Пересмотреть подходы к гуманитарному образованию
В Российской Федерации создан Публичный совет по формированию гуманитарного образования, что возглавил директор Университета общей истории академик РАН Александр Чубарьян. О том, какие конкретно задачи предстоит решать новой организации, в интервью РИА Новости говорит помощник научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов.
— Лев Львович, что стало предлогом для Публичного совета по формированию гуманитарного образования?
— Я так осознаю, что толчком для Совета стали последние статьи Владимира Владимировича Путина, где, например, говорится о национальной идентичности и проблемах гражданственности. Разумеется, что без трансформаций в сфере образования, а особенно гуманитарного, в этих вопросах не обойтись.
Интеллектуалы знают: страна делается все более неуправляемой. И, грубо говоря, от гуманитарного образования зависит ее предстоящее развитие.
— Это так как не первая попытка оказать влияние на обстановку с гуманитарным образованием — в девяностых действовал Совет по гуманитарному образованию при правительстве РФ.
— Я был его участником. Но это был не публичный, а госсовет. И в 1990-е его создание ничем, по сути, не закончилось, помимо этого, что удалось в течение нескольких месяцев ликвидировать в вузах вывески «Кафедра истории КПСС», «Кафедра научного коммунизма» и подобные, ввести политологию, социологию и подготовить стандарты высшего профобразования первого поколения.
А за последние годы в случае если что-то и сделано в образовании, то это введение ЕГЭ, переход институтов и части школ в статус независимых учреждений и новые школьные стандарты, два из которых — для начальной и главной ступени школы — уже приняты, а для старшей — предстоит принять. По поводу введения стандарта начальной ступени уже, кстати, идет волна теплых откликов — это сильный инструмент реформирования школы, в случае если его действительно применять.
За принятием стандартов обязан последовать радикальный пересмотр подходов к гуманитарному образованию, как в школах, так и в вузах.
— В одном из интервью вы говорили, что в двадцатом веке в Российской Федерации случилась образования и чудовищная редукция науки на гуманитарном поле.
— В Российской Федерации гуманитарной науки как такой в двадцатом веке не было за исключением двух отраслей. Первая — это лингвистика, которая сохранялась, а также, вследствие того что коммунисты в ней ничего не осознавали, в особенности в фундаментальной и прикладной.
А вторая отрасль — это образовательная психология. Действительно, отечественным ученым у нас разрешали лишь жить и трудиться, в школы же их не пускали, их идеи на практике применял Запад.
— При таких условиях обращение не о развитии гуманитарного образования, а чуть ли не о его формировании.
— Да, я считаю, что многое нужно затевать заново. Заберём хотя бы историю.
В то время, когда в Высшей школе экономики открывали факультет истории, мы четко осознавали, что клонировать у себя существующие исторические факультеты не будем. В вузах России исторические факультеты существуют практически без философии истории, социологии истории, психологии истории.
История представляется как «шампур» фактов и событий, а должно происходить ее осмысление…
Но для нас принципиально важно и содержание социального образования. Публичный совет будет заострять внимание на работе школы на таких социо-гуманитарных предметах, как обществознание, экономика, право, частично география, зарубежные языки.
— Уже известно, кто будет трудиться в Совете?
— Глава Совета Александр Чубарьян известен не только как директор Университета общей истории РАН: в течение нескольких лет он возглавлял академический университет гуманитарных наук — особенный вуз, факультеты которого размещены в ведущих университетов РАН. Один из организаторов Совета — председатель совета директоров издательства «Просвещение» Александр Кондаков, под управлением которого созданы новые школьные стандарты.
Участниками Совета стали ректор РГГУ Ефим Пивовар, директор Университета философии РАН Салам Гусейнов, антропологии Института и директор этнологии РАН Валерий Тишков, директор Федерального университета развития образования Александр Асмолов, бывший глава министерства культуры Михаил Швыдкой и другие.
Так как это публичный совет, то его пробуют расширять — «клонировать» в регионах, к примеру, в Перми, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. В Совете собрались практики и учёные, готовые на публичных началах отправиться в регионы, совершить семинар, написать статьи.
— Какие конкретно у Совета имеется инструменты влияния на обстановку в гуманитарном образовании?
— Публичный совет, как и Общественная палата РФ, может давать советы власти, договариваться, воздействовать, выходить на институты, школы, привлекать к совместной работе директоров, преподавателей. Я, к примеру, как член Совета буду включать в отечественную работу школы в Петербурге и Перми, с которыми в далеком прошлом сотрудничаю.
Кризис западной цивилизации и спасительный потенциал нового подхода к образованию