Луганский архиерей митрофан о служении под минометным огнем и расколе церкви
— Ваше Высокопреосвященство, как сейчас обстоят дела в Луганской епархии? Удается ли окормлять приходы, поделённые войной?
— Боевые действия внесли коррективы в судьбу епархии, на сегодня она вправду поделена линией фронта на две части, не смотря на то, что остается единой в прошлых границах. На данный момент четыре района Луганской епархии контролируются украинскими армиями, а Луганск и второй кафедральный город — Алчевск находятся на территории ЛНР.
С приходами, находящимися на территории, контролируемой Украиной, пока решаем вопросы в телефонном режиме. По окончании праздника Рождества собираюсь сделать объезд этих благочиний, дабы пообщаться с людьми и духовенством, выслушать их неприятности.
— Другими словами за шесть месяцев войны на ту сторону вам пока не получалось выехать?
— Для общения с духовенством и совершения богослужений я не имел таковой возможности. До 4 июля пребывал в Луганске, позже выехал в Киев на экстренное совещание синода в связи с смертью блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана), после этого было погребение митрополита, подготовка к Архиерейскому собору.
Пара раз пробовал возвратиться на кафедру, но Луганск в июле — августе пребывал в огненном кольце. Исходя из этого возвратился лишь в сентябре.
Все эти месяцы поддерживал сообщение с духовенством по телефону. Кроме того в осеннюю пору блокпосты, через каковые возможно было проехать на украинскую сторону, пребывали в центре боевых действий. на данный момент обстановка мало успокоилась.
Исходя из этого посредством Божией планирую в великий праздник Рождества встретиться с паствой и на украинской стороне.
— А в само Рождество где помогать станете?
— Как и любой епископ, праздник Рождества встречу в собственном кафедральном Петропавловском соборе. На следующий день традиционно выезжаю во второй кафедральный город, Алчевск.
— Знаю, что кое-какие храмы без шуток пострадали на протяжении обстрелов. какое количество их? Как идет восстановление?
Митрополит Луганский Митрофан. Фото: Анатолий Азаренко
— На протяжении активных военных действий в храмах, пребывавших под обстрелами, работы не совершались, к тому же многие прихожане выехали в Украину и Россию. Имеется и пострадавшие храмы, с громадными повреждениями, но всецело, слава Всевышнему, ни один не уничтожен.
Всего пострадало 14 храмов. К примеру, храм в честь иконы Богоматери «Умиление» в центре Луганска — его в 2011 году закладывал Святейший патриарх Кирилл.
Его весьма скоро отстроили, нам помогала не только вся Луганская область, но и другие регионы Украины. на данный момент в том месте освящен нижний придел в честь преподобного Серафима Саровского. Летом, входе боёв, он не закрывался.
Верхний храм еще не окончен, война помешала завершить внутреннюю отделку. В июле во двор храма попал боеприпас, осколками посекло стенке и выбило стекла. на данный момент фактически во всех пострадавших храмах окна застеклены, по мере возможности осуществляются ремонтные работы.
— Как повело себя духовенство на протяжении войны?
— По-различному. В то время, когда начались обстрелы населенных пунктов, я издал особенный указ, запрещающий священникам самостоятельно, без уведомления епархиального руководства, покидать места служения. За ослушание батюшки запрещались в священнослужении.
Было пара случаев отъезда священников, не уведомивших ни епархиального секретаря, ни меня. В то время, когда обстановка стабилизировалась, они возвратились.
Мы выясняем события их отъезда, исходя из этого решаем — снять запрет либо нет.
Всего в Луганской епархии 210 священников, самочинно покидали приходы только единицы. На протяжении активных военных действий многие священники вывезли на территорию Украины и России собственных родных, поскольку у многих из них многодетные семьи, в этот самый момент же возвращались на приходы.
К сожалению, один из священников — протоиерей Владимир Креслянский, проходивший службу в луганском храме Вознесения Господня, погиб. Батюшка вывез родных в Оренбург, а сам возвратился, дабы остаться с паствой.
На протяжении обстрела он был на улице, осколком его ранило, но никто не смог оказать первую священник и помощь истек кровью. У него остались супруга и дети, старшая дочь подвизается в монастырь в Ровенской епархии.
— Семье погибшего священника оказана помощь?
— Епархия сама находится в положении просителя, исходя из этого значительно оказать помощь мы не в силах. Слава Всевышнему, синодальный отдел по благотворительности Русской православной церкви отыскал возможность и поддержал семью отца Владимира.
— Входе боевых действий храмы принимали людей?
— Само собой разумеется. К примеру, храм Умиления, о котором я уже упоминал, был открыт для жителей на протяжении бомбежек — они скрывались в подвальном приделе, ставшем необычным бомбоубежищем. Священники готовили пищу, кормили обитателей.
Совершенно верно так же принимали людей в Ольгинском монастырь , кафедральном соборе в Луганске.
В Александровском благочинии обитатели приобретали помощь от благочинного протоиерея Якова Лобова, в монастыре в Чугинке, на данный момент находящемся на территории Украины, архимандрит Варфоломей (Кузнецов) принимал беженцев, просил верующих на время приютить их по зданиям. Помогал луганчанам и архимандрит Иоанн (Сухина) — наместник монастыря в селе Хорошем.
В целом священники, оставшиеся на территории епархии, показали себя настоящими храбрецами, добросовестно выполнили собственный пастырский долг.
— Были ли попытки давления на настоятелей со стороны Киевского патриархата?
— Так называемый Киевский патриархат и греко-католики имеют на Луганщине весьма не сильный позиции, у них и до войны были единичные приходы. Наряду с этим на территории, контролируемой армией Украины, окормление военных по большей части реализовывают капелланы этих конфессий — выбор зависит от позиции начальников отдельных частей.
Одно из подразделений в городе Счастье окормлял отечественный священник, он совершал в части молебны, исповедовал солдат. Но в том направлении отправили раскольничьего капеллана, что настроил руководство и рядовых воинов против батюшки.
До сих пор отдельные солдаты связываются с ним по телефону, они вынуждены скрывать собственную принадлежность к нашей церкви.
Были случаи, в то время, когда отечественных священников пробовали вынудить перейти в Киевский патриархат, звучали кроме того угрозы. К чести батюшек, ни один священник, ни один приход Луганской епархии не поменял матери-церкви.
И сейчас имеется проблемы с прохождением отечественными священниками блокпостов армии Украины. Довольно часто задают вопросы, из какого именно они патриархата.
В то время, когда слышат, что из Столичного, начинают придираться, морально издеваются, делают все, дабы не пропустить. Такие случаи не единичны.
Армейские так себя ведут под влиянием капелланов-раскольников, внушающих, что «столичных попов» необходимо «прессовать».
Это неспециализированная тенденция враждебного отношения к УПЦ Столичного патриархата — нас пробуют выставить неприятелями украинского народа. Церковь вне политики, все обвинения беспочвенны.
Для нас серьёзны люди, обращающиеся за духовной помощью, в противном случае, какая нашивка у них на форме. Мы оказываем духовную помощь всем, независимо — ополченцы это либо солдаты армии Украины.
Раз обращаются, мы не можем одних поддержать, а вторых осудить.
— Но тот же Киевский патриархат уверяет, что духовенство поддерживает ополченцев. К примеру, ваш предшественник митрополит Иоанникий принимал участие в инаугурации главы ЛНР Игоря Плотницкого, а на блокпостах ополченцев, кроме того на передовой, возможно было встретить духовенство Столичного патриархата, к примеру одиозно известного схимонаха Илию (Ретинского)
— Еще раз повторю: церковь вне политики. Мы не назначали особых духовников в подразделения ополчения. Я дал указание, дабы священники оказывали помощь лишь на территории храмов, не выходили на блокпосты, что имело возможность бы трактоваться как «помощь сепаратистов».
Отдельные люди в подрясниках сотрудничали с армейскими, но мне малоизвестен их духовный статус — это могли быть священники под запретом, легко ряженые. По большей части такие люди приезжали из соседних епархий России.
По церковным правилам они были обязаны обратиться к местному архиерею, предъявить соответствующие документы из собственной епархии. Но с подобными вопросами ко мне никто не обращался.
Что касается присутствия Владыки Иоанникия (Кобзева) на инаугурации главы ЛНР, то митрополит с 2012 года находится на покое. Это весьма болеющий человек, ему 76 лет.
Приход владыки Иоанникия на мероприятие был только личной инициативой. Так называемый Киевский патриархат выдергивает отдельные факты, а как правило раздувает истерию из ничего, стараясь представить отечественную церковь неприятелем Украины.
Мы к этому уже привыкли.
— Ополченцы стали вашими активными прихожанами?
— Тут кроме этого нет единой картины, все зависит от уровня воцерковленности конкретного человека. Эти люди видятся на передовой с смертью и кровью, возможно лишь представить, что творится у них в душе.
Исходя из этого у многих имеется желание выговориться, поделиться, уменьшить душу. С однополчанами сделать это некомфортно, а вот батюшки постоянно выслушают, дадут умный совет. Воцерковленные ополченцы просят исповедовать, причастить.
Были случаи, в то время, когда просили покрестить. Их отношение к духовенству как правило уважительное.
С управлением республики я не виделся, не было предлога. Мы иногда обращаемся к властям за разрешением хозяйственных вопросов — оказать помощь вернуть электроснабжение в храме либо монастыре, поддержать строительными материалами.
Находим полное познание.
— Вы приобретаете гуманитарную помощь по церковной линии?
— Не так деятельно, как хотелось бы. Имеется единичные случаи, в то время, когда православные приходы с Украины либо России собирают посылки и направляют нам.
Но имеются сложности с пересечением украинских блокпостов. Львиная часть таких грузов приходит от России — соотношение приблизительно один к пяти.
Святейший патриарх Кирилл благословил оказывать помощь в рамках акции «От прихода к приходу» — отдельные российские приходы будут помогать приходам в Донбассе.
— Поведайте о духовном состоянии луганчан. С чем они приходят в храмы?
— Луганщина — особенный регион, тут в свое время очень сильно поработала атеистическая пропаганда, и до сих пор многие находятся под ее влиянием. Но в дни боев люди почувствовали, что сохранять надежду на земле не на кого. Оставалась надежда лишь на Высшие силы, на Господа.
Люди стали по-второму наблюдать на церковь. Не обращая внимания на то что многие прихожане выехали из региона, храмы не пустуют.
Для меня стало неожиданностью, как война сплотила людей. Летом, в то время, когда не было света и газа, обитатели многоквартирных домов планировали совместно, дабы во дворе на кострах готовить пищу, делились между собой последним.
Сейчас люди довольно часто приходят в храмы с одним вопросом: в то время, когда наступит мир? Многие устали, духовно опустошены.
И мы, священники, должны их поддержать, не разрешить заглохнуть надежде на восстановление простой, но таковой недоступной до тех пор пока еще мирной жизни.
ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА. ЕПИСКОП СЕВЕРОМОРСКИЙ И УМБСКИЙ МИТРОФАН (БАДАНИН)