Сорочинцы — назад в будущее
От прошлого к настоящему
«Сорочинский ярмарок» в обязательном порядке должен иметь звание «имени великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя». В наши дни должностные лица тут, на Украине, не обожают вспоминать, на каком языке творил уроженец Полтавщины.
Но, его литературный гений сделал местную ярмарку, в ХIХ веке одну из двенадцати тысяч обыкновенных торговых площадок Малороссии, всемирно известной Сорочинской. Считается, что настоящий украинец обязан хотя бы раз в жизни поучаствовать в торгово-историческом действе.
Ясно, что сперва Леонид Кучма, а сейчас Виктор Андреевич Ющенко с каждым годом посещают ярмарку скорее по обязанности, нежели по кличу сердца. Как-никак, во второй половине 90-ых годов двадцатого века как раз президентский указ сделал ее национальной, уникальной.
У центрального входа гремит народная музыка и блещет красными шароварами гопак. Около хаты Хиври фактически безостановочно выступают народные коллективы, играются сценки из произведений великого земляка. «Люди хороши, заходьте, угощайтесь!
Ласкаво просимо!» В этот самый момент же: «Шашлык, манты, беляши!» В соседнем шинке объявление – «Настоящая армянская кухня». Сала на прилавках и в шинках не видно, но пережаренное на мангале мясо преподносится как исконно украинское угощение.
А чем дальше в глубь павильончиков и рядов, тем больше Михаила Круга с «Владимирским централом». Вместо мелодичных украинских напевов привычное и пьяное: «и ма-а-а-аладо-о-ова ка-а-а-амандира несут с пра-а-а-абитой га-а-алавой!»
Горилка и пиво льются рекой. Говорят, в прошлые, советские, времена милиционеры очень загулявших собирали в автобусы и отвозили километров за 10. До тех пор пока пешком добредет до ярмарки, проветрится и придет в себя.
Очень активные подвергались данной процедуре повторно.
Будем куме будем
Сливяночку з медом пити,
За це так палко
Украину любити!
(Надпись на бутыли
с горилкой.)
Приятные неожиданности
Местные обитатели с завидной регулярностью снимают второй урожай – заранее убранная картошка разрешает превращать огороды в высокорентабельные автостоянки. Не желаешь топать пешком от автомобиля по пропыленной и пропеченной солнцем дороге, перекрытой для перемещения транспорта, – обратись к дорожным милицейским.
Они тут же передадут вас с рук на руки мальчишкам, каковые по одним им ведомым объездным дорожкам совершат автомобили на собственные участки. Совокупность отработана до мелочей, не хуже чем на паркингах мегаполисов.
10 гривен (примерно 55 рублей) – и вам дешёв задний, «служебный», вход на ярмарку, со стороны села. не меньше прибыльный бизнес у артистов Полтавского областного театра драмы – все свободное время за 5 гривен они фотографируются с желающими запечатлеть себя рядом с настоящими запорожскими казаками либо самим Н.В. Гоголем.
Очереди стоят!
Жителю весьма интересно взглянуть на конскую сбрую, кое-кто на фоне трактора примеряет настоящий хомут на шею. Секцию животноводства большая часть, в особенности дети, принимают как зоопарк.
365-килограммовый хряк-рекордсмен Томми, папа полутора тысяч поросят, одурел от внимания и принимает ярмарку как отдых от трудов праведных.
Торговый последовательность
«Калорийная» женщина и ее не меньше «высококалорийный» супруг у прилавка с «элитной» рассадой: «У нас малина вся киевской селекции!» – «Да знаемо мы вашу киевскую селекцию. У нас она померзла уся!» – «Ну берите голландскую!» Но не берут. По большому счету визитёров с приобретениями практически не видно. «Скильки стоит эта кринка?» – «25 гривен». – «А за 15?» – «Ой, мужчина, снова вы?!»
Главный интерес вызывают, как их принято именовать, изделия народных промыслов. Украинская национальная рубашка с вышитым на воротнике узором предлагается по цене блузки от Диор. «Дама, вы, случайно, не ко мне возвратились?
Так данной рубахи уже нема».
А вот слышен чисто столичный акающий говор. Раздраженная, дочерна загорелая женщина, очевидно попавшая ко мне по дороге из Крыма, крутит в руках ивовую корзинку: «Да эти корзинки у нас на «Багратионовской» втрое дешевле.
Тьфу!» Тот, кто считает, что ярмарка отличается от простого вещевого либо продуктового рынка демократичными стоимостями, глубоко ошибается. Так, за забором, вне территории ярмарочного комплекса, и корзинки, и полосатые «кавуны», и ароматные дыни стоят вдвое дешевле.
Приезжают больше погулять и взглянуть. Не смотря на то, что финиши немаленькие – расстояние от Киева 313 километров, от Харькова практически 200.
Сервис
мотелей и Гостиниц в окрестностях не отмечается. Потому из 16 гектаров территории хорошая четверть занята палатками участников ярмарки.
Возможно, само собой разумеется, попытаться снять «угол» в самом селе либо переночевать в машине. Но в любом случае о комфортных условиях приходится только грезить.
В текущем году, действительно, принято решение строить гостиницу, да и то вследствие того что оргкомитет Сорочинской ярмарки решил проводить такую же зимний период.
Туалетная неприятность решена только частично – густой дух от кабинок и бессчётные хвосты из визитёров говорят сами за себя. А восемь душевых – по четыре на панов и столько же на панночек – для ярмарки с заявленной посещаемостью в два миллиона человек ничто.
Жара под 40 градусов в тени, и из длиннющей очереди к бочке с квасом слышен визгливый женский голос: «Мужчина, вас тут не стояло!» Но громадный хохол продолжает упорно, как ядерный ледокол, раздвигать толпу бочкообразным животом, держа курс на желаемый кран. Нужно же так произойти, что именно перед ним источник иссякает Квас закончился.
Что приводит к злорадным улыбочкам сметенных с его пути.
Хочется все рассортировать и отгородить высокой непроходимой стеной барахолку с китайско-турецким ширпотребом от рядов и гончарных прилавков с классическим товаром. И тогда кузнец Вакула, Солоха и другие гоголевские храбрецы возьмут нужное внешнее оформление.
Тем временем тысячи и тысячи людей, как будто бы зомбированные мистическим талантом Гоголя, тянутся «ярмарковаться» в Великие Сорочинцы. И над всем этим бедламом гордо реет плакат – «Ярмаркове серце Украiни».
Назад в будущее: Какие конкретно предсказания сбылись?