Необычный самолёт тихая сенсация

Необычный самолёт тихая сенсация

25 декабря 2015 года на бывшем аэропорте ДОСААФ в Калужской области совершил первый полёт полностью новый красавец-самолёт для ВВС России. Робко, без огласки.

В действительности – это настоящий прорыв!

СР-10 – мало истории

Самолёт СР-10 создан в инициативном порядке конструкторским бюро ООО КБ «Современные авиационные разработки» (КБ САТ). В первый раз в истории это делает личная компания без привлечения средств из государственного бюджета.

Другими словами клиент приобретает готовый отечественный самолёт. И никакой дерготни с импортозамещением (это на заметку Военно-промышленной рабочей), настоящий презент помошнику премьер-министра Дмитрию Рогозину.

Работу над самолётом начали ещё в 2007 году, в то время, когда два энтузиаста Максим Сергей и Миронов Юшин основали КБ. Мысль создать спортивно-пилотажный реактивный самолёт переросла в познание, что машина обязана заменить в центрах подготовки и лётных училищах ВВС быстро стареющий учебно-тренировочный самолёт L-39 чешского производства.

В 2009-м макет СР-10 был продемонстрирован на МАКС-2009, и эксперты высоко оценили его расчётные характеристики и дизайн. В последующие годы, пройдя пламя, медные трубы и воду, КБ САТ укрепилось.

Показалась и производственная площадка, где готовы затевать серийный выпуск, – дагестанское ОАО «Авиаагрегат». В мае – июле 2014 года проект оброс важными документами, показалось тактико-техническое задание на исполнение умело-конструкторской работы, утверждённое Главнокомом ВВС МО РФ Виктором Бондаревым (сейчас он главком Воздушно-космических сил), согласованные и утверждённые Минобороны ответа.

По итогам опробований предусмотрена закупка для частей ВВС учебно-тренировочного комплекса СР?10 числом 100 единиц. Первые четыре самолёта должны быть изготовлены в текущем году, в следующем – уже 26, в 2018–2019 гг. – по 35 единиц.

У самолёта в серийном производстве хорошие экспортные возможности. А что если снова в стране появится призыв: «Молодёжь – на самолёт!»?

Минус десять

Для начала расшифровка СР?10 – «Самолёт реактивный минус десять». «Минус десять» – это 10 градусов отрицательной стреловидности крыла, что уже сенсация. Любители авиации не забывают совсем футуристический истребитель Су?47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности.

Он был продемонстрирован на МАКС-1999 и 2001. Многие тогда посчитали, что это и имеется будущее «пятое» поколение.

Но победила классика – самолёт так и остался экспериментальным, для полётов на сверхзвуке такая компоновка требует высокой, фактически недостижимой при существующих разработках жёсткости конструкции. И вот второй заход на эту же тему.

Действительно, у СР-10 и стреловидность умеренная, и скорость дозвуковая. В этом случае такое крыло начинает сулить целые преимущества – хорошую управляемость на малых скоростях полёта, лучшие взлётно-посадочные характеристики.

Конструкторы уверяют, что по маневренности самолёт не уступает самолётам поколения 4+, другими словами владеет сверхманевренностью. Самолёт будет способен делать все фигуры высшего пилотажа с большой перегрузкой +10 -8.

Двухместная кабина, скомпонованная по схеме «тандем», оснащена катапультными креслами К-36, что разрешает обеспечить безопасность экипажа во всём диапазоне скоростей и высот пилотирования.

Первый полёт прошёл штатно. А при взоре на замечательную пневматику и стойки шасси видно, что машина способна выдержать «косяки» курсантов. Нет неприятностей и с двигателями.

Первый экземпляр поднялся в небо с двигателем АИ-25ТЛ, каковые стоят на L-39 и имеются на складах. Но СР-10 практически в два раза легче «чеха», исходя из этого тяговооружённость автомобили намного выше.

В будущем на самолёт вероятно устанавливать самый современный отечественный двигатель АЛ-55,он ещё замечательнее, а изменяемый вектор тяги добавит перчинки и разрешит творить и умелым пилотам, и курсантам чудеса пилотажа самой высшей пробы. Ниша у самолёта в рядах ВВС между учебно-тренировочным винтовым Як-152 завода «як» и Иркут?130. Но заслуженный лётчик-Герой и испытатель России Магомед Толбоев горячится:

– Для чего сажать курсантов, которым предстоит летать на Як?130, а позже на строевых «МиГах» и «Сухих», на винтовую машину с поршневым двигателем? Это же анахронизм! СР?10 – вот совершенная учебно-тренировочная машина, самолёт-парта.

Кабина пилотов по размерности, обзору и объёму намерено соответствует нормативам боевой авиации. Предусмотрена возможность подвесок оружия для пусков ракет и учебных стрельб.

ЮБИЛЕЙ

У Магомеда Омаровича Толбоева сейчас, в сутки подписания номера, юбилей – 65 лет. Довольно часто, договариваясь с ним о встрече, натыкаешься на категоричное: «на следующий день не могу, у меня полёты».

Лётчик-испытатель легендарной программы «Энергия-Буран» в строю, и все, кто знает Магомеда, уверены – собственное место в небе он освобождать не планирует. Кто не верит – попытайтесь сами оценить его по-молодому металлическое рукопожатие, резкие и правильные перемещения, посмотрите в горящие юношеским задором глаза.

Коллектив редакции «Доводов семь дней» на правах ветхих друзей поздравляет юбиляра, у которого показалась очередная высокая цель – привести самолёт СР-10 на аэропорты страны. Дабы русские пилоты были лучшими в мире. Так держать!

Январь, Толбоев торжествует – снова имеется цель и самолёт!

Самые необычные и необыкновенные самолеты


Читать также:

Читайте также: