Кризис креативности. как его преодолеть? — «наука»

Кризис креативности. как его преодолеть? - «наука»

Интервью с доктором наук Ягеллонского университета Эдуардом Ненцким, психологом, занимающимся изучением творческого начала и интеллекта в человеке, автором книг «Тренировка креативности», «Психология креативности», «Интеллект: структура, генезис, функции», «Человек — разум — машина».

Gazeta Wyborcza: Я желала поразить вас каким-нибудь феноменальным вопросом, но, как на зло, мне не пришло в голову ничего нестандартного. Как по большому счету обстоит дело с креативностью?

Она не приходит к нам по первому требованию?

Эдуард Ненцка (Edward Necka): Это свойство проявляется в зависимости от обстановки, отечественного эмоционального состояния. Возможно запланировать, что вечером мы заполним налоговую декларацию, но то, что в ту либо иную 60 секунд нам в голову придет красивая мысль, угадать нереально.

Творческий человек отличается от менее творческого тем, что ему легко чаще приходят хорошие идеи. Но кроме того самые лучшие смогут функционировать совсем некреативно.

— Это мало успокаивает. Весьма интересно, возможно ли придти к хорошей идее, трудясь в одиночестве, либо важную роль играется все же мозговой штурм?

— Антропогенный фактор ответствен, творчество рождается на стыке различных идей. Наилучший способ — интеллектуальный обмен, необходимо слушать и просматривать вторых людей (оптимальнее более умных), удобряя собственный разум их идеями.

Наряду с этим направляться следить, дабы не скатываться в подражание, а творчески перерабатывать их решения. Многим легче работается в группе.

Несколько дает энергию, люди взаимно стимулируют друг друга, и это положительно воздействует на творческий климат. Но мозговой штурм вовсе не необходим.

Крайним интровертам он может повредить, их он заблокирует.

— Такие люди более креативны в уединении собственных кабинетов?

Как развить креативность: пять несложных шагов

BBC12.09.2014компьютерные игры и Образование развивают либо портят креативность?

Milliyet03.05.2014Нам не достаточно креативности!

Milliyet23.10.2013Что такое креативный класс

Atlantico07.08.2012— В случае если мы решим подсчитать, сколько и какого именно качества идей было создано в группах, и сравним эту цифру с качеством и количеством идей для того чтобы же числа отдельных людей, окажется, что во втором случае занимательных ответов больше. Другими словами несколько не формирует машинально больше креативности, а также может ее тормозить.

Вопрос в том, что без данной группы многие идеи по большому счету бы не появились из-за отсутствия стимула, публичного импульса.

— Эйнштейн якобы придумал собственную теорию относительности, сидя за столом в госучреждении и блуждая мыслями. Ньютону на голову упало яблоко.

Об Архимеде мы не забываем также. Так выглядят исторические анекдоты.

Лучшие идеи вправду приходят из ниоткуда и неожиданно?

— Не следует через чур верить в эти легенды. Но изучения говорят о том, что такое явление существует: под влиянием внешнего стимула у человека неожиданно появляется мысль. Что-то наподобие яблока Ньютона. Это не обязательно будет прорывная теория.

Такая обстановка может случиться с простым человеком, что трудится над задачей, требующей творческого подхода. К примеру, как написать рекламный слоган, обойти какую-то проблему при производстве, сократить производственные затраты.

Люди смогут вдохновиться чем-то совсем посторонним: они подмечают аналогию, поймут это, соединяют факты, и — эврика!

— Возможно ли стимулировать разум, дабы таких ситуации случались чаще?

— В моей книге «Тренировка креативности» я обрисовываю приблизительно сто техник развития творческого мышления при помощи ассоциаций, аналогий, метафоризации. Возможно развивать свойство видеть отдаленные ассоциации.

Выбрать два случайных слова, а позже попытаться выстроить цепочку ассоциаций между ними. К примеру, как чайная ложка может ассоциироваться с кирпичом. А позже уменьшать эту цепочку, дабы сначала было пять звеньев, позже четыре, а позже уже — одно.

Имеется масса таких игр, например, о них возможно определить из моей книги, и тренироваться самому либо с детьми.

