Остров религиозного назначения

Остров религиозного назначения

Среди бессчётных подарков страны Русской православной церкви – заповедный остров Валаам в Ладожском озере. Причём подарили землицу вместе с людьми, многие из которых тут появились, прожили всю жизнь и в полной мере официально зарегистрированы.

Но один росчерк пера президента Ельцина – и вся недвижимость на Валааме отошла РПЦ, которая больше 20 лет пробует выпроводить мирян «на материк». По традиции на остров возят громадной поток туристов из Санкт-Петербурга и с волго-балтийских круизов.

А деньги обожают отсутствие и тишину посторонних.

Монастырское право

Валаам не так и мелок: практически 10 на 8 километров. На него приходится две трети площади одноимённого архипелага, складывающегося из 50 островов.

Документальная история Валаамского Спасо-Преображенского монастыря прослеживается с 1407 года. До Северной войны остров много раз переходил к шведам, каковые разоряли обитель и держали гарнизон.

Но кроме того по окончании установления русского владычества церковь ни при каких обстоятельствах не была тут хозяином, как сейчас. В 1764 г. Екатерина II забрала монастырские почвы на острове в казну, где они и пребывали до свержения Романовых.

До Второй мировой войны Валаам был под финнами, монахов практически не осталось. В период СССР Валааму неординарно повезло: кроме того что коммунисты не решились взрывать церковные постройки, так ещё и не выстроили ни одного новодела.

В отличие от Соловков ко мне не добрался ГУЛАГ. А в 1960-е годы на остров запустили очень популярные круизы из Ленинграда.

Так как как комфортно: с вечера садишься в Питере на четырёхпалубный теплоход германской либо чешской постройки – а на остров прибываешь лишь утром. Потом возможно вернуть силы на протяжении прогулок по красивому архипелагу, где эксперты выделяют 400 типов ландшафтов, более чем 500 видов высших растений, 220 видов птиц.

А к ужину опять возвратиться на корабль с барами, ресторанами, дискотекой и комфортными двухместными каютами, что особенно ценилось во времена недостатка гостиничных номеров. Никто уже не сообщит, как валаамские круизы подтянули рождаемость, но они вдохнули новую судьбу и в сам остров, где главным работодателем оставался дом калек войны.

В Воскресенском скиту открыли туристическую базу, потянулись экскурсоводы, живописцы, учёные. В 1970 г. на острове числилось 1132 обитателя, под которых открыли девятилетнюю школу, поликлинику, отделение связи.

Кроме того по окончании 1984 г., в то время, когда дом калек переехал на материк, на Валааме осталось около 500 светских обитателей.

В 1989 г. эти миряне собирали подписи под восстановление монастыря и встречали первых пятерых монахов на пристани хлебом-солью.Через два года патриарх Алексий уже по-хозяйски принимал тут президента Ельцина, что с царского плеча подписал предоставление Валааму особенного статуса – «вернул историческую справедливость». По сути, его пастыри и монастырь стали тут надвластной структурой.

Мирян стали упорно отговаривать не только выпивать-курить, но и собирать ягоды, ловить рыбу. Наряду с этим сами служители культа, по рассказам местных, освоили такое далёкое от молитв дело, как организация охоты на лосей для состоятельных паломников.

Турбизнес всецело замкнулся на родные к РПЦ структуры, не смотря на то, что верующих паломников среди гостей острова так же, как и прежде мало. И вот уже в федеральных СМИ финиша 1990-х обсуждается прыть одного из монахов, разбившего дорогостоящую аппаратуру туриста, что посмел щёлкать объективом, не заплатив за благословение.

Стало ясно, что выселение с острова мирян – только дело времени.

Запрещено оправдать сие

Филипп Мускевич с семьёй перебрался на Валаам из Таллина в 1989 г., стал начотделом природы Валаамского заповедника. В 1992 г. в соответствии с умным указом президента Ельцина заповедник ликвидировали, а дом вместе с семьёй передали на баланс монастыря.

Десять лет спустя монастырь решил порвать контракт социального найма, не смотря на то, что другого жилья у Мускевичей не было: по советским законам таллинская прописка изменялась на валаамскую – и всего делов. Начались суды, и в 2008-м, в Год семьи, Филиппа с женой и двумя детьми совсем не по-христиански выселили на улицу.

С того времени Мускевич живёт на Валааме на птичьих правах – снимает угол у соседей.

Сейчас на острове осталось не более 120 мирян, большинство которых держит оборону в так называемой Зимней гостинице – строении XIX века. Пресс-служба монастыря говорит, что это люди и нежилое помещение прописаны тут незаконно.

– Ничего аналогичного, у нас официальные регистрации, в ордерах на помещения указаны неспециализированная и жилая площади, – утверждает Филипп Мускевич. – Однако у монастыря имеется возможность трудиться с архивами служб ЖКХ. Помой-му любой гражданин России в праве передвигаться по стране в любом направлении.

Но один из предлогов выселять коренные жители с острова – признавать нас «дачниками». Мол, отлучился с острова на несколько недель – значит, не постоянный обитатель.

Это обычная обстановка переноса. В действительности Валаам наполняется деятелями церкви лишь в сезон, в то время, когда нужно трудиться с туристами. Тогда же на остров завозят гастарбайтеров – зарубежных граждан, последователей другой веры.

А зимний период на Валааме остаётся не через чур много монахов.

73-летнюю Веронику Молчанову выселяют на том основании, что она живёт на территории монастырского комплекса. Не смотря на то, что её дом был выстроен в 1967 г., спустя 2 десятилетия по окончании того, как последний монах уехал с острова.

Нынешние насельники тычут в какую-то старую бумажку – фундамент дома Молчановой на четверть залез-таки на останки свечного заводика монастыря.

Юная Алиса Меркушева – уже второе поколение семьи, появившееся на Валааме. Её мама Яна росла в доме Олега и Ирины Смирновой Ярового – учёных, авторов лучших книг о Валааме.

Суд уже решил о выселении данной семьи с острова, потому, что «дачница» Смирнова не жила на Валааме аж весь месяц. К тому же некие специалисты, которых обитатели в глаза не видели, признали их квартиры негодными для жилья.

А в качестве нового пристанища предлагается бывшее промышленное строение в Сортавале на улице Фанерный тупик. По свидетельству валаамских мирян, цеховая площадь разделена на 18 квартир, нет газа и центрального отопления, но имеется грибок на стенах, а согреваться предлагается при помощи электрических радиаторов.В жилой фонд Сортавалы данный дом сначала кроме того отказывались принимать.

Святые тут не ходят

Ещё 10 лет назад островитянам предлагалось переселяться с Валаама в обычные квартиры по финансируемой страной программе. Но сейчас щедрот по отношению к ним заметно поубавилось, не смотря на то, что монастырю денег не жалеют.

На реставрацию Зимней гостиницы, где сейчас живут миряне, монастырь взял федеральную субсидию в размере 358 млн рублей. К 100-летию Карелии в 2020 г. в Зимней гостинице появится духовно-просветительский центр с жильём для паломников.

Не смотря на то, что на острове уже имеется центр для духовного просвещения «Свет Валаама».

В рамках государственные программы по упрочнению единства нации правительством выделено 322,2 млн рублей созданной монастырём АНО «Валаам». Все экскурсии организуются через единственную туристическую работу «Валаамскiй паломникъ», которая подбирает места, время их визита, даёт собственных православных экскурсоводов.

Кроме того согласно информации из официальных источников, Валаам посещает порядка 100 тысяч туристов, двухдневный тур стоит в Санкт-Петербурге 20–25 тыс. на человека. Среди спонсоров местного православия именуют Геннадия и фонд Елены Тимченко.

Но на фоне этого блистательного стабилизиционого изобилия что-то мешает хозяевам острова отыскать в памяти об базах собственной веры. Что блаженны милостивые.

Что большое количество званых, но мало избранных. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата собственного в потребности, затворяет от него сердце собственное, – как пребывает в том любовь Божия?

Так как работы монастыря выдавливают с Валаама, отключая в Зимней гостинице электричество и воду, не просто коренные жители. Гонят интеллигенцию, которая сохранила Валаам в его нынешнем виде.

В проповедях сами же иерархи церкви учат нас поступать наоборот.

Unsolved Mysteries of Easter Island


Читать также:

Читайте также: