Космические страсти
Вторая юность ветерана?
Пару дней назад в Самаре побывала представительная делегация экспертов из компании «Аэроджет», главного производителя ракетных двигателей в Соединенных Штатах. Говорят, готовы выкупить все оставшиеся НК-33 и вложиться в восстановление его производства.
Что это — благие намерения либо настоящие замыслы?
У американцев обстановка патовая — последний шаттл отправится на орбиту в мае следующего года. Им станет космический челнок «Индевор», тот самый, что больше месяца интриговал — полетит он либо нет к МКС со стартовой площадки на мысе Канаверал.
председатель совета директоров самарского ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин помой-му заодно с американскими сотрудниками: «В Российской Федерации с 2014 года планируется начать воспроизводство двигателей НК-33 в интересах русских и зарубежных клиентов». В августе на космическом салоне МАКС-2009 будут презентовать проект ракеты-носителя «Альянс-1» с двигателем НК-33.
Источники в Правительстве РФ говорят — имеется предложение производство ракет среднего класса передать в Самару. Из этого направляться: как поддерживать и расширять собственную орбитальную спутниковую группировку — вопрос, что уже стал актуальным для отечественной космонавтики.
Тогда для чего реализовывать ресурс в виде готовых НК-33, с минимальными затратами вписывающихся в модернизированные «Альянсы»? Пускай американцы сперва применяют те, что уже купили.
А в том месте, смотришь, и производство подоспеет — поделимся.
Вот пара простой взор ветхих ракетчиков: «У страны денежные трудности, из бюджета денег никто не позволит. А на средства от реализованных двигателей восстановим серийный завод. Американцы на НК-33 начнут летать — будут платить роялти!»
На практике же, в случае если движки реализуют, долларовый ручеек, пройдя через руки бессчётных коммерсантов из госкорпораций и аффилированных с ними структур, будет разворован. Так и не дойдет до конструкторских бюро и производства — примеров тому не счесть.
Что происходит в Объединенной двигателестроительной корпорации, на самарских фирмах, где рулят назначенцы из «Оборонпрома»? Под их управлением установлен антирекорд — более 50% всей региональной задолженности по заработной плату.
Разрушительные последствия деятельности видны невооруженным глазом. СНТК им. Н.Д.
Кузнецова перевоплощён в пустынную территорию. Работники сокращены либо в административных отпусках. На «Моторостроителе» также не все хорошо.
Помощнику главнокомандующего Дальней авиации Леониду Мельнику уже надоело ходить по фирмам «самарского куста» и с протянутой рукой клянчить двигатели для стратегических ракетоносцев — летать-то и снабжать безопасность страны нужно. А без работоспособных двигателей самый продвинутый самолет, таковой, как Ту-160, годится в лучшем случае для показа на МАКС.
В статичной экспозиции.
Перспективные Альянсы (РФ)
«Альянс-2-3» (ракета-носитель среднего класса) и «Альянс?1» (легкого класса) — две самые перспективные и довольно недорогие разработки самарского ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс». Правнуки известной королевской «семерки» — Р-7.
В отличие от высокотоксичных «гептиловых» «Протонов» «Альянсы» экологически надёжны — горючим есть керосин, окислителем — кислород. Новые ракеты-носители при минимальных затратах на испытания и постройку разрешат быстро расширить массу выводимого на орбиту нужного груза.
При постепенном совершенствовании впредь до 16 тысячь киллограм. Это в два раза превышает возможности сегодняшних «Альянсов».
Дабы добиться для того чтобы результата, конструкторы рассчитывают на двигатель НК-33-1.
«Таурус -2» (США)
Ракета-носитель сможет выводить около 7 с половиной тысячь киллограм нужной нагрузки на низкие орбиты. Фактически это прямая борьба с сегодняшними «Альянсами».
Заказ на изготовление элементов первой ступени взял украинский «Южмаш». Двигатели российские.
Звездные войны
Схватка за коммерческий космос развернулась нешуточная. Вывод на орбиту неестественных спутников Почвы (ИСЗ) в интересах телекоммуникационных компаний, научных организаций и целых государств — дело из года в год все более и более прибыльное.
Параллельно с коммерческими осуществляются запуски для армейских и полувоенных целей.
Как полагают аналитики, американцы не планируют уступать пальму первенства кому бы то ни было. И России прежде всего.
А способами подковерной борьбы обладают в совершенстве.
В то время, когда они договаривались с нами о приобретении НК-33, в кулуарах сами же и нашептывали: «Интерес один — увести эти двигатели из русских космических программ». эффективное решение и Простейшее: за умеренные деньги обеспечить себе спокойствие и приоритет. Русские без новых ракет-носителей среднего класса не соперники на огромном рынке космических одолжений.
Заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Тресвятский, в недавнем прошлом генеральный директор СНТК им. Н.Д. Кузнецова, говорит, что намерено «прокатывал» американцев с НК-33:
— Мы делали вид, что готовим двигатель для американцев, а в действительности «подгоняли» под «Альянс-2-3».
Он утверждает, что именно исходя из этого 13 двигателей из той «американской партии» до тех пор пока остаются в Российской Федерации.