— Детские ассоциации могут быть более свежими, чем отечественные. Как сохранить эту изначальную креативность?

— Принимать индивидуальность ребенка, его идеи, дать ему чувство безопасности. В один момент родители должны продемонстрировать, что некое поведение возможно только в определенном контексте: на протяжении игры, дома.

Возможно заявить, что правила, рамки поведения убивают в ребенке креативность. В определенной степени, возможно, да, но с этим, пожалуй, стоит согласиться.

— Креативность — это врожденное свойство?

— Роль генетического фактора тут значительна, но значительно меньше, чем при вторых психотерапевтических линия, таких, как интеллект, кое-какие особенности темперамента. На развитие креативности очень сильно воздействует окружающая среда, в особенности в такие критические периоды развития, как детство, взросление.

— Уточним: «творческий» и «креативный» — это одно да и то же?

— Мы говорим о креативности детей, и это верное определение. Креативность — это свобода фантазии, она нужна, дабы быть творческим человеком, но одной ее не хватает. Творчество связано со зрелостью. Это ответ на какую-то проблему, запрос общества.

Творческий человек вносит что-то новое в некую область. Исходя из этого к ребенку такое определение, скорее, неприменимо. Его идеи смогут быть храбрыми, но они в большинстве случаев не отвечают на публичные и личные запросы.

Исключением возможно назвать изобретение новых слов. В то время, когда ребенок не знает, как назвать то, чем, он, к примеру, накрывается, он придумывает слово «накрывашка».

Это творческий способ решения проблемы, но все же не великая литература.

— С какого возраста человек самый креативен?

— Закономерностей нет. Больше всего изучений было посвящено производительности ученых. В правильных науках, как математика и физика, лучшие идеи приходят в большинстве случаев раньше, а в литературе и философии — позднее.

В среднем у ученых момент пика приходится на 40 лет. Это таковой возраст, в то время, когда человек уже владеет достаточными знаниями, стал специалистом в собственной области, а в один момент не потерял энергии, фантазии, не погряз в рутине.

Кто-то остается креативным всю жизнь. Возможно по-различному оценивать, к примеру, последние фильмы Вуди Аллена, но как минимум кое-какие из них прекрасны.

— Какие конкретно черты темперамента содействуют креативности?

— достаточный уровень и Настойчивость энергии. Люди, у которых имеется жизненное горючее, более креативны в создании новых идей.

Творчество — это продукт не только узких мыслительных процессов, но и жизненной энергии.

— Мы довольно часто говорим рассеянный живописец, несобранный гений. какое количество правды в таких стереотипах?

— Творческим людям сложно сосредоточиться, их может очень многое отвлекать: звуки за окном, шум. Рассеянное внимание содействует творчеству, но имеет побочные последствия в виде несобранности и совсем не творческого хаоса.

Рассеянное внимание пропускает через себя а также малого данные. В 99% она вправду не имеет значения, но в одном выясняется попаданием в яблочко, открытием.

Так что блуждать мыслями полезно, дабы дать пищу уму, но позже необходимо сосредоточиться, дабы сделать из идеи творение. Это неприятность, поскольку все происходит в одном и том же разуме.

— А что с интеллектом? Умники — более творческие люди?

— Раньше считалось, что да, существовала так называемая догадка порога. Другими словами, до определенного момента креативность и уровень интеллекта идут рука об руку, а по окончании эта закономерность исчезает.

Неординарно умные люди бывают неординарно креативными, но иногда они совсем лишены творческого начала. Позже стало известно, что эта догадка спорна, и сейчас преобладает вывод, что эти черты между собой не связаны.

— Другими словами человеку со средним IQ смогут придти в голову хорошие идеи?

— Да. Может только появиться неприятность с их переработкой в конечный продукт и, в особенности, для того, чтобы убедить в них вторых людей.

Со своей стороны, у только творческих людей появляются фантастические идеи, но в один момент они владеют чем-то, что возможно назвать лидерскими качествами. Это люди, за которыми отправятся другие.

Так что чтобы перевоплотить хорошую идею в что-то конкретное, интеллект нужен.

