но откуда по большому счету взялись эти несоответствия? «Продолжавшийся тысячу лет раскол», о котором пишут СМИ, случился в одинадцатом веке, и именуют его Великой Схизмой. Обстоятельства лежали в политической плоскости.
Уже несколькими столетиями ранее Римская империя разрослась до таких размеров, что руководить ей из одного центра стало фактически нереально. Помимо этого все резче вырисовывались различия между богатым бедным и латинским западом греческим востоком.
Исходя из этого уже в четвертом веке император произвел раздел Римской империи на Восточную и Западную части.
Так показались два центра религиозной и светской власти, каковые все посильнее соперничали между собой. Дело было и в религии (введение новых литургических правил), и в политике (на Западе все больше говорили об отделении Церкви от страны), и в экономике (влияние в завоевываемых и христианизируемых славянских почвах).
Конфликты так наслоились друг на друга, что прямой конфликт папского легата (посланника Папы, другими словами Патриарха Рима) с Патриархом Константинополя был чистой формальностью, от которой мы отсчитываем начало раскола.
Но в тот момент речи о Столичном патриархате не было, поскольку на карте того времени Москва была всего лишь селом, главным городом в Киевской Руси был Киев, а столицей Восточной империи (Византии) — Константинополь.
Столичный патриархат показался лишь через 600 лет, в то время, когда Москва превратилась во влиятельный политический центр, а на кремлевском троне воцарился Борис Годунов. Православная митрополия, которая существовала в том месте до этого времени, организационно была связана с Киевом, а подчинялась Константинопольскому Патриарху.
Для царя такое положение дел было невыгодным. Так что создание нового патриархата было чисто политическим шагом: обращение шла о защите влияния Кремля.
Патриархат существовал впредь до 1700 года, в то время, когда царь не разрешил совершить Собор и тем самым заблокировал избрание преемника Патриарха Адриана, что погиб несколькими месяцами ранее. В один момент царь назначил «патриаршего местоблюстителя», что всецело зависел от Кремля.
Обстановка изменилась только в 1917, в то время, когда по России прокатилась большевистская революция. Пост Патриарха был восстановлен, но данный иерарх уже окончательно остался зависим от правительства.
Константин Меладзе. \