В сша приземлился последний шаттл atlantis, программа космических челноков завершена

Шаттл Atlantis — последний в истории космических челноков — приземлился на космодроме имени Джона Кеннеди на острове Мерритт во Флориде совершенно верно по расписанию, в 5.57 утра (13.57 мск). Посадка прошла без происшествий.

Погода была практически совершенной, говорилось в сообщении NASA: сухо, безоблачно и весьма не сильный ветер. Все неравнодушные к космическим полетам имели возможность следить за возвращением шаттла по онлайн-трансляции на сайте американского космического ведомства.

В то время, когда шаттл подлетел к космодрому, на экране показалась картина из кабины пилотов — сияющая огнями посадочная полоса перед носом челнока. Посадка прошла в предрассветных сумерках.

Последним экипажем Atlantis стали капитан корабля Крис Фергюсон, пилот Даг Херли, и космонавты Сэнди Магнус и Рекс Уолхейм.

Шаттл с экспедицией STS-135 стартовал 8 июля, пристыковался к МКС спустя два дня и еще через 11 дней возвратился на Землю. Данный полет завершил 30-летнюю программу Space Shuttle (космический челнок).

Как трудится шаттл

Шаттл стартует вертикально, в один момент включаются водородные двигатели (вторая ступень) и твердотопливные ускорители (первая ступень) — это…

История шаттлов началась в конце 60-х, в то время, когда было принято принципиальное ответ о проектировании многоразовой космической совокупности. Доводы приводились следующие: разве существует транспортная совокупность, которая, сделав собственную задачу, погибает? «Представьте себе самолет, что погибает по окончании перевозки пассажиров», — таковой довод приводили авторы популярных статей.

Специалисты думали, что посредством многоразовой совокупности себестоимость выведения килограмма нужного груза на орбиту упадет в тысячу раз. В первой половине 70-ых годов двадцатого века были подписаны основополагающие документы NASA, выяснившие вид будущего шаттла.

Изначально NASA рассчитывало приблизительно на 50 пусков в год — практически каждую семь дней.

Ресурс каждого шаттла был 20 лет, либо 100 полетов. Практически срок работы был продолжительнее, а число полетов намного меньше.

Шаттл Discovery, рекордсмен, совершил всего 39 полетов.

По замыслу летные опробования шаттлов должны были начаться во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Практически по различным обстоятельствам, а также из-за значительных технических трудностей, первый пуск состоялся 12 апреля 1981 года, ровно через 2 десятилетия по окончании полета Гагарина.

Первый полет шаттла был экспериментальным, экипаж состоял всего из двух человек. Капитаном корабля был ветеран американских космических программ Джон Янг.

Второй полет также прошёл в 1981 году и также с двумя пилотами на борту. В первых пилотируемых полетах с двумя участниками экипажа кабина была оснащена катапультирующимися креслами, что при полной загрузке было нереально.

По завершении испытательных полетов, в то время, когда экипажи стали полными, кресла убрали, в противном случае бы появилась обстановка, что часть экипажа может спастись, а часть нет. Первым шаттлом (не считая тестового Enterprise) была Columbia, вторым Challenger, третьим Discovery, четвертым Atlantis.

Изначально планировался и пятый шаттл, но из-за экономии его изготовление было отменено. Но по окончании смерти Challenger для восстановления частоты запусков еще один шаттл все-таки был выстроен — им стал Endeavour.

Большая частота пусков была достигнута в 1985 году — 9 раз. К концу 80-х годов планировалось выйти на 24 пуска в год, но из-за трагедии Challenger и эти замыслы не были реализованы. Шаттл разрушился на протяжении взлета.

На 73-й секунде полёта на высоте 14 км случился отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Провернувшись около второго, ускоритель пробил главной топливный бак.

Носовую часть, в которой пребывали люди, оторвало и она упала в воду.

Погиб целый экипаж — семь человек, включая и первого космонавта-непрофессионала — бывшую учительницу Кристу Маколифф, которая победила общенациональный конкурс на право лететь в космос, организованный по инициативе аммериканского президента Рональда Рейгана.

К моменту смерти Challenger 28 января 1986 года в очереди на пуск стояло много грузов: NASA намеренно переориентировала грузы на шаттл как на основной носитель, планировалось по большому счету отказаться от одноразовых носителей, за исключением самых легких. Но после этого была неспешно поменяна концепция применения шаттлов: нужные грузы начали запускать одноразовыми ракетами, а шаттл употреблялся как летающая средство и лаборатория грузов и доставки людей сперва на «Мир», а позже на МКС.

Вторая трагедия — смерть Columbia 1 февраля 2003 года — предопределила завершение данной программы.

Шаттл взорвался и сгорел при заходе на посадку. Семеро людей получили смертельные ранения.

Стало ясно, что риск через чур велик, и было издано постановление о завершении полетов шаттлов в 2010 году. Утратить еще один корабль было бы через чур мощным ударом по престижу NASA. Помимо этого, материальные издержки были через чур громадны.

Уже в первые годы эксплуатации цена выведения килограмма нужного груза на орбиту была одного порядка с соответствующим значением для одноразовых ракет (а в конце срока работы кроме того дороже). Цена предполётного обслуживания и эксплуатации была значительно выше, чем планировалось.

Наложило отпечаток да и то, что не удалось выйти на проектное число запусков: цена инфраструктуры осталась прошлой. В то время, когда стало ясно, что себестоимость радикально снизить не удалось, то в качестве главного преимущества стали выдвигать понижение себестоимости создания самого спутника.

Так как грузовой отсек шаттла громадной по размерам и выводимая масса также большая, конструкторы в меньшей степени ограничены размерами и весом нужного груза.

В сша приземлился последний шаттл atlantis, программа космических челноков завершена

Прощальный старт Discovery

Ветшайший шаттл Discovery в последний раз стартовал с мыса Канаверал. В 2011 году США заканчивают эксплуатацию всех судов этого типа.

Весной и…

В то время, когда совокупность «Спейс шаттл» создавалась, все были полны оптимизма, что это только промежуточное звено, которое через пара десятков лет сменится новым поколением всецело многоразовых судов. В итоге кроме того сама программа была реализована в урезанном виде, а изготовление и проектирование всецело многоразовых судов кроме того не были начаты.

Две трагедии продемонстрировали, что совокупность через чур сложна для регулярных полетов с высокой частотой, не хватает надежна и в не сильный степени предусматривала аварийное спасение в отличие от одноразовых космических ракет, где спасение обеспечивается фактически на любых этапах запуска.

По окончании прекращения полетов шаттлов США практически остались без средств подъема космонавтов на МКС.

Заменить челноки обязан будет корабль «Орион», что на данный момент проходит опробования. Первый полет он сможет совершить не ранее 2014 года, и до этого времени США будет пользоваться одолжениями русском космической отрасли, о чем ранее много раз заявляли представители NASA.

Представители американского космического ведомства неоднократно заявляли, что NASA достаточно русскими «Альянсами» и несобирается отказываться от них в пользу аппаратов других государств. Ранее NASA и Роскосмос подписали новые соглашения на сумму 753 миллиона американских долларов, продлевающие договор на доставку космонавтов на МКС до 2016 года.

За одно место для американского космонавта NASA будет платить $51 млн.

Как летал Спейс Шаттл / сложная посадка Шаттла


Читать также:

Читайте также: