Мс-21 многообещающие смотрины
У авиационной общественности праздник: в Иркутске состоялась эффектная выкатка первого экземпляра ближнесреднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Первый полёт обещают в конце текущего – начале следующего года.
Русские авиастроители практически нагнали отставание по времени от главного соперника-одноклассника отечественного самолёта – китайского Comac C919.
Характеристики – впечатляющие
Премьер Дм. Медведев заметил классно покрашенный и подсвеченный светохудожниками лайнер и начал со слов не государственного служащего, а восторженного человека: «Что возможно сообщить – сильно!» Не поспоришь: прекрасный и весьма гармоничный аппарат.
Президент корпорации «Иркут» Олег Демченко говорит, как заклинает: «Самолёт обязан продаваться». Несложнее говоря, компании должны выстраиваться за ним в очередь. Выкатка – это как первый ход ребёнка, его ещё предстоит научить летать.
В самолёт положено 75 миллиардов бюджетных рублей, плюс финансирование за счёт доходов от экспортных поставок «Иркута» многоцелевых истребителей Су-30МК зарубежным клиентам, по большей части ВВС Индии. Такие деньги терять запрещено.
Его заявленные характеристики показывают, что китайских авиастроителей мы обошли. Что не страно – отечественная конструкторская школа, как её ни пробовали удушить члены медведевского правительства, пока жива. Самолёт делали всем миром.
Поясняю – самолёт МС-21 («Магистральный самолёт 21 века») создан на базе проекта Як-242 ОКБ имени А.С. Яковлева, интегратор – корпорация «Иркут».
Другими словами финишная сборка осуществляется на Иркутском авиазаводе. Но за «тёмным крылом» самолёта стоит компания «АэроКомпозит» из Ульяновска, отсек и хвостовое оперение запасном силовой установки (ВСУ) делают также в Ульяновске, но уже на авиазаводе «Авиастар-СП».
Как мы знаем, что для проектирования лайнера завлекали конструкторов соперничающих отечественных компаний, а также из известного «Туполева». А предприятия-кооператоры, как это водится в авиастроении, разбросаны по всей стране.
Его принципиальное отличие от распиаренного «Сухой Суперджет-100» – нужно достаточный минимум импортных комплектующих с прицелом на большое понижение «импортозависимости» в скором времени. Напомним, в «Суперджете» их часть, по оценкам специалистов, достигает 75%.
В МС-21 – около 30%. Собственные не только планер, но и стойки шасси, большинство агрегатов, авионики. К примеру, Концерн «Радиоэлектронные разработки» (КРЭТ) сейчас поставляет около 50% бортовой электроники, но собирается увеличить собственную долю до 80%.
Представители КРЭТ утверждают, что в авионике самолёта использованы лишь прорывные разработки, включая бесплатформенную инерциальную навигационную совокупность БИНС-2015. Тот же КРЭТ предлагает штатно оснастить самолёт бортовым комплексом обороны «Президент-С».
Комплекс без участия человека машинально обнаруживает пуск ракет и активирует использование пассивных и активных помех в инфракрасном и радиодиапазонах, что ведет к нарушению работы совокупностей самонаведения ракет и к их уводу на фальшивые цели. Установка для того чтобы оборудования на гражданские самолеты стала особенно актуальна с возникновением в арсенале экстремистких организаций переносных ЗРК (ПЗРК).
В серийном производстве «Президент-С» находится с 2015 года.
Церемония выкатки магистрального самолёта МС-21-300 на авиационном заводе корпорации «Иркут»
Что поднимет самолёт?
Первый полёт МС-21 совершит с американскими двигателями компании «Пратт энд Уитни» PW1400G. Американцы палки в колёса не вставляют, Госдепартамент США административный ресурс не включает.
Что в общем легко объяснимо: из России на американские фабрики широким потоком идут титановые детали для того чтобы, ракетные двигатели для космических программ НАСА. В столичном филиале «Боинга» отечественные авиаконструкторы проектируют огромную долю элементов заокеанских самолётов.
То же касается и импорта в Россию баз для производства хвостового оперения МС-21 из композиционных материалов – в то время, когда выгодно торговать, в Соединенных Штатах про санкции забывают. Но, согласно данным «АН», отечественные учёные, Общероссийский университет авиационных материалов (ВИАМ) и тот же «АэроКомпозит» ведут громадную и успешную работу по созданию исходного сырья для композитов требуемого качества.
Отечественный двигатель, а он должен «догонять» самолёт, также практически готов, проходит стендовые и лётные опробования. Как мы знаем, что на создание нового авиационного двигателя требуется около 10 лет, самолёт возможно спроектировать и довести до начала опробований за 5–7 лет.
Над ПД?14 (Перспективный двигатель с тягой 14 тысячь киллограм) деятельно трудиться стали лишь в 2012 году, до того это были скорее декларации о намерениях и разработка концепции. В Перми трудились в авральном режиме и в начале года вышли на лётные опробования в ЛИИ им.
М. Громова в Жуковском. Имеется шанс успеть к старту серийного производства самолёта.
ПД-14 показывает хорошие результаты на доводке и испытаниях и, быть может, также вмешается в раскладку мирового двигателестроения.
Будущий король авиатрасс
Семейство МС-21 включает две модели: МС-21-200 запланирован на перевозку от 132 до 165 пассажиров, МС-21-300 способен взять на борт от 163 до 211 пассажиров. на данный момент упор сделан на самую востребованную модель большей вместимости – МС?21?300. В случае если сравнивать с самолётами семейства Ту-204, у МС-21 сопоставимые дальность полёта (до 6 тыс. километров) и пассажировместимость, но взлётная масса на 30 и более тысячь киллограм меньше.
Большая заправка горючим у «Туполева» – около 35 тысячь киллограм, у МС-21 – 20,4 тонны. Что говорит об хорошей экономической эффективности новичка.
Расчётная крейсерская скорость у МС-21 также повыше, чем у одноклассников (а также «Boeing-737» и «Эрбас А320») на 20–30 км/ч – 870 против 840–850 км/ч. Это заслуга идеальной аэродинамики, отдельное благодарю ЦАГИ.
Совсем не узкий
Среднемагистральный узкофюзеляжный самолёт – самый востребованный в мире тип самолета у перевозчиков. Узкофюзеляжный – в действительности совсем не узкий, в экономическом классе по шесть кресел в последовательности, посередине проход.
Так вот, пока только в МС-21 в проходе нормально расходятся два человека, к примеру стюардесса с тележкой бортпитания и пассажир, грезящий попасть в санузел. Поверьте, кто большое количество летает, тот знает, что это значительная неприятность.
Выкатили тележку – и на собственное место попасть невозможно, находись и ожидай. Так устроено в американских боингах, европейских эрбасах.
У нас, благодарю конструкторам, не пожалели места для внутреннего количества, сделали самый большой по диаметру фюзеляж в классе. Казалось, мелочь, но и она стала одним из ответственных конкурентных преимуществ.
Основное пожелание новому самолёту – избежать извечной болезни авиатехники русского производства. Частенько компании бегут от отечественных лайнеров из-за ужасного послепродажного обслуживания.
Тот же «Суперджет» в Мексике замечательно летает, но в том месте создан пул запчастей, откомандированы эксперты, каковые мгновенно решают вопросы поддержания лётной годности. А отечественные компании появились в роли второразрядных, им всё достаётся по остаточному принципу.
Самолёты стоят у стены, не получая ни гроша.
Ещё одно больное место авиастроения – мелкосерийный выпуск самолётов. В то время, когда в год строят один Ил-96 либо два Ту?204, обеспечить хорошее обслуживание этих «мелкосерийных» лайнеров по всей географии полётов весьма сложно.
Говорят, что на этапе освоения «Аэрофлотом» широкофюзеляжных аэробусов Ил-96 приходилось отряжать в любой рейс за границу запасные агрегаты и технический состав.
Но, наверное, в корпорации «Иркут» эту проблему попытаются обойти, уже подготавливаются к послепродажному обслуживанию, копят силы. К тому же жёсткий заказ в 175 самолётов, а вместе с «мягким» – практически 300 штук показывает, что мелкосерийность МС?21 не угрожает (тьфу-тьфу, дабы не сглазить!).
К 2023 году завод планирует выйти на производство 70 самолётов в год. Добавить ко мне другие типы гражданской авиатехники, и вот лишь тогда премьер страны сможет с трибуны на фоне красавца МС-21 с полным основанием утверждать: «Мы – великая авиационная держава!» А сейчас это заявление раздалось пара рановато, в авиастроении в первых рядах море работы.
Куда реалистичнее из уст Медведева раздалось: «Из данной высшей лиги мы не должны провалиться сквозь землю» Неужто поумнел?