Как украсть триллион
В июле этого года министр коммунального хозяйства и строительства на сегодня образовывает более 1, 34 трлн рублей. Это практически в 4 раза выше суммы федеральных бюджетных затрат на здравоохранение в 2017 г. и в три раза больше «кубышки» Федерального дорожного фонда.
О том, что «блудные деньги» нужно всеми силами возвращать в российский бюджет, власть имущие говорят в далеком прошлом и деятельно на всех уровнях – начиная с того же М. Меня и заканчивая главами сельских поселений. Но воз, как говорится, и сейчас в том месте: действенное «оружие» против должников до тех пор пока так и не отыскано.
С больной головы на здоровую
Всегда, в то время, когда госслужащие заводят обращение о долгах в сфере ЖКХ, обычно из их уст сыплются гневные обвинения в адрес неплательщиков из граждан, якобы годами копящих задолженность за услуги ЖКХ. В большинстве случаев, заканчиваются эти речи требованиями ужесточить работу с должниками.
Но господа власть имущие, мягко говоря, лукавят. А вдруг правильнее – бессовестно лгут.
По словам Михаила Меня, сейчас число тех, кто исправно и добровольно оплачивает услуги ЖКХ, образовывает приблизительно 94%. Значительно менее дисциплинированно ведут себя, например, большие фирмы.
А огромная часть долгов висит на управляющих компаниях, каковые, собирая деньги с граждан, далеко не всегда доносят эти средства до ресурсоснабжающих организаций. Грешат таким «недоносом» и организации и муниципальные учреждения.
«Сейчас совокупность выстроена так, что яркие потребители ресурса платят деньги исполнителю одолжений (будь то личная управляющая компания, муниципальная организация либо ТСЖ), что обязан донести эти деньги до ресурсоснабжающей организации, – поясняет Александр Козлов, начальник федерального проекта «Школа грамотного потребителя». – Наряду с этим у исполнителя, что, в большинстве случаев, не может похвалиться избытком денежных средств, обычно появляется соблазн заткнуть собранными деньгами какую-то неожиданную «дырку» – к примеру, отремонтировать ветхие коммуникации либо совершить срочный ремонт в подъездах. В следствии нецелевого использования и такого перераспределения средств у управленцев и появляются долги перед ресурсниками.
Помимо этого, нельзя сбрасывать со квитанций и открыто мошеннические схемы, в то время, когда недобросовестная компания, собиравшая с граждан деньги, сперва аккумулирует их на сторонних квитанциях, а позже намеренно банкротится, оставляя с носом и людей, и ресурсоснабжающую организацию (действительно, сейчас таких случаев, к счастью, делается меньше)».
Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» фонда «Университет экономики города»:
– Как мне известно, приблизительно добрая половина ресурсоснабжающих организаций не желала бы переходить на прямые расчёты с населением. Обстоятельство в том, что им значительно сложнее трудиться с должниками, чем управляющим организациям.
Помимо этого, возложение на них дополнительных и не характерных им обязанностей может привести к тому, что тарифы для населения пара вырастут, а за ними закономерно вырастут и долги.
Напомним, что слова специалиста, к сожалению, многократно подтверждаются делами – в большинстве случаев, уголовными. К примеру, практически пару дней назад в Оренбурге был вынесен обвинительный вердикт директору УК, что кроме того что не доносил до ресурсоснабжающей организации собранные с граждан средства, так ещё и незаконно, на пара тысяч рублей в месяц (!), завышал плату обитателям «подшефных» домов.
Наряду с этим в зале суда горе-управленец пробовал растолковывать, что основная обстоятельство образования долга в 12, 5 млн рублей – низкая платёжная дисциплина обитателей, а собранные деньги он тратил на более значительные потребности наподобие ремонта лифтов и заработных платов сотрудников. Ещё дальше отправился директор нескольких УК в Перми.
Ушлый коммунальщик в течение 4 лет выводил на «левые» счета деньги граждан, накопив долг в сумме 89 млн рублей, и инициировал липовые собрания собственников, где якобы принимались решения о ликвидации и банкротстве принадлежащих ему управляющих компаний. Суд «оценил» попытки обогатиться за счёт граждан в 9, 5 лет колонии неспециализированного режима и штраф в 1 млн рублей.
Необходимо понимать, что подобные долги чреваты не только порчей региональной статистики либо снятием с постов нерадивых управленцев. На грани оказываются тысячи обитателей многоквартирных домов, каковые, например, к моменту начала отопительного сезона рисковали остаться с холодными батареями.
Дело в том, что с 2013 года паспорт готовности к отопительному сезону выдаётся каждому конкретному дому лишь в том случае, если у обслуживающей его организации либо ТСЖ нет долгов за тепловую энергию. К примеру, в Екатеринбурге, где температура окружающей среды ночами уже давно опускается ниже нулевой отметки, много домов не взяли паспорта готовности к зиме.
Обстоятельство – 3, 5 млрд рублей долга,каковые 50 недобросовестных управляющих компаний и ТСЖ не донесли до ресурсоснабжающих организаций. Ещё круче – обстановка в Чувашии, где муниципалитеты задолжали за газ в общем итоге 1, 87 млрд рублей: в следствии поставщик энергоресурса заявлял, что с конца сентября будет должен сократить подачу.
Миллиардные долги ставили под угрозу начало отопительного сезона в уже упомянутом Пермском крае. И таких историй по стране десятки, если не много.
Непременно, отопление в холодный сезон – дело политическое, и его в любом случае включат, но ясно, что обстановку в целом это не спасёт.
Теория прямого ?перехода
Согласно точки зрения специалистов, выход из ситуации возможно лишь один – перевод граждан на прямые расчёты с ресурсоснабжающими организациями, без участия денежных «прокладок» в лице управляющих компаний. Эксперты уверены в том, что сами коммунальщики от этого лишь победят, а жильцы ничего не увидят.
«В случае если честно, для добросовестной управляющей компании сбор с граждан денег на оплату коммунальных ресурсов – это лишняя головная боль, – рассуждает А. Козлов. – Дело в том, что исполнитель обязан как следует довести ресурс, условно говоря, до кранов на кухне и в ванной (в случае если обращение, например, о воде), обеспечить администрирование платежей, напечатать платёжные документы – и наряду с этим ничего за это не взять. По закону подобные услуги относятся к бесплатным обязанностям коммунальщиков.
Ясно, что заниматься этим у «управляшек» особенного жажды нет. И исходя из этого, по моему точке зрения, обычная УК, не заинтересованная в применении неких незаконных схем, сама отпустит жильцов в объятия ресурсников».
«То, что УК копят долги, в какой-то степени закономерно, – продолжает тему Светлана Разворотнева,исполнительный директор НП «Национальный центр публичного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль». – К примеру, они не имеют права брать с обитателей плату за расход ресурса на общедомовые потребности выше определённого уровня, а ресурсоснабжающие организации, конечно, выставляют им счета «по полной программе». Результат – недоплаты, прочие неприятности и просрочки платежей.
Ясно, что добросовестные управляющие компании скинуть данный груз будут лишь рады».
Желаем платить, да некому…
БЫВАЕТ и так, что в следствии происхождения долгов у управляющих компаний события начинают развиваться по сценарию, обрисованному в известной поговорке: «Паны дерутся – у холопов чубы трещат». В частности, в подмосковном Воскресенске заложниками разборок управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями были обитатели двадцати огромных многоквартирных домов в одном из самых многолюдных районов города.
Фактически всё лето люди совершили без тёплой воды, а на данный момент тревожно ожидают, дадут ли отопление. Трагикомизм ситуации содержится в том, что ресурс им отключили за долги, каковые имеется в конечном итоге: за тёплую воду обитатели вправду не платят уже пара месяцев.
Но обстоятельство этих неплатежей только в том, что счета людям всё это время попросту не выставлялись.
«С января этого года из отечественных платёжек провалились сквозь землю графы «отопление и» горячая «вода», говорит «АН» член инициативной группы обитателей пострадавших домов Ольга П. – Как выяснилось, отечественная управляющая компания не известно почему не подписала контракт с поставщиком тепла – компанией «Воскресенские тепловые сети». Оказалось, что УК накопила огромные долги.
Мы постарались заключить с ресурсниками прямой контракт, но нам отказали, почему-то объявив, что это противоречит действующему законодательству. В итоге всё лето жили то без тёплой воды, то с еле тёплой. Наряду с этим поменять управляющую компанию не получалось.
Собственники квартир отказывались категорически, по причине того, что отечественная УК выбрала весьма умную тактику – не снабжая обитателей крайне важным ресурсом, деятельно пускала пыль в глаза, «вылизывая» дворовые территории и спонсируя ремонтные работы пенсионерам. Ясно, что именно они категорически отказывались уходить от таких «красивых» управленцев.
Лишь по окончании продолжительной «войны» нам наконец-то удалось подписать соглашение о прямых расчётах с ресурсниками».
О том, что посредников из совокупности расчётов с ресурсниками необходимо убирать, достаточно давно говорят и на высоком уровне. В частности, в Госдуме уже 2 года лежит закон, в соответствии с которому за коммунальные ресурсы граждане будут платить напрямую поставщикам.К слову, сейчас прямые расчёты также вероятны, но это достаточно сложно сделать юридически: нужно проводить собрание собственников, самостоятельно подписывать соглашения и потом всецело осуществлять контроль и регулировать все взаимоотношения с поставщиками ресурса (см.
Слово закону). Взваливать эту ношу на себя мало кто желает.
От существующей сейчас схемы предлагаемый законотворцами механизм отличается тем, что для граждан, по сути, ничего не изменится. Никаких сбора и общих собраний дополнительных документов проводить не будет необходимо: людям будут приходить совершенно верно такие же платёжки, как и неизменно, – лишь адресат платежей станет вторым.
«Нельзя исключать, что этот закон будет принят уже в осеннюю сессию, – говорит Александр Козлов. – В случае если это случится, денежная роль управляющих компаний в общении с ресурсниками будет сведена к нулю: им останется только осуществлять контроль уровень качества и выступать посредником в разрешении поставщиков ресурса и конфликтов граждан».
Однако, пока в государственной думе «дозревает» закон , кое-какие регионы, устав барахтаться в долговых сетях, инициируют переход на прямые расчёты самостоятельно. Так случилось, к примеру, в Удмуртии, где так, по словам местных государственныхы служащих, оказалось полностью решить проблему.
Статья 162 Жилищного кодекса РФ: яркое управление многоквартирным домом.
1. При ярком управлении многоквартирным домом контракты оказания услуг по содержанию и (либо) исполнению работ по ремонту неспециализированного имущества собственники помещений заключают с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Соглашения заключаются на основании ответов собрания указанных собственников.
Наряду с этим все либо большая часть собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых контрактов.
2. Соглашения тёплого водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (а также поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, а также поставки жёсткого горючего при наличии печного отопления), обращения с жёсткими коммунальными отходами заключаются каждым хозяином помещения, осуществляющим яркое управление многоквартирным домом, от собственного имени.
3. На основании ответа собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих яркое управление, в отношениях с третьими лицами вправе функционировать один из собственников помещений либо иное лицо, располагающее доверенностью, выданной ему в письменной форме всеми либо большинством собственников помещений.
«Вопрос о задолженности управляющих компаний остро стоял ещё 4 года назад. Суммарная задолженность в то время доходила до 2 миллиардов рублей, – говорит Марат Исмагилов, глава Национальной жилищной инспекции при Министерстве энергетики Республики Удмуртия. – Единственным выходом из обстановки виделся постепенный перевод граждан на прямые соглашения с полным «изгнанием» управляющих компаний с роли посредников.
И у нас, фактически, всё оказалось. на данный момент в 90% случаев обитатели платят напрямую ресурсоснабжающим организациям, и ни о каких миллиардных долгах нет и речи, как и об угрозе отключения от поставок ресурсов. К слову, как раз ресурсники были инициаторами для того чтобы перехода.
А добросовестные управляющие компании не сопротивлялись: им было совсем неинтересно собирать чужие деньги без какой-либо пользы для себя. Что касается задолженности граждан, то она по Удмуртии образовывает приблизительно 6% в общей структуре «коммунальных» долгов и ничем не отличается от среднего показателя по стране».
Любой за себя либо всем миром?
НУЖНО заявить, что у прямых контрактов существует и обратная сторона медали.
К примеру, по прямым контрактам большая часть граждан сейчас платят за электричество. Но тут существует ловушка, которая связана с тем, что контроль количеств потребления) в основном лежит на самих гражданах, каковые не всегда выступают добросовестными плательщиками.
В итоге от деятельности таких «махинаторов» страдают ни в чём не повинные честные жильцы.
«Вопрос с совершенствованием механизмов личного учёта необходимо решать чем стремительнее, тем лучше, – уверена Елена Юлегина, начальник Центра публичного контроля в сфере ЖКХ Тверской области. – Помимо этого, нужно кроме этого прорабатывать механизмы личного взыскания, без перекладывания ответственности на всех собственников. Нам всегда приходится разруливать ситуации, которые связаны с тем, что кто-либо из собственников квартир в многоквартирных зданиях систематически занижает настоящие показатели счётчиков.
К примеру, в одном из тверских ТСЖ один таковой «умелец» полтора года отчитывался о нулевом расходе энергии. Спустя время стало известно, что в действительности он тратил в среднем 420 киловатт-часов в месяц!
Оказавшуюся сумму ресурсоснабжающая организация приплюсовала к тратам энергии на общедомовые потребности, и у председателя ТСЖ на данный момент нет другого выхода, не считая как раскидывать эту задолженность на всех жильцов. На мой взор, это полностью несправедливо».
Однако на проблему аналогичной несправедливости имеется и второй взор. Так, согласно точки зрения ведущего юрисконсульта направления «Городское хозяйство» Фонда «Университет экономики города» Дмитрия Гордеева, нужно, наоборот, всячески инициировать солидарную ответственность граждан за неоплату услуг ЖКХ (каковая, он утвержает, что в далеком прошлом и удачно практикуется зарубежом).
«Непременно, совокупность работы с должниками в коммунальной сфере нужно совершенствовать, – рассуждает специалист. – Но, на мой взор, от идеи о том, что стопроцентная собираемость платежей вероятна, пора в далеком прошлом отказаться. Ни одна страна мира не может похвалиться тем, что граждане ни при каких обстоятельствах не допускают задолженностей по коммуналке.
Но фактически везде солидарную ответственность по рискам несёт всё сообщество собственников в конкретном доме либо на конкретной территории. На мой взор, это разумно, поскольку растёт неспециализированная сознательность граждан.
Тогда при задолженности в сообщества сособственники распознают виновных и разберутся с ними. Мне думается, что развивать подобную систему разумно было бы и у нас».
Госслужащие похитили триллион рублей, Опять!!!