Это именем твоим бредили солдаты в медсанбатах
Потрясающая находка нашей филармонии – фон за сценой Малого концертного зала, где собравшиеся ветераны войны и труда, дети войны и почётные гости ждали начала праздничного концерта. На стене был конь и ликующий веснушчатый (весна же!) пацан на нём.
Малец не держал поводья – он вскинул руки, потому что душа у него рвалась ввысь, потому что он скакал от деревни к деревне с одной вестью, с одним великим словом – «Победа!» Но слово не звучало (картина же), и чтобы у зрителя не было сомнений, из сумки торчала газета с портретом Иосифа Сталина…
Но в этом зале всё всем было понятно – ибо пришли они на концерт «Песни нашей Победы». Для Красноярска это уже привычное действо, несколько лет назад задуманное Антониной Григорьевной Севастьяновой и реализованное при финансовой и организационной поддержке А.В.
Девяшина, А.Н. Думанского, А.А. Дьякова, В.В. Куимова, Л.А. Кочубей, О.А. Пащенко, В.А. Ревкуца и В.Н. Севастьянова.
Расположение участников списка продиктовано алфавитом, потому Всеволод Николаевич Севастьянов оказался на последнем месте, хотя должен был находиться, конечно, впереди – как главный вдохновитель и организатор… Следует упомянуть ещё о содействии Совета ветеранов войны и труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, а также Краевой филармонии Красноярска.
В общем, немалые силы брошены на мероприятие, которым город хотел отблагодарить земляков за фронтовые подвиги («За вами труднейшая в мире война – атаки, атаки, атаки…») и за тяжелейший труд в тылу («Чтобы отправить хлеб и танки на фронт солдату-мужику») в 1941-1945 годах.
Ну, а на переднем крае оказалась хрупкая молодая женщина, кумир старшего поколения красноярцев Анна Киселёва. Её множественные титулы мы приводили в предыдущем номере еженедельника «Аргументов недели.
Енисей», поскольку ещё в конце апреля артистка начала готовить себя к одному из главных событий страны и своей творческой жизни. Музыкальное сопровождение осуществлял инструментальный ансамбль «Маэстро» в составе трёх Чепурных (Елена – фортепиано, Ирина – скрипка, Наталья – виолончель) и ещё одного виолончелиста – Сергея Гавриленко.
Традиционно в программу были включены любимые песни тех, военных лет и более современные, но созвучные теме.
Споёмте, друзья, ведь завтра в поход…
Если бы Анна сделала залу такое предложение, можно не сомневаться: половину программы зал с удовольствием разделил бы с нею. Но тогда мы со своим неидеальным слухом и неорганизованным исполнением просто испортили бы себе и ей вечер.
Куда правильнее было слушать дивный голос Анны, восхищаться необыкновенно артистичной подачей каждого куплета, смотреть на неё – в чёрно-белом, в красном, в горошек и время от времени плакать – тихонько или навзрыд. Такой концерт, такая дата…
Первым номером шёл романс Женьки из оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие». Все помнят роман, заглавие которого длиннее названия оперы на одну букву, и все помнят стихотворение Константина Симонова «Жди меня – и я вернусь!».
Ах, если бы это заклинание действовало на войне… И вот это: «Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь, и поэтому знаю: со мной ничего не случится!» Увы, «немало под страшною ношей легло безымянных парней».
Этого «Алёшу» Анна спела негромко, печально, лирично. А вот другого («Баллада о матери» Евгения Мартынова и Андрея Дементьева: «Алексей, Алёшенька, сынок…» – просто на разрыв аорты! Тут и мороз по коже, и сердце пропускает удар, и слёзы, слёзы!
Так же, как на словах «А у мам тоска тоской по Илюшке и по Натке, по единственной такой уплывающей панамке». Даже если бы не было там слова «блокада», слово «Ладога» само бы всплыло в памяти…
Но Анна, умница, давала нашим сердцам передышку. И «Синим платочком», и «Двумя сольди», и «Сашей»… А ещё, чтобы ей самой дать роздых, на сцену вышел солист Театра оперы и балета, тоже лауреат международных конкурсов Алексей Соколов.
Его «Севастопольский вальс» вызвал приятное воспоминание о том, что в Крым можно поехать, как в советские времена, да ещё и по новому мосту!
Потом вернулся минор – это ещё одно творенье диумвирата Мартынов-Дементьев: «Письмо отца». Впрочем, там есть и мажор: «Знай, что вас от беды я всегда берегу». И уж совсем задорно и весело спел оперный дуэт «Смуглянку», а самозваный хор не удержался, подхватил.
Тогда Анна пригласила азартных «хористов» на «Катюшу», не на ту, по которой с удовольствием полазили бы мои внуки, будь она на нашем Мемориале, а на общеизвестную и общелюбимую песню. И зал не подкачал!
Концерт шёл своим чередом. Но «нам нужна была одна Победа, одна на всех» – и солистка её спела.
А уж там подошла очередь «Дня Победы» – заключительного номера программы, который оказался как бы репетицией хорового исполнения на площади Мира – в конечной точке похода Бессмертного полка. Говорят, количество поющих позволило Красноярску попасть в Книгу рекордов.
Ну что тут сказать? Ай да мы! И, конечно, ай да Аннушка! Спасибо… Вам?
Уже как-то хочется сказать – тебе. Мы так сроднились за этот вечер…
Теперь будем с нетерпением ждать следующего концерта «Песни нашей Победы», предъюбилейного…
Эдуард Хиль — Как, скажи, тебя зовут?.. И она ответила — Победа!