Справка «АН»
Двигатель НК-33
Готовили НК-33 под огромную ракету Н-1 для отправки экспедиции на Луну. Со смертью С.П. Королева программа развалилась, главенствующие позиции в советских космических «коридорах власти» заняли его соперники.
НК-33 было приказано стереть с лица земли. Но главный конструктор Николай Кузнецов в первый раз в жизни не выполнил приказ партии и запрятал двигатели на ракетном полигоне под Самарой.
Три десятилетия чуть больше много готовых двигателей лежали на полузабытом складе и были никому не необходимы. Двигатели-соперники, согласно точки зрения самарских конструкторов, ни при каких обстоятельствах не доведут до степени совершенства НК-33.
Тогда, в годы космической гонки великих держав, денег не жалели, «сожгли на стендах кучу двигателей», но добились его возможности и безотказности 10-кратного применения.Основной плюс — он давным-давно сертифицирован для полетов «с человеком на борту». Равнозначной замены ему в Российской Федерации и мире пока не существует.
Рука левая, рука правая…
Осталось еще 57 условно бесхозных НК?33. «ЦСКБ-Прогресс» желает забрать их авансом, без денег. Об участии в реконструкции производства кроме того речи не идет.
СНТК, где работникам не выплачивают зарплаты и отпускные, такая постановка вопроса совсем не занимательна.
Тогда что же, пускай забирают американцы, смотришь, общими усилиями и в действительности наладят воспроизводство новых НК-33? Сомневаюсь.
на данный момент «Аэроджет», компания, занимающаяся боевыми ракетами, под видом невинной гражданской программы выкупит оставшиеся двигатели НК-33. На фоне упавшего СНТК это будет смотреться как акт милосердия.
Тут просматриваются в полной мере конкретные стратегические цели, а не благородная помощь. Ни одна космическая американская компания не сделает шага без консультаций, финансирования и одобрения правительства.
Обнажённый факт: «Пратт энд Уитни» через «Пермские моторы» весьма долго лоббировала создание РД?191. Для чего?
У нас же в далеком прошлом имеется двигатель с этими же параметрами — НК-33… Вывод конструкторов — это отвлечение ресурсов.
В любом случае окончательное слово за Военно-технической рабочей группой РФ и Роскосмосом. Но Роскосмос медлит, не обращая внимания на то что программа создания принципиально нового семейства ракет-носителей «Ангара» во время кризиса трещит по швам.
Пускай РД-191 и «Ангара» к полетам еще не готовы, но бюджетное финансирование в том месте предполагается. А, как мы знаем, этот фактор есть главным по привлекательности для коммерсантов от оборонки.
И чем продолжительнее не будет прекращаться работа с двигателем, тем… лучше присосавшимся к программе госслужащим. «Поглотить несколько миллиончиков» — на данный момент модно так сказать. Основной же «минус» НК-33 — он недорогой и имеется в наличии.
Другими словами искупаться в бескрайнем море бюджетных средств не представится вероятным.
Сейчас либо ни при каких обстоятельствах
Не исключен третий, самый грустный сценарий дела. Компетентные органы и Роскосмос не дадут разрешения на продажу НК-33 в Соединенных Штатах, а «ЦСКБ-Прогресс» не отыщет средств, дабы купить двигатели для «Альянс-1» и предстоящих модификаций заслуженных ракет-носителей.
И лучшие в собственном классе двигатели так и будут до сдачи в утиль чахнуть на полузаброшенной территории испытательного полигона под Самарой. Пройдет пара лет, и о НК-33 никто не отыщет в памяти.
Основной конструктор СНТК Валерий Данильченко волнуется об одном — успеть бы оцифровать проектно-конструкторскую документацию, сохранить технологии и информацию для потомков. Он вычисляет, в будущем Российская Федерация неминуемо возвратится к этому заделу.
Для России и мирового сообщества НК-33 не погибнет, так же как и летный супердвигатель НК-93. Кроме того если они окажутся на свалке (с авиадвигателем обстановка складывается как раз так, господа госслужащие из ОПК «Оборонпром» и Минпромторга, не обращая внимания на прямое поручение премьера, не выделили средств для завершения летно-испытательной программы), конструкторские находки перекочуют на другие образцы.
Довольно много принципиальных ответов с ракетного НК-33 уже позаимствованы создателями двигателей РД. С авиационным НК-93 все хуже — его схему вовсю копируют западные разработчики.
Другими словами мы, имея готовые изделия и приоритет, заранее готовим себе малопочетное место аутсайдеров. Так недолго и из высшей космической лиги вылететь…
РД — 191 — вопросы безопасности
РД-191 чуть тяжелее и существенно сложнее. Ему еще лишь предстоит доказать собственную пригодность для пилотируемой космонавтики.
РД-191 имеет одно, но принципиально не сильный место — давление в камере сгорания 270-280 атм. Это довольно много. В сочетании с ужасными температурами большое давление формирует массу хлопот. Американцы сталкиваются с этим на собственных носителях неизменно.
Их вывод — для пилотируемой космонавтики, для безопасности экипажей давление в камере сгорания не должно быть больше 200 воздухов. У НК-33 запас имеется кроме того в форсированном варианте — всего 165 атм.
Тайные проекты. Космические страсти по \