Прокуратура таджикистана объяснила причину ареста русских летчиков письмом из афганистана
Прокуратура Таджикистана в первый раз официально прокомментировала решение суда 53-летним летчикам — россиянину Виктору Садовничьему и гражданину Эстонии Александру Руденко, посланным в колонию на восемь с половиной лет по обвинению в контрабанде авиационного двигателя, нарушении и незаконном пересечении границы интернациональных норм полетов.
Основной прокурор республики Шерхон Салимзода пояснил, что причиной для задержания стало письмо из Афганистана, где летчики последние три года занимались доставкой грузов для армий коалиционных сил НАТО.
«Мы взяли письмо от авиационных правительства Афганистана о том, что в течение трех лет эти экипажи занимались коммерческой деятельностью на территории их страны незаконно. Вследствие этого авиационные власти Афганистана не давали им разрешение на вылет из кабульского аэропорта и просили таджикскую сторону задержать их и арестовать самолеты в аэропорту города Курган-Тюбе, где они и приземлились, не обращая внимания на запрет «Таджикаэронавигации», — приводит слова прокурора РИА «Новости».
Как признал представитель компании — обладателя задержанных самолетов Rolkan Investmens ЛТД Валерий Пфефер, письмо вправду фигурировало на ходе. Он пояснил, что таджики сами отправили запрос в Афганистан по окончании того, как самолеты совершили экстренную посадку в Курган-Тюбе.
В ответ пришло указанное письмо — на фарси.
«Но в прокуратуре Таджикистана его неправильно перевели», — заявил Пфефер.
«Мы пригласили на процесс переводчика, что при судье перевел это письмо. В данной бумаге дословно написано: «Договор закончился, и эти самолеты не смогут оставаться на территории Кабула». Ни о каком аресте либо задержании в этом документе речи не идет.
Это фальсификация, и данный факт был установлен прямо в заде суда. Я просил занести это в протокол, — утверждает Пфефер. — Вы по большому счету имеете возможность представить, как самолет может улететь из армейского аэропорта Кабула, в случае если афганцы его желают арестовать?»
Юрист летчиков Гулом Бобоев подтвердил слова представителя компании о неправильном переводе, но заявил, что у него нет копии письма, дабы продемонстрировать его прессе. Он утвержает, что защита не имеет права направить от себя запрос в Афганистан, дабы подтвердить невиновность летчиков, поскольку это возможно делать лишь на уровне стран и при наличии соответствующих соглашений. «Как я знаю, у России нет аналогичных договоренностей с Афганистаном, но Европейский союз — второй летчик есть гражданином Эстонии — может это сделать», — сообщил Бобоев.
Как пояснил «Газете.Ru» один из экспертов по фарси, тяжело поверить, что таджики имели возможность случайно допустить неточность в переводе:
«Эти языки — таджикский и фарси — похожи, лишь первый применяет кириллицу, а второй — арабскую вязь. В случае если сказать о теме задержания и ареста, то какой-то особенной игры слов, талантливой запутать переводчика, тут нет», — отметил специалист.
Прокурор Таджикистана, говоря о вине летчиков, кроме этого заострял внимание на «отсутствие сертификата оператора, сертификата летной годности, на то, что самолеты не имеют летных ресурсов и не проходили технических ремонта и проверок более трех лет». «И как мы имели возможность при этих событиях принять их и дать им произвести последующий вылет в другие страны?» — заявил прокурор Салимзода, позволяя понять, что Таджикистан защитил страны мира от опасности, которую воображали два Ан-72. Но, знали ли силовики об отсутствии у компании перечисленных выше документов на момент задержания самолетов либо узнали значительно позднее, прокурор не пояснил.
В компании утверждают, что все документы у них имеется. «Сертификат оператора говорит о том, где самолет поставлены на учет, на момент задержания эти два самолета находились на учете в Грузии», — сообщил Пфефер.
Практически 12 марта претензии у диспетчеров к летчикам имели возможность появиться лишь из-за путаницы с бумагами, разрешающими пересечение границы республики. В компании не исключают, что с ними имела возможность случиться заминка.
Дело в том, что бумаги оформлялись не напрямую, а через посредника, рассказали о компании.
Как утверждает Пфефер, документы им помогла сделать компания Khatlon Air, «подконтрольная командующему национальной гвардии Таджикистана Раджабали Рахмонали». Это силовое подразделение находится в ярком подчинении у президента страны.
Компания делала авиационное обеспечение, трудилась как посредник между авиационными властями и лётчиками Таджикистана. «Им платят деньги, они делают авиационное обеспечение — запрашивают документы и оформляют их, позже приобретают разрешительные бумаги и отправляют их в компанию-оператор», — сообщил Пфефер. «У нас имеется разрешение, которое направлено из офиса Khatlon Air в Арабских Эмиратах в Афганистан, менеджеру компании Aerospace Consortium, у которой отечественные самолеты были в аренде, — пояснил собеседник. — Они выдали все разрешительные вылетные документы экипажу. Если бы разрешений не было, их никто бы ни при каких обстоятельствах в жизни не выпустил из Кабула».
Собеседник высказал предположение, что власти Таджикистана позже это разрешение. Он не исключил, что задержанные самолеты предназначались для указанной выше компании: «У них ничего нет, но они уже разместили в сети объявления о комплекте экипажей для Ан-72».
«Весьма они кому-то понравились»
Русских летчиков в Таджикистане имели возможность арестовать из-за двух неповторимых самолетов Ан-72, уверены в компании. Во вторник суд огласит ответ по…
В первых числах Августа в новостях появились сведенья об компании Khatlon Air как о новом, четвертом авиаперевозчике Таджикистана. До этого в республике было три компании, одна из которых — East Air — была вынуждена приостановить полеты из-за отсутствия самолетов, каковые бывшее управление, обвинив таджиков в рейдерском захвате компании, перегнало в киргизский Бишкек.
Эту историю приводил в пример Пфефер, говоря о том, что целый суд имеет одну цель — отобрать два самолета Ан-72, ранее принадлежавшие Российской армии и талантливых садиться на «любое поле». «экипажи и Эти самолёты трудились на минобороны Таджикистана с февраля по сентябрь 2010 года, совершили более 100 полетов, — говорит Пфефер. — В то время, когда в марте 2011 года у них закончился договор в Афганистане, таджики пригласили их — летите, как на свою квартиру! В том месте три ведомства желало, дабы на них эти самолеты трудились: минобороны, президентская пограничные войска и национальная гвардия — Комитет нацбезопасности, местная ФСБ».
На пресс-конференции с участием таджикского прокурора находился представитель консульства Российской Федерации в республике консул Игорь Лабузов. Он спросил, из-за чего Таджикистан не оповестил российское дипведомство о задержании летчиков в течение четырех дней в соответствии с интернациональными соглашениями и двухсторонними документами.
Официально летчики были арестованы 12 мая, но консульский отдел был оповещен об этом только 31 мая.
Но прокурор Салимзода так и не ответил на вопрос российского консула.
Ранее об этом главу МИД Таджикистана Хамрохона Зарифи задал вопрос министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Зарифи ссылался на сложности, которые связаны с бессчётными «пробелами» в статусе компании «Ролкан» и претензиями к ней со стороны правительства Афганистана», — пояснили в русском дипведомстве. На это Лавров объявил, что «вопрос о судьбе гражданина России должен быть решен без каких-либо неестественных увязок».
Не захотел общаться на тему скандального дела и помощник главного прокурора Абдусами Дадабаев, к которому «Газета.Ru» обратилась за комментарием. «Я нахожусь в отпуске, а на работу », — сообщил запрокурора, сказал, что не в курсе того, что происходит.
Эстонии и Заявления России
Медведев: «Ответ по этому делу приводит к большому количеству вопросов как с позиций состава правонарушения, которое…
Заявление начальника прокуратуры Таджикистана последовало по окончании последовательности твёрдых заявлений, сделанных эстонскими, и властями России, включая президента Медведева. Они осудили поведение и вердикт таджикских сотрудников, и выразили жёсткое намерение добиться справедливости для пилотов.
Экипажи двух самолетов Ан-72 были задержаны в Таджикистане 12 марта этого года. У них закончился договор в афганском аэропорту Кабула, и летчики направились в Таджикистан, дабы в том месте «отстояться, отремонтироваться и определиться с предстоящими договорами».
Но при понижении в аэропорт Курган-Тюбе диспетчеры объявили, что не смогут отыскать номера разрешения на посадку. Пилоты сделали вывод, что у них нет топлива, достаточного для возвращения в Кабул, и запросили экстренную посадку.
На земле их встретили пограничники и таможенники, каковые удостоверились в надежности документы, сами самолеты и не нашли ничего противозаконного. Но позже экипажи — 8 человек — были задержаны представителями комитета нацбезопасности республики и посланы в отель под арест.
Спустя месяц силовики предъявили обвинения начальникам воздушных судов, а остальных отпустили. Суд над летчиками начался в середине октября.
8 ноября оглашен решение суда — восемь с половиной лет лишения свободы.
Эмомали Рахмон наградил сотрудников из силовых структур