Нидерланды призвали международный трибунал обязать россию отпустить лекодол greenpeace и экипаж до наступления зимы

В германском Гамбурге Интернациональный трибунал ООН по морскому праву приступил к рассмотрению иска Нидерландов к Российской Федерации по делу о задержании около нефтяной платформы «Газпрома» «Приразломная» ледокола Arctic Sunrise экологической организации Greenpeace. К 21 судье трибунала, возглавляемого японцем Сюндзи Янаи, присоединился голландский судья Дэвид Андерсон, что правильно будет воображать одну из сторон.

Два дня назад он дал присягу перед участниками трибунала. Россию воображает судья Владимир Голицын.

Лодки Greenpeace на фоне Кремля

Утром в среду активисты Greenpeace на двух лодках проплыли по Москве-реке, держа знамёна с просьбой высвободить задержанную команду ледокола. Цель…

Примерно в десять часов утра бессчётные журналисты защелкали затворами фотоаппаратов, снимая судей, входящих в маленький круглый зал, — трансляция процесса велась в режиме онлайн на сайте трибунала. Японец Янаи, расположившийся посередине, несколько раз посмотрел на безлюдные столы, каковые должна была занимать делегация от России, и разрешил команду начинать.

Первой за трибуну поднялась представитель МИД Нидерландов Лизбет Лайзед. Она утвержает, что голландцы очень сожалеют, что второй стороны нет в зале.

Лайзед подчернула, что Российская Федерация в первый раз не участвует в совещании трибунала в качестве одной из сторон разбирательства. Говоря о заявлении русского МИДа о непризнании юрисдикции трибунала ООН, представитель Нидерландов напомнила, что ранее Российская Федерация трижды принимала участие в работе трибунала в качестве ответчика и истца.

В 2002 году власти РФ обратились в интернациональную судебную инстанцию с требованием срочно высвободить российское рыбацкое судно «его» экипаж и Волга, каковые удерживались властями Австралии. Это дело Москва победила.

В двух вторых случаях истцом выступала Япония. Летом 2007 года Токио подал заявления об освобождении рыбацких судов «Хошинмару-88» и «Томимару-53», задержанных за незаконный лов рыбы в необыкновенной экономической территории России.

Экипаж «Томимару-53» власти России высвободили, не ждя решения трибунала, которое в итоге было в пользу Японии. Требование о незамедлительном судна и освобождения экипажа содержится в большинстве вердиктов Интернационального трибунала ООН.

По окончании речи Лайзед, пересказавшей сущность претензий, у судей показался последовательность вопросов.

Представителя Германии Рюдигера Вольфрума и француза Жан-Пьера Кота интересовало, как скоро возможно высвободить судно, и то, какое наказание ожидает экологов и команду в Российской Федерации.

Другие судьи задавали вопросы, где как раз был задержан шлюпки и ледокол с активистами — в особенной экономической территории, за ее пределами либо у платформы. «Вы имеете возможность написать ответы и передать их в суд на следующий день до 18.00», — пояснил глава трибунала делегации Нидерландов.

Нидерланды призвали международный трибунал обязать россию отпустить лекодол greenpeace и экипаж до наступления зимы

Перестрелка депешами

Нидерланды раскрыли дипломатическую переписку с Россией в связи с обстановкой около ледокола Arctic Sunrise. Документы были представлены в приложениях…

Выступивший следом голландский юрист Томас Хенкет обрисовал судьям хронологию событий, отметив, что по окончании ареста судна Российская Федерация пара раз не ответила на запросы из Гааги о судьбе ледокола, приписанного к голландскому порту. Так, право Нидерландов на защиту и юрисдикцию судна было нарушено.

О начале расследования в отношении команды голландцы определили из прессы и от Greenpeace.

К началу октября суд послал под арест всех 30 человек с ледокола, а после этого признал капитана судна Питера Уилкокса виновным в несоблюдении требований береговой охраны об остановке.

Хенкет привёл к первому свидетелю — юриста Greenpeace Дэниэла Симонса. Тот пояснил, что он принимал участие в подготовке акции экологов у нефтяной платформы, и входит в группу юристов, каковые трудятся с задержанными в Мурманске.

Судью Владимира Голицына интересовало, растолковывал ли юрист активистам, что собственной акцией у платформы они смогут совершить правонарушение.

— Мы делали юридическую оценку акции, она была дешева участникам протеста. Я не могу на данный момент давать подробности, поскольку это может оказать влияние на принимаемое решение суда в Мурманске, — ответил Симонс.

— Другими словами команда осознавала, что акция нарушит правила нахождения в зоне безопасности? — уточнил Голицын.

— Мы изучили российское законодательство и интернациональное право и не нашли уголовного наказания за подобные деяния в особенной экономической территории около платформы, — заявил Симонс.

Третий представитель голландской делегации — эксперт по морскому праву Рене Лефебр процитировал Шекспира, а после этого начал подробно разглядывать, какие конкретно как раз пункты Конвенции ООН по морскому праву были нарушены Россией. Он указал, что Конвенция ООН, подписанная РФ, декларирует свободу судоходства в нетерриториальных водах, что особенная экономическая территория около платформы не есть территориальными акваториями, что Российская Федерация, высадив десант на ледоколе, нарушила право Нидерландов на возможность распространять собственную юрисдикцию на судно, идущее под их флагом. «В открытом море все наказания выносит лишь государство флага, другими словами в этом случае Нидерланды», — заявил Лефебр.

Он напомнил, что, пробуя обосновать арест судна, Российская Федерация сперва обвинила экипаж в пиратстве — необоснованно, согласно точки зрения голландцев.

После этого обвинение было переквалифицировано на хулиганство. Но Greenpeace опирался на нормы международного права, в которых говорится о свободе собраний и митингов и где нет понятия «хулиганство».

Так как ледокол не нарушил интернациональное право, то осуществлять высадку на судно были в праве лишь Нидерланды, выделил выступающий. Лефебр подчернул, что на данный момент ненужно держать людей под стражей. «Зима близко.

Мое правительство молится, дабы Arctic Sunrise и его экипаж возвратились к себе до наступления зимы», — добавил голландец.

Завершая выступление, представитель Нидерландов призвал трибунал наложить на Россию временные меры и обязать срочно отпустить экипаж и корабль.

Глава трибунала объявил, что ответ готовься 22 ноября.

На совещании находились президент Greenpeace International Куми Отыщу, и представитель «Greenpeace России» Алексей Киселев. «Это слушания лишь по временным мерам, они закончены, позже в течение 20 дней судьи будут выносить ответ о предварительных мерах», — пояснил «Газете.Ru» Киселев.

«Само существо спора будет разбираться позднее, на протяжении главного слушания», — приводит экологическая организация слова главного консула Greenpeace International Джаспера Теулингса.

На протяжении главного слушания судьи будут решать, нарушила ли Российская Федерация пункты Конвенции ООН по морскому праву, посвященные свободе мореплавания. Главные требования начинаются с просьбы Нидерландов признать, что РФ нарушила §1 ст.

58 и ч. «а» §1 ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву, осуществив высадку собственных силовиков на ледокол, задержав его и экипаж, арестовав людей и начав расследование без уведомления об этом Нидерландов. Ст.

58 Конвенции гласит, что все страны пользуются в необыкновенных экономических территориях правами, закрепленными в ст. 87, которая, со своей стороны, утверждает свободу судоходства в открытом море.

Не взяв уведомления, Нидерланды лишились права выполнения собственных обязанностей по дипломатической защите судна, находящегося в море под их флагом, и экипажа, как того требуют ст. 9 и §2 ст. 12 Интернационального пакта о гражданских и политических правах ООН.

Нидерланды просят трибунал признать, что ответственность за нарушение данных интернациональных актов несет РФ.

Вследствие этого голландцы требуют обязать Россию срочно прекратить нарушения интернациональных актов, дать гарантии о повторном ненарушении, и выплатить Нидерландам полную компенсацию ущерба, причиненного нарушением пунктов Конвенции ООН и Интернационального пакта о гражданских и политических правах ООН.

Сумму компенсаций будет рассчитывать голландская сторона, пояснил «Газете.Ru» профессор права , доктор наук кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин.

«Интернациональный трибунал будет все в совокупности разглядывать — и материальные требования, и требования правового характера. Это не штраф, это возмещение ущерба.

Другими словами сами Нидерланды назовут конкретную сумму, представят расчеты, а суд согласится с этими расчетами либо не согласится.

Это суммы достаточно непринципиальные для страны, возможно сообщить, копеечные», — пояснил Лабин.

Ранее доктор наук Лабин пояснил «Газете.Ru», что у Нидерландов имеется определенные возможности в этом деле, поскольку русские пограничники вправду не имели оснований задерживать ледокол. Более того, по словам Лабина, рассмотрение иска в Интернациональном трибунале ООН может очень плохо сказаться на русских притязаниях на прилегающую часть Арктики.

На данный момент РФ поддерживает два принципа — Конвенцию ООН по морскому праву, в которой указано, что суда всех государств смогут вольно передвигаться в международных арктических водах, и принцип секторальности, по которому Российская Федерация до сих пор не давала зарубежным судам вольный проход по Северному морскому пути, что находится вне акватории России. «В случае если руководствоваться лишь конвенцией, то мы утратим контроль над некоторыми частями Северного морского пути», — пояснил доктор наук.

Нидерланды обратятся в интернациональный трибунал по морскому праву


Читать также:

Читайте также: