Ле бурже прелюдия к макс
50-й Интернациональный Парижский аэросалон в Ле Бурже сопровождала замечательнейшая рекламная кампания в российских СМИ со стороны ОАК и лично её президента М. Погосяна.
«Ты являешься украшением стола»
А вот генерал и исполнительный директор фонда «Народный самолёт Ту-334-100» Анатолий Ситнов возвратился из командировки в Париж с не хорошо скрываемым раздражением:
– Я был в Ле Бурже в 1995, 1997, 1999, 2009, 2011, 2013 годах. очевидно видна тенденция – интерес к нам всё меньше и меньше. В 1995-м был ажиотаж, от нас никто не отходил, на каждом стенде находились главные и главные конструкторы, нас все обожали и с интересом разглядывали.
Мы тогда «выкатили» кучу новой техники, системы и вычислительные комплексы. на данный момент, начиная с 2009-го, интерес к нам подостыл. А в 2011 году к нам пришли китайцы, взглянули и сообщили: «Вы от нас отстали окончательно!» на данный момент, всего два года спустя, и их не заметили.
Шале фактически пустовали. Внёс оживление глава МинОбороны Сергей Шойгу – прибыл со свитой, осмотрел экспозицию.
Из зарубежных должностных лиц, желавших подивиться на Суперджет либо макет МС-21,не было желающих. Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) осталось одно – отчаянно пиариться в прессе.
По впечатлениям Анатолия Петровича, Ле Бурже не был праздником для России:
– Мы были украшением в части полётов. Прославился замечательный верховный пилотаж заслуженного лётчика-испытателя РФ, Храбреца России Сергея Богдана на Су-35С.
В то время, когда целый народ выскакивал и, открыв рот, наблюдал, как он кувыркается в воздухе, рукоплескали, восхищались. Я также стоял и гордился собственной страной – как здорово мы можем летать, какие конкретно у нас превосходные самолёты.
По окончании пилотажа отечественного боевого Ка-52 «Крокодил» померкли все остальные вертолёты. По боевой авиации нельзя сказать, что мы кому-то проигрываем.
Но нужно иметь задел на будущее, а мы не продемонстрировали каких-либо особых разработок, не продемонстрировали баз для чего-то нового.
Толпу около себя собирал военно-транспортный А-400М, во многом аналог отечественного Ан-70. Многие специалисты уверены в том, что европейцы попросту скопировали главные технические ответы компании Антонова.
Но копия и тут появлялась хуже оригинала: европейский грузовик по главным чертям заметно уступает российско-украинскому самолёту, прежде всего по двигателям Д-27. Именно на Ан-70 сорвала аплодисменты Украина, продемонстрировав в небе эту военно-транспортную машину в серой раскраске русских ВВС.
Самолёт имеется, двигатели имеется, всё аттестовано, установлено. В то время, когда будем строить? Неужто всё зависит от газовой трубы?
Как появляются намёки, что Украина сдаст «Газпрому» собственную газотранспортную совокупность, так из Москвы звучит бодрое: «Будем строить Ан-70!» А стоит Киеву засмотреться в западном направлении и в очередной раз заявить о жажде евроинтегрироваться – «А для чего нам эта машина, в то время, когда имеется модернизированный Ил-76?» Забывая, о том, что «Ан» и «Ил» – автомобили принципиально различные.
Продемонстрировали учебно-боевой Як?130.Хорошая машина. Новинкой его назвать тяжело, он уже засветился в Фарнборо и на МАКСе. Его собрат производится и летает в Италии – на завершающем этапе яковлевцы «разбежались» с итальянскими партнёрами проекта.
Компания Aermacchi взяла всю конструкторскую и техдокументацию на планер самолёта, по окончании чего выпустила личный учебно-тренировочный самолёт – M-346. Кроме этого с 2012 года и в Китае серийно выпускается клон Як-130 – Hongdu L-15.
