Сергей беляев: пожизненная природная рента народу россии!
политик и Известный экономист предлагает гос собственность на природные ресурсы перевоплотить в личную собственность россиян.
Беляев Сергей Георгиевич — Директор НИИ Развития конкуренции и отношений собственности РЭУ им. Г.В.Плеханова, бывший глава Госкомимущества России, народный депутат Федерального Собрания РФ второго созыва, создатель бессчётных публикаций по вопросам экономики, развития ТЭКа, создатель первого в Российской Федерации книжки по стабилизиционому управлению.
Опубликовал десятки статей по вопросам госстроительстве, формированию русского парламентаризма, проблемам политического, экономического и социального развития.
— Сергей Георгиевич, сзади избирательная кампания. Время, в то время, когда открыто обсуждаются самые важные вопросы развития страны.
У вас не сложилось впечатления, что, если судить по предвыборным дебатам, менее всего и кандидатов, и избирателей тревожила неприятность экономразвития? Говорили, спорили о политике, о интернациональном положении, о социальных программах, о чем угодно, но экономика так и не стала предметом неспециализированного и важного беседы.
Значит ли это, что в базисной, серьёзной для жизни страны области у нас все в порядке, и нет предлога для тревоги?
— Вопросы экономики, само собой разумеется, появлялись в дебатах и предвыборных программах. Но подобающим образом тема не раздалась. Думаю, это специфика самой темы — тут необходимы глубокие знания, опытная подготовленность, обоснованный, грамотный разговор.
Сходу, с пылу с жару, как в политической дискуссии, тут очки не соберёшь. Да и публике скучновато вникать в экономические вопросы, если они, снова же, не ужаты до популистских формул.
И, позже, на мой взор, ни одна из партий не рискнула выступить инициатором какой или вразумительной стратегии. Так, на уровне полумер.
Похоже, все сошлись на том, что стратегия — это прерогатива президента страны. Из этого и некая пассивность кандидатов и партий на стратегических направлениях.
— Да и политических новаций, таких, дабы потрясли базы, в наше время не наблюдалось. Не смотря на то, что, может, и не нужно ничего потрясать.
В революционных рывках Российская Федерация преуспела, сейчас прекрасно бы освоить эволюционный путь.
— То, о чем я желал бы на данный момент поболтать, к очередным потрясениям (дай Всевышний, дабы их не было!) никакого отношения не имеет. Потому что, в первую очередь, целый процесс будет протекать в рамках Закона. Без всякого противостояния верхов и низов.
Это и политика, и экономика — в одном радикальном ответе.Кое-какие мои приятели, именуют это формулой солидарности. О чем обращение?
Ну, сперва все же мало о политике. Сейчас, фактически, никто не оспаривает такую данность, как громадный разрыв между доходами населения России.
Я бы кроме того сообщил, катастрофический разрыв. 80% доходов в стране приходится на 1% жителей.
Российская Федерация стала одной из самых несправедливых государств в мире. Обстановка усугубляется медленным, весьма медленным формированием среднего класса. Да скажем прямо, его как не было в Российской Федерации 25 лет назад, так нет и по сей день.
Какой-то хронический, застывший на ранней стадии «пилотный проект». Имеется богатые граждане, и имеется малоимущее большая часть. И разрыв между ними лишь увеличивается.
Это не просто статистика. Это вразумительный символ неблагополучия в социальной сфере. И неприятность имеет тенденцию увеличиваться как снежный ком.
Исходя из этого чем раньше государство приступит к ее ответу, тем больше шансов устранить напряженность в обществе экономическими средствами, а не какими-то иными. Другими словами продолжить отечественную историю в обычном, эволюционном ключе.
— Вам не думается, что и сами люди, о которых мы говорим, меньше всего мечтают какими-то в том месте революциями? Многим куда больше подходит режим постепенных изменений к лучшему.
Разве не об этом говорят результаты выборов — победа правящей партии?
— Запас прочности у нынешней власти громадной, в особенности большой он у президента. Как раз исходя из этого было бы обидно промотать такое доверие полумерами, вместо радикального передела.
У главной массы россиян нет каких-то завышенных запросов комфорта, их стандарты судьбы по европейским меркам скромны. Но это не от того, что им не добывает культуры, преимущества, амбиций претендовать на более роскошную судьбу.
Они просто умеют жить проблемами общества, принимать их, и терпеливо стараться дать добро. Но какое количество же возможно эксплуатировать это долготерпение? какое количество возможно практиковать разумеется ущербную модель управления, в то время, когда власть командует не страной, а людьми?
— Прекрасно. Перейдем к конкретике.
Вы понимаете, что это за «экономические средства», каковые имели возможность бы столь радикально поменять участь россиянина? Имеете возможность их назвать?
— Постараюсь. Сейчас так как что: какими бы броскими ни были программы экономических преобразований, ни одна из них не сможет быть реализована. По причине того, что в них не заложено главного — мотивации созидания.
Власть так как в далеком прошлом отделила себя от людей, разумеется забыв о том, что она также складывается из того же материала. Например, таковой предвыборный слоган: «Функционировать в интересах людей – отечественная задача».
Сообщено как будто бы какими-то инопланетянин либо сверхчеловеками. Вам слышится в этих словах конституционное равенство в управлении страной? Мне — нет.
Да хорошо бы слова! К сожалению, сложилась настоящая практика, в то время, когда право, закрепленное в конституции все чаще подменяется объявлениями.
В действительности люди сами должны бы позаботиться о себе. Но для этого они будут равноправными участниками экономической судьбе. А для этого они должны владеть собственностью, как источником капитала для осуществления собственной экономической деятельности.
Это я подошел прикасаясь к вопросу о «инструментах» и «средствах».
— Поделить собственность между всеми гражданами… Это в отечественной истории уже было. Помой-му, все справедливо — любой взял собственную долю, ваучер, и распорядился так, как захотел.
Лишь по окончании данной приватизации именно и появился, как из пены, тот самый класс сверхсостоятельных граждан, что в наше время вошли в перечень мировых миллиардеров издания «Форбс». Желаете вторую попытку?
— Я не о приватизации. Не смотря на то, что, считаю, она прошла так, как и имела возможность в тех конкретных экономических, социальных и политических условиях пройти. И считаю верным, что статус-кво, сложившийся в годы реформ, должен быть надежно защищен.
А сейчас он защищен кроме того более надежно, чем законом, он под защитой административного аппарата. В конечном счёте, все должны иметь право не только на равенство, но и неравенство.
И тот, кто в рамках закона, неравен по капиталу своим соотечественникам, должен быть огражден от поползновений со стороны тех, кто исповедует эгалитарные, уравнительные взоры.
— Если не приватизация-2, то что? Так как второй раз данный номер с ваучерами и различными стартовыми возможностями может, мягко говоря, возмутить народ.
А вот такое любимое народом занятие как «забрать и поделить», непременно, познание в весах встретит.
— Да, в Российской Федерации накопление достатка случилось столь быстро, что это выходит за рамки разумного. И, выделю, с соответствующими нарушениями закона.
Однако я против преследования кого бы то ни было по результатам приватизации. Эти люди добились благополучия в неравных условиях, но это не порок, а их особенное познание капитализма.
Передел собственности вероятен лишь на базе Закона. И лишь в таком порядке, сперва Закон — позже передел.
Таким законом, в моем понимании, может и должен быть Закон о частной собственности на недра. Недра должны принадлежать народу. И не на словах, а на бумаге.
Лишь в этом случае народ сможет реализовать собственное право, закрепленное в конституции быть единственным источником власти – как то и определяется Конституцией.
— Что вы имеете в виду? Поясните, пожалуйста!
— Речь заходит о гос собственности по большому счету, в целом. Люди, являющиеся гражданами страны, дабы олицетворять собой власть, быть властью в прямом смысле этого слова, должны взять то, что в собственности им по праву рождения — гос собственность.
Для этого нужно определиться: в чём же различие собственности государства и государственной собственности, на которую претендует «мелкий человек».
Обращаю внимание: лишь наличие собственности у граждан цементирует платформу страны, независимо от того, как меньшинство будет спускаться с Олимпа — мягко либо жёстко. Люди смогут стать стабильными и надёжными гражданами в том случае, если они будут иметь необходимое положение и собственность в уже упорядоченном обществе.
— «Упорядоченное общество» — это как?
— Упорядочение общества должно начаться с определения собственного отношения к собственности. Исходя из этого всю гос собственность на природные ресурсы в границах страны необходимо осуществить национальной личной собственностью россиян.
— Предложение важное. Но из-за чего в обязательном порядке закреплять собственность как раз за гражданами, а не ориентироваться на получение доходов на капитал, что появляется от барышов от применения гос собственности либо так называемой рентой на газ и нефть?
И позже уже, через бюджет страны, доставлять эти доходы до каждого гражданина?
— Да по причине того, что при таком подходе уходит из под ног собственности и тождественность власти! Участие народа, как носителя власти, подавляется тем, что гражданин делается хозяином только барышов, но не ресурсов, обладая которыми он бы имел возможность приобретать постоянную ренту.
В то время, когда ресурсы становятся по сути личной собственностью граждан, она возможно оценена по честной цене. Тогда же возможно и вычислен постоянный рентный доход.
Нужно иметь в виду, что никаких противоречий с Конституцией наряду с этим не отмечается, поскольку – цитирую Фундаментальной закон: «почва и другие природные ресурсы употребляются и охраняются в РФ, как деятельности народов и основа жизни, живущих на соответствующей территории», и «почва и другие природные ресурсы смогут пребывать в личной, национальной, муниципальной и иных формах собственности».
— В общем идея понятна. Но как это должно смотреться, дабы не превратиться в очередную декларацию.
Каков механизм реализации?
— Из-за чего принципиально важно обозначить личную собственность граждан на недра? Прежде всего это требуется чтобы были оформлены соответствующие документы на эту собственность, со всеми вытекающими из этого экономическими и политическими последствиями.
Столь ответственное событие обеспечит легитимность всех последующих операций с данной собственностью.
— Разделение гос собственности на доли частной собственности с вручением её каждому гражданину… Какое же тут отличие от приватизации?
— Создание собственности, о которой идет обращение, не имеет ничего общего с программой приватизации и такой не есть. Главная цель – предоставление права собственности на то, что ещё не было настоящим объектом собственности.
Ни при каких обстоятельствах. Вправду, в законодательстве о недрах говорится не как об объекте собственности, а только о принадлежности, а в Конституции — о возможности стать личной.
Цель — сделать природные ресурсы общедоступной совокупностью собственности, которая, по сути, являясь национальным достатком, пока не перевоплощена в капитал, что обязан послужить благу всего народа.
Прекрасно организованная совокупность частной собственности граждан на природные ресурсы обеспечит ответ как минимум двух задач. Во-первых, мы будем иметь правильную и полную регистрацию наличествующих природных ископаемых.
Во-вторых, значительно облегчается контроль и достигается согласие по вопросу применения природных активов для наращивания производства и эффективного использования.
Тут направляться отметить для предстоящего понимания, что снова создаваемый университет собственности образует связь между денежным обращением и капиталами. Фиксация права сделок и собственности снабдит Центробанк и в целом денежные власти информацией о том, что нужно эмитировать дополнительную часть законных денежных средств.
Замороженные на сегодня экономические характеристики активов должны показаться в новых свидетельствах о собственности в связи с их оценкой, что со своей стороны создаёт возможность их применения в денежных операциях.
— Достаточно сложная схема. её кроме того осознать не просто.
— Из данной «сверхсложной», но здоровой совокупности собственности появляется капитал, доходы от которого будут распределены среди собственников, россиян, посредством аккумулирования его в ФНБ.
— Из-за чего университетом регулирования и накопления затрат должен быть как раз ФНБ?
— По причине того, что он уже имеется и частично делает функции, отражающиеся в его заглавии. Мы же ставим вопрос по-второму, говорим о частной собственности граждан и о праве граждан принимать участие в управлении капиталом.
Делать же граждан иждивенцами и зависимыми от страны рантье, не входит в рамки предлагаемой парадигмы.
На данный момент ФНБ есть только частью средств бюджета страны. Его заявленные цели — софинансирование необязательных пенсионных накоплений россиян и обеспечение сбалансированности (нейтрализация недостачи) бюджета Пенсионного фонда РФ.
Согласно данным Министерства финансов, ФНБ формируется за счёт двух совокупных источников: налога на добычу нужных ископаемых в виде углеводородного сырья и вывозных таможенных пошлин на газ и нефть, и создаваемые из них товары. Увы, ФНБ наполняется по остаточному принципу — по окончании наполнения Резервного фонда.
К тому же управление фондом осуществляет Министерство финансов. А у того собственные задачи — приобретение валюты, её размещения в ЦБ и вовлечение средств в финансовые активы и иностранную валюту.
Расширение диапазона возможностей ФНБ за счёт придания ему ещё и активов в виде подтверждённых и разведанных запасов не только углеводородного сырья, но и других разнообразных минералов, и возобновляемых ресурсов — воды и леса — придаст ему форму настоящего органа, формирующего устойчивый капитал – соответственно, и будущее страны.
— Как я осознаю, так, появляются условия для разрешения для того чтобы «вечного» для России вопроса как вопроса о земле?
— Непременно. Об этом еще Лев Николаевич Толстой сказал: «Лишение народа его права на землю – основная обстоятельство плохого положения русского народа». В то время, когда сообщено, а и сейчас актуально!
Исходя из этого направляться выяснить реестр земель, каковые отойдут к ФНБ, и будут оценены по их настоящей стоимости.
— А сейчас основной вопрос что точно уже интересует читателя, — как и в каком виде новый земли и частный собственник недр возьмёт собственную долю? Живыми деньгами?
— Начнем с того, что часть есть пожизненной, но не передаётся по наследству. Она фиксируется с момента рождения ребёнка, либо регистрации в ФНБ, и остается в собственности до момента смерти гражданина.
По сути, именной счёт есть накопительным и, как и материнский капитал, должен иметь ограничения, каковые должны быть установлены законодательным путём.
Средства с накопительных квитанций не должны выдаваться наличными, другими словами, никаких «живых денег», как вы сообщили. Они только перечисляются организациям по указанию вкладчика по программе, утверждённой ФНБ.
По большей части это должны быть: оплата ипотеки на строительство квартир, накопления в пенсионный фонд, взносы в фонды медицинского страхования, оплата дополнительного образования, выплаты за коммунальные услуги, оплата санаторно-курортного лечения и другие личные выплаты, предусмотренные законом. Помимо этого, вероятны простые накопления на накопительном счёте ФНБ.
Принципиально важно, дабы строго соблюдался регламент выплат. Законодательством должны быть выяснены возрастные ограничения, в то время, когда и какие конкретно выплаты возможно создавать.
Так, при достижении гражданами пенсионного возраста, выплаты направляться сократить оплатой жилищно-коммунальных услуг, санаторно-курортного лечения, особого социального обслуживания (сиделки, дома старых) и тому подобное. законодатели и Правительство должны шепетильно подготовить и законодательно закрепить всю программу расходования средств ФНБ на потребности граждан – соучредителей фонда. Тут вправду имеет место эгалитарность, но лишь в той части, что все соучредители одинаково равны в собственных правах на получение барыша от ФНБ, поскольку соучредителями являются все граждане: от младенца до пенсионера, от президента страны до рабочего.
— Ну и что же реально дает перевод природных активов в руки граждан, не считая вышеуказанных возможностей? Так как акции, находящиеся в собствености стране в разных компаниях, а также подготовленных к предстоящей приватизации, так и остаются в руках страны.
— Главный суть заложен в том, что при переоценке активов, к примеру, находящихся в недрах разведанных и подтверждённых запасов нефти и газа, изменится их цена. Помимо этого, для добычи ископаемых не хватает выкупить лицензию, а её нужно будет выкупать у ФНБ, нужно кроме этого платить арендную плату за применение участков.
По сути, добывающая компания обязана оплатить нефть, которую она желает добыть. , если денежные затраты превышают возможности компании, ФНБ может войти в капитал этих компаний, и тогда барыши будут кроме этого поступать в ФНБ, другими словами на квитанции граждан. На протяжении переоценки ресурсной собственности и вхождения в капитал компаний ФНБ, капитализация компаний увеличится, что предоставит шанс кроме этого денежным влияниям организовать дополнительное обращение на финансовом рынке, а также в виде гос гарантий и облигаций.
В компаниях, где будет происходить эмиссия в пользу ФНБ, само собой разумеется, уменьшится часть вторых акционеров, но они не утратят ни доходы, и не должны утратить управление. В этом будет показана публичная солидарность, которая подразумевает необязательный отказ части меньшинства общества от некоторых преференций, каковые у них уже имелись до этого, а также от приобретения указанных активов в неравных условиях.
В компаниях с участием страны, каковые принято вычислять национальными, случится такая же процедура и в том месте кроме этого добавится ещё один хозяин – народ в лице все того же ФНБ.
Прибыльная база ФНБ расширяется как поступлением прямых денежных средств, так и активами компаний.
— Средства ФНБ в новой обстановке, не считая как на выплаты гражданам по квитанциям, должны будут расходоваться дополнительно лишь на разведку и изыскания ископаемых?
— Да. А помимо этого — и на подтверждение, оценку этих запасов.
Что нужно для постоянного увеличения капитализации самого ФНБ и повышения финансового потока в полном сотрудничестве с ЦБ.
В случае если на данный момент актуальность имеют рудные материалы и углеводородное сырьё, то в будущем направляться обширно ставить вопросы об применении почвы, воды и леса, и биоресурсов, сокровище которых будет со временем лишь возрастать.
— Давайте все же уточним, на решение каких задач вы рассчитываете с введением столь радикальной реформы?
— Поставим вопрос чуть в противном случае: какие конкретно задачи власть может решить, зафиксировав права собственности граждан на природные активы? В случае если кратко, то так мы определяем стратегию развития страны не меньше, чем на столетие.
Это дает стабильность и возможность, что очень принципиально важно для национального планирования. Чтобы обеспечивались экономическое развитие и устойчивый рост страны, в стране должен быть порядок и должна быть обеспечена устойчивость страны как такового.
Запрещено назвать это ни чисто политической целью, ни экономической. Это нужное условие роста на самую отдаленную возможность.
Выравнивание социального статуса людей, сокращение разрыва в доходах бедного меньшинства и богатого меньшинства, но не путём экспроприации, а через создание нового капитала, — вот что дает приобщение большинства к природным ресурсам страны.
— Кроме прав, каковые дает такое приобщение, имеется, как я осознаю, и кое-какие обязанности. Собственность требует и затрат?
— Тут должны быть различные подходы — к доходам маленького человека и «богатых граждан» (надеюсь, термин «мелкий человек» в данном контексте воспринимается верно — как человек, владеющий рядовыми возможностями, в отличие от своих состоятельных соотечественников). Так вот, доходы «мелкого человека» столь низки, что необходимые затраты доводят его до нищеты.
Но в случае если часть затрат будет компенсироваться за счёт его собственных дополнительных доходов на капитал, формируемый за счёт применения его частной собственности, зафиксированной в ФНБ, то это делает его полноправным участником общества, где в принципе ему уже не имеет значения, какой разрыв у него с богатеями. Основное, что его собственность разрешает компенсировать последовательность необходимых платежей и освобождает часть его доходов от трудовой деятельности либо пенсии на насущные потребности судьбы а также для поддержания платежного баланса на внутреннем рынке.
В этом кроется величайший суть поднятия духа «мелкого человека», что делается полноправным субъектом экономической деятельности страны, и его уже вряд ли возможно назвать мелким человеком, но не в противном случае, как Гражданином с громадной буквы. Так как через экономическую активность гражданина общество получает сознательного участника политической жизни страны, полноценного и сознательного выборщика.
— Да, такому выборщику нужна устойчивость страны уже лишь вследствие того что его собственность должна быть надежно защищена от потрясений.
— Да, ему нужна стабильность, чтобы его дети в будущем кроме этого имели возможность нормально рассчитывать на доходы от ресурсного капитала. Он кроме этого будет помогать обеспечению порядка – хотя бы из эмоции публичной солидарности с властью.
Скреплённые собственностью на ресурсы в новом качестве граждане без агитации и идеологического принуждения машинально уже являются патриотами собственной страны, и будут бороться за неё, не поддаваясь никакой обработке извне, не говоря уже о прямом вторжении агрессора. Устранятся этнические и региональные разногласия, и и центробежные тенденции.
Другими словами начальное базисное приобретение собственности осуществляется в равных условиях, снабжая изначально правила справедливости.
— Масштаб таковой реформы огромен. Это же не просто законодательная инициатива, и не просто экономика.
Вы вычисляете её настоящей?
— В полной мере! Подобные реформы возможно выполнять в подходящий момент и при непременной воле президента, что может мобилизовать нужные политические силы, личный авторитет и административный ресурс.
Явного всеобщего благоденствия и материального благополучия, и скорого понижения материального неравенства ФНБ не обеспечит, но процесс выравнивания через уменьшение некоторых необходимых затрат граждан имеется серьёзный ход, что закладывает фундамент новой модели построения общества.
— Идеально выстроенных обществ, как мы знаем, не бывает. Но большое приближение к собственному «Городу Солнца» — это мечта, которая и движет цивилизациями.
И в вашем изложении эта мечта выглядит будничным, кроме того рутинным законодательным процессом.
— Да, тут нет никакой утопии. Один прагматичный расчет. Но эффект он дает не только материальный, но и духовный. Мы же знаем, что русскому человеку самый принципиально важно, дабы с ним поступали по совести. И неизменно справедливость проверялась отношением к собственности.
Мне понравилось высказывание Дж.Ролза: «Справедливость не допускает, дабы утрата свободы одними была оправдана громадными благами для других». Фактически, человечество в далеком прошлом и во многом удачно разрабатывает эту тему.
Отечественная задача воспользоваться тем, что, по сути, разумеется, инвариантно.
У каждого гражданина должна быть положенная ему по совести собственность. У каждого гражданина должны быть ясные виды на сутки сегодняшний и сутки завтрашний.
И тогда общество, государство получит не слишком общий народ, не замороженный электорат, не всеядного зрителя политических ток-шоу, а Гражданина. В полном смысле этого слова.
— Что ж, благодарю за интервью. С наступающим вас Новым годом, и пускай ваши мысли и предложения не останутся прекраснодушной мечтой, а будут услышаны и властью, и обществом!
Лишь желание и взаимное понимание может обеспечить успех предлагаемой вами реформы.
— Благодарю. И с наступающим Новым годом вас и всех отечественных читателей!
23 РЕАКЦИИ ПОДСУДИМЫХ НА ПОЖИЗНЕННЫЙ РЕШЕНИЕ суда В ЗАЛЕ СУДА. О ЧЕМ ОНИ ДУМАЮТ Сейчас?