— Оказывает помощь ли мыслить креативно прекрасно развитая рабочая память?

— Зависит от творческой задачи. В случае если нужна неограниченная фантазия, рабочая память окажет помощь мало.

Но в случае если перед нами стоит задача, которая требует интенсивного обдумывания, к примеру, разработка новой разработке, ответ технической неприятности, рабочая память будет серьёзна. Так как при таких условиях необходимо охватить умом всю тему, владеть знаниями и воображением.

— Живописец, литератор, ученый: это творческие профессии. А остальные?

Может ли быть креативным бухгалтер?

— Само собой разумеется. Был раньше таковой термин, действительно, употреблявшийся в негативном смысле, «креативная бухгалтерия». В случае если сказать без шуток, в каждой работе, кроме того чиновничьей, имеется место творческому подходу.

В офисной работе обычно не редкость большое количество вздоров, сложностей, каковые появляются по причине того, что что-то «неизменно так делалось». В этот самый момент приходит новый сотрудник и задаёт вопросы: а в обязательном порядке ли так делать, поскольку возможно организовать все эргономичнее?

Раньше во времена ПНР это именовалось рационализаторством. Принципиально важно лишь дабы руководство умело прислушиваться к идеям работников.

— Пара лет назад вы изучали, какая воздух царит в польских компаниях. Как это смотрелось?

— Картина достаточно печальная. К сожалению, в большинстве компаний творческий потенциал растрачивается впустую, потому, что людям внушают, что работа — не место для творческого мышления.

Такие изучения проводились кроме этого в других государствах, и неприятность везде смотрелась похоже. Люди жалуются, что они не мыслят на собственной работе креативно, даже в том случае, если им предлагают награды и поощрения.

— Что их ограничивает?

— Сотрудники наблюдают, как отреагирует на их идеи управление. Они опасаться «высовываться», дабы не утратить работу. Представьте себе такую обстановку.

Глава говорит: «Давайте устроим мозговой штурм, какие конкретно у вас идеи? Я думаю, необходимо осуществить то-то и то-то».

— Заблаговременно светло, чья мысль наилучшая. Финиш дискуссий.

— Это частично карикатура, но люди на больших должностях довольно часто так действуют. Они дают светло осознать, что целый данный мозговой штурм — лишь театр, что обязан создать чувство либо убедить шефа, что он прав.

Какое-то время я консультировал компании. Не редкость, что компания заказывает экспертизу, но обладатель желает только убедиться в том, что у него фантастические идеи.

Неприятность консервативности, рутины появляется кроме того в таких местах, где творчество — база деятельности, другими словами в исследовательских лабораториях и научных учреждениях.

— Эти работники когда-то вышли из польской школы. Это она убила в них креативность?

— Школа отвергает креативность по определению. Ее миссия — передавать знания. Вбивать их в голову и контролировать.

Это убивает творческое начало. Быть может, школа ставит неверные цели, быть может, ее миссией будет развитие интеллекта и личности. Не смотря на то, что все не так не хорошо.

Новые книжки учат думать. К примеру, в математике говорят о том, что к одной задаче возможно подойти по-различному. Самое ответственное — это преподаватель.

И в этом кроется неприятность: нам недостает креативных людей. Ответом смогут стать творческие тренинги для учителей, дабы они обучились подмечать креативную жилку у детей и развивать ее.

— В случае если у нас будут такие обученные кадры, мы сможем «создавать» больше креативных людей, покажется больше стартапов и патентов?

— Это нужное, но не единственное условие. Патентов, инноваций не будет без творческих людей, но их во всем мире приблизительно однообразное количество.

Серьёзны другие факторы: экономические, культурные, политические. В случае если эти люди попадут в компанию с патриархальной, феодальной структурой, они скоро обучатся «не высовываться».

Либо уедут из страны. В Польше множество новых динамичных компаний, но ими обычно руководят, как феодальными хозяйствами, и на определенном этапе развитие останавливается. , пока это не изменится, мы не совершим скачка на данный более большой, творческий уровень.

Кризис развития. Пути преодоления кризиса.


Читать также:

Читайте также: