Русская дорога к храму
В старом городе Боровск, что в Калужской области, уже часов в восемь вечера стоит полновесная тишина. Иногда взлает собака да протарахтит одинокий автомобиль.
И лишь колокола на звоннице Свято-Пафнутьева Боровского монастыря медовым звоном оглашают патриархальную тишь. Монастырь немаленький и весьма популярный у российских а также зарубежных паломников.
Имеется собственная гостиница при Миссионерско-просветительском центре.
Практически в 20 километрах от Боровска (местами по совсем убитой дороге) приютилась деревня Ивановское. Над единственным жилым домом гордо подняты российский триколор и флаг Победы.
Под ними живёт Юрий Сегеда – староста возрождённого храма в честь Рождества святого Пророка, Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Но, по поводу возрождённого – вопрос спорный
Дорога, дорога, ты знаешь так много
С благочинным Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и в один момент настоятелем храма Крестителя Иоанна отцом Саввой садимся в старенькую «четвёрку». «Лишь русский машина проедет по русским дорогам», – практически серьёзно растолковывает батюшка выбор транспортного средства. По окончании съезда с автострады дорога вправду преобразовывается в направление.
Но по обочине растут новенькие скромные коттеджи, на рекламном щите цена – от 2,2 млн рублей. Из удобств – лишь электричество. Ни воды, ни газа, ни канализации.
Но имеется сравнительно не так давно почищенный пруд с оборудованными мостками для рыбалки. Проезжаем дом старосты Сегеды, последний поворот, и практически вписанный в среднерусский пейзаж золочёным куполом, с крестом, подпирающим осеннее небо, вплывает в глаза храм. «Какой комфортный», – вырывается вслух. «Я также такие обожаю», – не удивившись, отвечает папа Сава.
Двери закрыты. Они раскрываются для всех прихожан раз в неделю, по субботам, в то время, когда в нём помогают попеременно настоятель папа отец и Савва Силуан.
Время от времени и в другие дни, в то время, когда нужно отпеть либо покрестить кого-то из обитателей окрестных сёл Писково и Городня. Причём окрестных, это с натяжкой сообщено, – восемь километров пешком. Но на работы приходят либо приезжают из Боровска человек 20–30.
Согласитесь, для храма в глуши – это хорошо. Причём приезжают не поглазеть либо «подсвечником поработать», а честно, от души, исповедаться и причаститься.
– Храм уже возродился, раз работа идёт. Людям на данный момент не достаточно тёплого слова, общения, знаний о духовной судьбы. Вот они и ищут их, ищут собственного батюшку.
Во тьме они и жаждут света, – убеждённо говорит Сегеда.
Историческая справка «АН»
Ивановское – село древнее. Сведения о нём видятся в разных исторических документах с 1621 года. В «алфавитах и Описаниях к Калужскому атласу» (1782 г.) говорится о обладателях с. Иванового, Львово тож: Ф.И. Унковском, А.В. Алымовой и В.А.
Выродеве, при которых уже были «пруды, древесная церковь Спаса Нерукотворного Образа, два дома господских древесных, при них сад». Древесная церковь была ещё «жестка», но в 1809 г. на средства помещика майора Ивана Николаевича Арженевского возвели новый каменный храм, священствовал в нём тогда Фёдор Григорьев.
Осветили храм в честь праздника Рождества Иоанна Предтечи.
Храм выложен из красного кирпича в духе провинциального классицизма. Закруглённые боковые стенки нижнего яруса и алтаря колокольни придают ему изящность, мягко вписывая в окружающее сельское пространство.
Одноглавый четверик с маленькой трапезной и колокольней поражает высоким сводом, наполняя его пространством, а окна-люкарны, находящиеся в основании сомкнутого свода, освещают его. На высоте алтаря по фасадам тянется профилированный карниз, а выше ровная стенки с круглыми окнами второго света.
Маленькая трапезная соединяет храм с колокольней. Крутая кирпичная лестница в толще западной стенки трапезной ведёт на ярус звонов.
В трапезной имеется арочный вход в крипту, расположенную под храмом. На стенах в храма сохранились фрагменты живописи второй половины XIX века.
До 1863 г. село насчитывало 95 дворов, в нём жили 672 человека, из которых 315 – женщины и 357 – мужчины. А в 1916 г. в Ивановском было уже 20 дворов, 135 обитателей.
Село пребывало в стороне от громадных дорог и неспешно пустело.
Очень сильно ударила по храму Великая Отечественная война. На колокольне была огневая точка нацистов, отечественным армиям было нужно бить прямой наводкой совершенно верно по храму.
От трапезной оставались лишь стенки. По окончании войны и до середины 2000-х его применяли как склад.
Ландшафт деревенской глуши
В то время, когда подходишь к храму поближе, то видно, как на его стенках сплелись столетия. Изначальная – замечательная, прекрасная, но выщербленная кладка мирно соседствует с современным кирпичом.
– Храму более двухсот лет. Его строили на месте древесной церкви (см. справку «АН»). Простоял он нетронутым до 1917 года.
По окончании революции в нём хранили зерно, разный сельскохозяйственный инвентарь. Возобновлять начали в 2008 году.
Я пришёл настоятелем в 2012-м. До меня была проделана огромная работа, парни вычистили храм от огромного количества мусора, доложили своды, вернули купола. При мне была сделана вся внутренняя отделка, поставлен иконостас, привезены первые иконы.
Подведено электричество. Имеется колодец со святой водой. 7 июля 2011 года была совершена первая Божественная литургия.
Потихонечку место оживает, – говорит папа Сава.
В робко, но тепло и чисто. Видно, что храм живой и как словно бы дышит, в то время, когда в него, крестясь, заходят люди. На колокольне снова, как и сто лет назад, висят-поют колокола.
Но видно, что главная работа ещё в первых рядах.
– Нам необходимы пиломатериалы, метал для ограды, цемент, смеси для внешней отделки. По весне будет нужен опытный отделочник.
А ещё было бы здорово отыскать ландшафтного дизайнера, лишь обязательно верующего, дабы умел и знал, какие конкретно растения, какие конкретно деревья возможно в ограды сажать, – вслух грезит Сегеда.
– Люди, само собой разумеется, необходимы. Действительно, селить до тех пор пока негде, так что в случае если весной приедут, то со собственными палатками, – додаёт папа Сава.
На денежную тему оба сказать отказываются, стесняются. Но и без слов ясно, что денег на восстановление категорически не достаточно.
– Разве это основное? Мне бы весьма хотелось людей собрать совместно, дабы они видели в храме некоторый «свет в конце тоннеля».
Чтобы это ощутить, человек обязан положить в храм частичку собственной души. Но это не деньги, они ни при каких обстоятельствах не будут душой человека. Душа человека – это его работа. Кто-то часть стенки отштукатурил. Кто-то кирпичик положил.
Кто-то лавочку сделал. Позже, придя в храм и заметив неспециализированный труд, человек будет осознавать, что в него он положил частичку самого себя.
Будет осознавать, что не нужно храм рушить и разламывать, – говорит папа Сава.
Отвечая на вопрос, окажет помощь ли уединённый храм маленькой местной пастве, папа Сава на долгое время вспоминает.
– Я всей душой надеюсь, что окажет помощь. Весьма сохраняю надежду на помощь Божью каждому человеку. Но мы должны осознавать, что Господь стучится в отечественное сердце, желает нам оказать помощь.
Но желаем ли мы этого? Дорога к Всевышнему – дорога с двусторонним перемещением: со стороны людей и со стороны Церкви. Мы восстанавливаем храм, проводим богослужения, соучаствуем в жизни.
Я приглашаю местных обитателей прибрать на кладбище, совместно совершить какой-то церковный праздник. Кто-то откликается.
Сперва один, позже он позовёт соседей, они заберут собственных детей Так неспешно храм и наполнится. Соучастие в жизни народа должно быть постоянным, тогда к пастырю народ начинает приходить, – подмечает настоятель. – Так как храм – это место, куда люди приходят, дабы отыскать утешение, помощь и помощь у Всевышнего.
Церковь призвана чтобы людей объединять. Дабы любой отыскал собственное место в жизни, дабы пришёл к той истине, которую знают верующие, пришёл к Христу. А по поводу малочисленности паствы Не бывает так, дабы храм стоял пустой.
В случае если священник проводит богослужения, соучаствует, то люди приходят, приезжают, прилетают, несмотря ни на какие конкретно расстояния.
Реквизиты
Местная православная религиозная организация
Приход в честь Рождества святого Пророка,
Крестителя и Предтечи Господня Иоанна
в д. Ивановское Калужской Епархии
Русской православной церкви (Столичный Патриархат)
Наименование Приход в честь Рождества Иоанна Предтечи в д. Ивановское РПЦ (МП)
ИНН 4003036450
КПП 400301001
ОГРН 1154000000362
Юридический адрес
248018, Калужская обл., Боровский р-н, деревня Ивановское
Почтовый адрес
249010, Калужская обл., г. Боровск,
ул. Дмитрова, д. 1, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
р/счёт 40703810058060120540
в ВФ ПАО «МДМ Банк» г. Воронеж
БИК 042007730
к/сч 30101810700000000730
ОКПО 25921942
Настоятель, глава приходского совета
Иеромонах Сава (Петрушко)
Плацкарт в эдем
На обратной дороге задаю в далеком прошлом мучающий вопрос: «возможно ли брать на восстановление храма деньги с убийц, грабителей, взяточников?»
– В случае если билет в Царство Божье этим приобрести желает, то, само собой разумеется, запрещено. А вдруг от души, от искупления, от раскаяния – из-за чего нет.
Не смотря на то, что на гнилом фундаменте хороший дом не выстроишь, – припечатывает папа Сава.
Храм в честь Рождества святого Пророка, Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, что он сооружает, правильнее – возобновляет, уверен, стоит на крепком и основательном фундаменте. И эта основательность даёт надежду, что когда-нибудь всё будет прекрасно.
От редакции. Человек приходит на землю не только, дабы имеется, дремать либо копить золото – у савана карманов нет. Человек приходит ко мне, дабы покинуть след, память, дом.
Когда-то в России кроме того в самом мелком селе стоял действующий храм. И колокольный звон плыл над полями и лесами, как бы говоря человеку: «Ты не один!» И легче шла работа, и радостнее смотрелось в будущее. на данный момент для каждого пришла пора поразмыслить не столько о себе, сколько о ближнем.
Оказать помощь возродить данный малиновый звон над страной.
Настоятель Прихода в честь Рождества Иоанна Предтечи в деревне Ивановское Калужской Епархии РПЦ (МП) папа Сава – один из тех, кто не просто несёт Слово, но совершает Дело, возобновляя собственный приход, собственный Храм из руин. Ему нужно лишь мало оказать помощь.
Всем нам, как прежде, – всем миром. И тогда утром ты сможешь сообщить себе: «Не напрасно живу на свете».
Для неравнодушных «АН» публикует реквизиты, по которым возможно внести собственную посильную помощь. Так как отдающему – воздастся.
Дорога к храму