Н.н. кирток: однополчане уже считали меня погибшим. думали, сгорел в воздухе
Неспециализированный боевой налет Храбреца СССР, летчика-аса Николая Киртока 252 часа, 210 успешных боевых вылетов, 1000 атак по наземным целям. Стёр с лица земли много боевой живой и техники силы соперника.
В воздушных битвах сбил 6 самолетов, а также два истребителя ФВ-190 и Ме-109. Прошел боевой путь от Курской дуги до Праги и Берлина.
Окончательно врезалось в память моё боевое крещение. Шел июль 1943-го. Курская дуга.
Ожесточённые битвы на земле и в воздухе.
Боевое крещение
27 июля утром я в группе восьми самолетов Ил-2 вылетел на собственный первое боевое задание. Необходимо было ударить по колоне танков, идущих в направлении Белгорода. Превосходно потрудились отечественные летчики!
По окончании их бомбо-штурмовых ударов горели хваленые «тигры», «другие» машины и пантеры неприятеля.
Но германские зенитчики не спали, ведя усиленный, прицельный пламя по самолетам отечественной группы.Вот Ил-2, летевший рядом со мной, наткнулся на автостраду зенитного огня и отправился к почва, волоча за собой столб огня и дыма. При следующем заходе на цель зениткой был подбит и мой самолет, он загорелся в воздухе.
Двигатель трудился с перебоями, и самолет терял высоту. Мне еле удалось сбить пламя, но смертельная опасность пришла иначе.
Штурмовики атаковали немецкие истребители, радиопередатчика на самолете не было, и я не имел возможности привести к своим истребителям на помощь. Самолет у меня был одноместный, исходя из этого задняя полусфера оставалась незащищенной.
Долгая пушечная очередь прожгла самолет, кабина наполнилась дымом, двигатель замолк, самолет, утратив управление, упал на землю, содрогнулся от ужасного удара, и наступила тишина. Страно, но мощный удар не причинил мне большой ущерб.
Придя в сознание, я заметил, что около самолета рвутся боеприпасы. Желал выбраться из кабины, но фонарь заклинило.
Я был в «мышеловке». Спустя некое время отечественные пехотинцы с большим трудом ползком добрались до места падения самолета и высвободили меня от вынужденного плена. Возвратившись на следующий сутки в полк, я выяснил, что однополчане уже вычисляли меня погибшим.
Пологали, что сгорел в воздухе. Они сами видели, как вражеские зенитки подбили мой самолет. В первом бою – и такая осечка!
Начало, прямо скажем, ни к линии. В голову лезли различные мысли, одна второй мрачнее.
Товарищи за мою участь переживали: «Что с Николаем? Сел либо нет?
А что если погиб?Лишь не это! Лишь не плен!» В то время, когда я возвратился, под крики «УРА!» меня дружно стали подбрасывать в атмосферу, после этого попеременно обнимать!
Вот каково было моё боевое крещение.
Жалко, не все мои боевые приятели дожили до яркого дня Победы. С Женей Алихновичем мы дружили с момента прибытия в полк. Женя погиб на войне, он не стал выпрыгивать из горящего самолета, а направил его на зенитную батарею неприятеля.
Ему присвоили звание Героя СССР. Дружба с Иваном Драченко продлилась до самой его смерти в 1995-м.
Ваня – один из летчиков ВВС, награжденных тремя орденами Славы всех степеней и званием Храбреца СССР. Не было среди нас моего лучшего приятеля Юрия Маркушина: он погиб, освобождая Польшу. Я не имел возможности не зайти в данный сутки в дом Юры, на Ново-Басманную улицу.
В том месте меня с нетерпением ожидали его родители, сестра, приятели.
С семьей Юры связана вся моя предстоящая судьба. Его сестра, в то время студентка Столичного авиационного университета, Розочка Маркушина в будущем стала моей женой.
И вот уже много лет мы идем с ней рука об руку…
Как погиб «красноносый» штурмовик
В августе 1944 г. войска 1-го Украинского фронта пос ле стремительного наступления вышли на предел реки Висла и, сходу форсировав ее, заняли плацдарм на западном берегу. Соперник настойчиво сопротивлялся.
Он подтягивал большие группировки танков, а также тяжелых «Тигр», «Королевский тигр», артиллерию бронетранс портеров, поддерживаемую большими силами авиации (пикирующими бомбардировщиками Ю-87, истребителями ФВ-190, применяемыми в качестве штурмовиков).
Группами от двух до шестнадцати самолетов они наносили удары по боевым порядкам отечественных армий, стремясь скинуть их в реку Висла. Войска 1-го Украинского фронта поддерживала с воздуха 2-я Воздушная армия.
При подходе к линии фронта я доложил на КП комкорп о том, что несколько идет на отражение атак фашистских армий в районе Коббеляны. Замечая воздушную сферу, понял, что в боевом порядке идет девятый, штурмовой шнобель у которого красного цвета.
Я пофазно запросил: «Горбатый» с красным носом, ты чей?» Он молчит. Я поразмыслил, что он оторвался от собственной группы и не знает, как идти к себе.
Так частенько случалось с молодыми бойцами. Но, как позже выяснилось, я совершил ошибку.
Выяснив расположение цели, даю команду летчикам о подготовке к атаке и о подходе группы конкретно к линии фронта.
Высота 1200–1300 метров. Пересекаю линию фронта с маленькой утратой высоты, небольшим поворотом и увеличением скорости вправо.
Слева и справа по курсу самолета тёмными шапками рвутся зенитные боеприпасы, а ещё через 60 секунд автострады мелкокалиберной зенитной артиллерии скрещиваются около боевого порядка штурмовиков. Даю команду: огнем реактивных снарядов и пушечными очередями подавить зенитную артиллерию соперника.
Пламя неприятеля ослабевает. «Внимание! – говорю по радио. – Трудиться будем в боевом порядке «круг», приготовиться к перестроению!» И замыкаю круг. Любой летчик самостоятельно выбирает себе цель для атаки бомбами, реактивными боеприпасами и пулеметно-пушечным огнем.
По окончании нескольких заходов на цель с почвы показались шесть столбов дыма. Это горели танки. Пехота соперников залегла и оторвалась от танков.
Мы выполнили семь заходов, я пристально следил за действиями каждого из них. На последнем заходе, выходя из данной атаки левым боевым разворотом, заметил, как смело обстреливает неприятеля один из «горбатых», не обращая внимания на зенитный пламя, он пикирует на танки, и вот данный штурмовик загорелся в воздухе от попадания зенитного боеприпаса.
Летчик направил горящий самолет на скопление танков.
На земле появился громадный столб дыма и пламени. Так погиб отечественный штурмовик и, как выяснилось позднее, это был тот самый «красноносый» штурмовик, пилотируемый начальником отечественной 8-й ШАД полковником А.С.
Фетисовым.
Передав цель очередной группе штурмовиков, я возвратился на собственный аэропорт. В следствии удара отечественной группой была задержана атака соперника на этом месте фронта и стёрто с лица земли до десятка германских танков и БТР!
Солдатское братство
Доверимся спасительности
братства,
Сломившего отчаяния тьму.
Но, в случае если будешь ты меня
опасаться,
Возможно, и жить мне
ни к чему.
Откройся целый бесстрашно
и детально:
Моя рука солдатская
жестка.
Но, за себя сражаясь,
Я бы дрогнул,
А за тебя —
Не дрогну ни при каких обстоятельствах.
Б. ДУБРОВИН
О проекте Лица Победы
Узкий мост 2 серия мелодрама