Гражданский пролёт
Мощно выступил третий в мире производитель гражданской авиатехники – канадская авиастроительная компания «Бомбардье» (Bombardier). Новые лайнеры, целая линейка автомобилей различной размерности и назначения – от региональных, ближнемагистральных до среднемагистральных. Именно то, поясняет Ситнов, что давным-давно планировалось сделать на «Туполеве»:
– Создавать семейство «Тушек»: 50-местного Ту-324, Ту-414 на 70 мест, Ту-334 на 102 пассажира, до большого Ту-204 СМ и транспортного Ту-334.На данный самолёт идеально подошли бы сверхэкономичные двигатели из Самары НК-93.Но нет ни самолёта, ни двигателя. Одни газетные интервью Погосяна, как всё в ОАК здорово.
Лишь самолёты его не летают, кроме того разбиваются и ломаются в самый неожиданный момент.
В полный голос заявили о себе не только Китай и Индия, но и турки с японцами. Mitsubishi Heavy Industries (MHI) со своим MRJ вот-вот начнёт расталкивать локтями соперников (японцы это прекрасно могут) в тесной нише региональных лайнеров.
Среди трёх «якорных» клиентов самолёта сходу две компании из америки. Нам бы так! Почему-то имеется уверенность, что японцев избавит Всевышний от таких «чудо-менагеров», как тов.
Погосян. По словам Анатолия Ситнова, кроме того Турция пытается стать всемирный авиастроительной державой, показывает собственные наработки в области самолёто- и вертолётостроения:
– Думаю, лет через 10 турки всем сообщат:«До свидания, мы уже сами по себе, со собственными лайнерами». Работа ведётся системная, темпы высокие.
А что мы можем предъявить по части гражданской авиации? Фактически ничего.
МС-21 – это самолёт-призрак. На МАКС-2011 показали полноразмерный макет кабины. На МАКС-2013 грозятся предъявить макет композитного крыла в натуральную величину.
Жуть берёт оттого, что программу выпуска Ту-204СМ гробят как раз в угоду этому «журавлю в небе».
Суперджет? Видели, знаем.
Главный нарушитель расписания, головная боль для «транзитных» пассажиров и Аэрофлота.
Итоги авиасалона для русских авиастроителей – около 2,6 млрд. долларов. Двадцать «Сухой Суперджет-100» для лизинговой компании «Ильюшин финанс», соглашение о намерениях с лизинговой компанией «ВЭБ-лизинг» по приобретению 30 самолётов-призраков МС-21 – небогато на фоне гигантов.
Выглядит легко довольно глупо и смешно, что подписание этих «контрактов» происходит в Ле Бурже. Не смотря на то, что – красивый предлог для дегустации французского алкоголя.
Не нужно забывать: Ле Бурже – домашний аэросалон для европейских авиапроизводителей, прежде всего для Airbus. Они представили целую линейку новых и модернизированных пассажирских лайнеров, прежде всего А-350.
Данный двухдвигательный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт вместимостью до 350 пассажиров обязан составить борьбу американскому «Дримлайнеру» Boeing 787. Первый полёт состоялся практически за считаные дни до открытия авиасалона, 14 июня. Суперпремьера!
В целом Airbus взял 466 заказов каталожной ценой 68,7 миллиарда. Главный соперник Airbus – Boeing чуть-чуть не догнал «Эйрбас» по итоговой сумме заказов и контрактов.
У «Боинга» заказали 442 самолёта неспециализированной ценой более 66 млрд. долларов.
Масштаб, что ОАК и не снился. Как бы ни пыжились смотреться храбрецами Погосян и Мантуров, их деятельность в гражданском самолётостроении (да и вертолётостроении) похожа на прямое вредительство.
То, что ОАК – организация неэффективная, известно многим – деньги выделяются, проедаются, а российские авиакомпании в массовом порядке закупают иномарки. Кроме того, им приходится кланяться, дабы выбить для себя самолётик – вся продукция «Boeing» и «Эйрбас» законтрактована на десятилетие вперёд большими игроками.
Они берут помногу, счёт идёт на десятки бортов. Втиснуться в эту живую очередь весьма сложно, а развиваться и летать нужно. Самое время загрузить отечественные фабрики «Тушками», «Анами» и «Илами».
Нет – не дают, костьми ложатся агенты влияния.
К слову сообщить, офис американской компании «Boeing» находится в трёхстах метрах от кремлёвской стенки.
Су-35 потряс \